Как бизнесу сформировать налоговую безопасность? - «Экономика» » Новости Банков России

Новости Банков

Как бизнесу сформировать налоговую безопасность? - «Экономика»


Среди стран СНГ Казахстан имеет самый либеральный уровень налоговой нагрузки


Как бизнесу сформировать налоговую безопасность? - «Экономика»

Любые решения, которые принимаются в сфере налоговой политики, должны разрабатываться с учетом международной практики и мнения профессионального сообщества. Причем не только практиков, но и представителей сферы науки. Поэтому в Казахстане регулярно проводятся исследования на тему совершенствования налоговых отношений. Как это отражается на бизнес-среде и каким образом предприниматели могут обеспечить собственную налоговую безопасность, в разговоре с корреспондентом еженедельника «Капитал.kz» рассказал вице-президент ОО «Палата налоговых консультантов» Андрей Хорунжий.

– Андрей, интересно, как наука помогает фискальной политике?

– Лучше всего объяснить на конкретном примере. «Палата налоговых консультантов» участвовала в нескольких научных исследованиях, и одно из них касалось налоговых льгот. В Казахстане несколько лет подряд звучала идея о том, что нужно отменить налоговые льготы, потому что государство несет колоссальные потери. Но это ведь неправильно. Прежде чем что-то утверждать, нужно сначала изучить, какие налоговые льготы эффективны, а какие нет. Мы были субподрядчиком Центра по исследованию финансовых нарушений Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, и как раз в ходе научного исследования изучали международную практику касательно того, какие подходы используются для определения налоговых льгот, как разрабатывается система оценки их эффективности. Дело в том, что, когда со стороны правительства звучали версии о том, что бюджет несет потери в части налоговых льгот, то в перечень, по которому рассчитывались потери, включали то, что налоговыми льготами по своей экономической сущности не является. Это первое. Второе: в связи с сокращением строк в формах налоговой отчетности государство потеряло по ряду налоговых льгот статистическую информацию о том, сколько плательщиков ими пользуются и каковы действительные потери бюджета. В развитых странах с конца 1950-х годов применяется система налоговых расходов.

– Как это помогает экономике?

– Почти во всех развитых странах внедрена концепция налоговых расходов, то есть ведется полный учет числа пользователей налоговых льгот, каковы потери от их применения, и рассчитывается эффективность той или иной налоговой льготы. То есть налоговый расход – это, по сути, и есть налоговые льготы, когда государство отказывается от получения части налогов в пользу поддержки бизнеса, то есть заменяет прямое бюджетное финансирование косвенным. Не секрет, что среди стран СНГ Казахстан имеет самый либеральный уровень налоговой нагрузки. Одно из научных исследований, которое мы проводили совместно с Форумом предпринимателей Казахстана, было направлено на то, чтобы выяснить, как внедрение цифровизации, налоговых стимулов с одной стороны позволяет сократить теневую экономику, с другой – как предоставляет бизнесу условия для работы, которые были бы не хуже нынешних. Мы проводили встречу с предпринимателями, они ведь недовольны тем, что задавлены налогами. И два простых вопроса просто переводили всю беседу в совершенно иное русло. Первый: «Когда вы видели своего налогового инспектора?». В зале оказалось не так много людей, которые в течение нескольких лет с ним встречались, большинство его совсем не видели, за исключением каких-то рейдовых выездов. Второй вопрос: «В рамках специального налогового режима установленные для МСБ в 3% и 10% – это много по сравнению с западными странами?». Все ответили, что нет. Налоги не платят не потому, что это дорого, а просто потому что не хотят платить.

– На первом заседании налогового клуба, который провела «Палата налоговых консультантов» вместе с университетом «Нархоз», обсуждалась тема налоговой безопасности бизнеса. Что она собой представляет?

– Тут нужно вспомнить о новом Налоговом кодексе. Я не скажу, что он стал проще, хотя одна из задач, которая ставилась первым президентом перед его разработкой, – упрощение налогового законодательства. Самый простой Налоговый кодекс был в 1995 году – это была маленькая книжка, но к ней существовала куча подзаконных документов. Новый Налоговый кодекс выполнил две главные задачи: значительно усилил и расширил нормы, которые защищают бизнес, и прописал спорные моменты, которые существовали в отношениях налоговых органов и налогоплательщиков, для того чтобы они понимали, как и в каких случаях нужно действовать. Когда мы говорим о налоговой безопасности бизнеса, то это означает, что предприниматель должен знать, что он делает, не нарушать законодательство, принимать решения, которые снимают возможные налоговые риски, предотвращают налоговые споры, претензии.

– Какие действия должен предпринимать бизнес, чтобы обеспечить себе эту самую безопасность?

– Нужно повышать налоговую культуру: знать налоговое законодательство, общаться с профессиональным сообществом, в том числе с аудиторами, налоговыми консультантами, для того чтобы они могли подсказать, направить.

– А налоговое планирование сюда входит?

– Конечно. Но зачастую оно воспринимается как способ меньше платить налогов и делится на две большие составляющие: налоговое планирование государства и налоговое планирование бизнеса. Так вот, если предприниматели не используют инструменты, которые предоставляет государство, для того чтобы заплатить налогов меньше, то они игнорируют ту социально-экономическую политику, которую это же государство реализует.

– То есть если ты не используешь возможность снизить свою налоговую нагрузку, то вредишь государству? Это неожиданная мысль.

– Конечно. Заплатил ты налоги, но если тебе предоставлена возможность развития и ты ее не используешь, то кому ты вредишь?

Государство и налоги недополучает, и не получает нормального субъекта экономики. Так?

– Да, оно же специально вводит все механизмы, для того чтобы бизнес развивался. Если он успешен, создает новые рабочие места, новый валовый продукт, который облагается налогами, то план сработал. Ведь, недополучая сегодня, государство надеется на то, что за счет роста предпринимательства завтра получит больше. Яркий пример – снижение ИПН. Раньше существовала прогрессивная шкала налогообложения до 40%, причем разработанная в 1941 году в Советском Союзе, потом перешли на плоскую шкалу в 10%. И поступлений ИПН не стало меньше.

– Как серые и черные схемы ведения бизнеса влияют на налоговую безопасность?

– Лжепредприятия, с которыми иногда работают бизнесмены, не показывают свои доходы. Я отражаю в своей отчетности расходы, но налоговые органы убирают их из расчетов, убирают НДС, доначисляют налог и на меня уже налагают административную, а иногда и уголовную ответственность. Часть крупного бизнеса желает работать легально, но не может это сделать, потому что покупатели, если я реализую свою продукцию малому бизнесу, тем же мелким магазинам, отказываются приобретать ее официально.

– Как же быть? Не связываться с ними?

– Не могут не связываться, потому что тогда теряется часть бизнеса, нужно использовать механизмы, которые решают эту проблему: электронные счета-фактуры, счета по НДС. Но важно, чтобы налоговая политика при усилении контроля предоставляла инструменты, которые бы стимулировали бизнес работать легально.

– Есть ощущение, что налоги всегда сложно платить, а иногда просто невозможно.

– Я бы так не сказал. Есть сложные налоги – КПН, НДС, но они сложные тогда, когда речь идет о крупном бизнесе, тогда возникают особенности по выплатам налогов.

– Как бизнес стал себя чувствовать после введения нового Налогового кодекса?

– Это лучше спросить у бизнеса. Но хочу сказать, что налоговое законодательствовсегда находится в стадии развития, даже в странах с сильными экономиками.



Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram


Среди стран СНГ Казахстан имеет самый либеральный уровень налоговой нагрузки Любые решения, которые принимаются в сфере налоговой политики, должны разрабатываться с учетом международной практики и мнения профессионального сообщества. Причем не только практиков, но и представителей сферы науки. Поэтому в Казахстане регулярно проводятся исследования на тему совершенствования налоговых отношений. Как это отражается на бизнес-среде и каким образом предприниматели могут обеспечить собственную налоговую безопасность, в разговоре с корреспондентом еженедельника «Капитал.kz» рассказал вице-президент ОО «Палата налоговых консультантов» Андрей Хорунжий. – Андрей, интересно, как наука помогает фискальной политике? – Лучше всего объяснить на конкретном примере. «Палата налоговых консультантов» участвовала в нескольких научных исследованиях, и одно из них касалось налоговых льгот. В Казахстане несколько лет подряд звучала идея о том, что нужно отменить налоговые льготы, потому что государство несет колоссальные потери. Но это ведь неправильно. Прежде чем что-то утверждать, нужно сначала изучить, какие налоговые льготы эффективны, а какие нет. Мы были субподрядчиком Центра по исследованию финансовых нарушений Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, и как раз в ходе научного исследования изучали международную практику касательно того, какие подходы используются для определения налоговых льгот, как разрабатывается система оценки их эффективности. Дело в том, что, когда со стороны правительства звучали версии о том, что бюджет несет потери в части налоговых льгот, то в перечень, по которому рассчитывались потери, включали то, что налоговыми льготами по своей экономической сущности не является. Это первое. Второе: в связи с сокращением строк в формах налоговой отчетности государство потеряло по ряду налоговых льгот статистическую информацию о том, сколько плательщиков ими пользуются и каковы действительные потери бюджета. В развитых странах с конца 1950-х годов применяется система налоговых расходов. – Как это помогает экономике? – Почти во всех развитых странах внедрена концепция налоговых расходов, то есть ведется полный учет числа пользователей налоговых льгот, каковы потери от их применения, и рассчитывается эффективность той или иной налоговой льготы. То есть налоговый расход – это, по сути, и есть налоговые льготы, когда государство отказывается от получения части налогов в пользу поддержки бизнеса, то есть заменяет прямое бюджетное финансирование косвенным. Не секрет, что среди стран СНГ Казахстан имеет самый либеральный уровень налоговой нагрузки. Одно из научных исследований, которое мы проводили совместно с Форумом предпринимателей Казахстана, было направлено на то, чтобы выяснить, как внедрение цифровизации, налоговых стимулов с одной стороны позволяет сократить теневую экономику, с другой – как предоставляет бизнесу условия для работы, которые были бы не хуже нынешних. Мы проводили встречу с предпринимателями, они ведь недовольны тем, что задавлены налогами. И два простых вопроса просто переводили всю беседу в совершенно иное русло. Первый: «Когда вы видели своего налогового инспектора?». В зале оказалось не так много людей, которые в течение нескольких лет с ним встречались, большинство его совсем не видели, за исключением каких-то рейдовых выездов. Второй вопрос: «В рамках специального налогового режима установленные для МСБ в 3% и 10% – это много по сравнению с западными странами?». Все ответили, что нет. Налоги не платят не потому, что это дорого, а просто потому что не хотят платить. – На первом заседании налогового клуба, который провела «Палата налоговых консультантов» вместе с университетом «Нархоз», обсуждалась тема налоговой безопасности бизнеса. Что она собой представляет? – Тут нужно вспомнить о новом Налоговом кодексе. Я не скажу, что он стал проще, хотя одна из задач, которая ставилась первым президентом перед его разработкой, – упрощение налогового законодательства. Самый простой Налоговый кодекс был в 1995 году – это была маленькая книжка, но к ней существовала куча подзаконных документов. Новый Налоговый кодекс выполнил две главные задачи: значительно усилил и расширил нормы, которые защищают бизнес, и прописал спорные моменты, которые существовали в отношениях налоговых органов и налогоплательщиков, для того чтобы они понимали, как и в каких случаях нужно действовать. Когда мы говорим о налоговой безопасности бизнеса, то это означает, что предприниматель должен знать, что он делает, не нарушать законодательство, принимать решения, которые снимают возможные налоговые риски, предотвращают налоговые споры, претензии. – Какие действия должен предпринимать бизнес, чтобы обеспечить себе эту самую безопасность? – Нужно повышать налоговую культуру: знать налоговое законодательство, общаться с профессиональным сообществом, в том числе с аудиторами, налоговыми консультантами, для того чтобы они могли подсказать, направить. – А налоговое планирование сюда входит? – Конечно. Но зачастую оно воспринимается как способ меньше платить налогов и делится на две большие составляющие: налоговое планирование государства и налоговое планирование бизнеса. Так вот, если предприниматели не используют инструменты, которые предоставляет государство, для того чтобы заплатить налогов меньше, то они игнорируют ту социально-экономическую политику, которую это же государство реализует. – То есть если ты не используешь возможность снизить свою налоговую нагрузку, то вредишь государству? Это неожиданная мысль. – Конечно. Заплатил ты налоги, но если тебе предоставлена возможность развития и ты ее не используешь, то кому ты вредишь? – Государство и налоги недополучает, и не получает нормального субъекта экономики. Так? – Да, оно же специально вводит все механизмы, для того чтобы бизнес развивался. Если он успешен, создает новые рабочие места, новый валовый продукт, который облагается налогами, то план сработал. Ведь, недополучая сегодня, государство надеется на то, что за счет роста предпринимательства завтра получит больше. Яркий пример – снижение ИПН. Раньше существовала прогрессивная шкала налогообложения до 40%, причем разработанная в 1941 году в Советском Союзе, потом перешли на плоскую шкалу в 10%. И поступлений ИПН не стало меньше. – Как серые и черные схемы ведения бизнеса влияют на налоговую безопасность? – Лжепредприятия, с которыми иногда работают бизнесмены, не показывают свои доходы. Я отражаю в своей отчетности расходы, но налоговые органы убирают их из расчетов, убирают НДС, доначисляют налог и на меня уже налагают административную, а иногда и уголовную ответственность. Часть крупного бизнеса желает работать легально, но не может это сделать, потому что покупатели, если я реализую свою продукцию малому бизнесу, тем же мелким магазинам, отказываются приобретать ее официально. – Как же быть? Не связываться с ними? – Не могут не связываться, потому что тогда теряется часть бизнеса, нужно использовать механизмы, которые решают эту проблему: электронные счета-фактуры, счета по НДС. Но важно, чтобы налоговая политика при усилении контроля предоставляла инструменты, которые бы стимулировали бизнес работать легально. – Есть ощущение, что налоги всегда сложно платить, а иногда просто невозможно. – Я бы так не сказал. Есть сложные налоги – КПН, НДС, но они сложные тогда, когда речь идет о крупном бизнесе, тогда возникают особенности по выплатам налогов. – Как бизнес стал себя чувствовать после введения нового Налогового кодекса? – Это лучше спросить у бизнеса. Но хочу сказать, что налоговое законодательствовсегда находится в стадии развития, даже в странах с сильными экономиками. Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом. Подписывайтесь на нас в Telegram
0
Другие новости

Это может то, что вы искали