Россияне не почувствуют кризис, пока об этом не скажут по телевизору Согласно данным Profi Online Research, менее трети россиян уже почувствовали на себе отголоски кризиса. Отметим, что в 2009 и 2012 годах таких соотечественников было значительно больше. Для большинства кризис проявился в сокращении зарплаты и бонусов и исчезновении с полок магазинов некоторых товаров.
Исследование компании Profi Online Research, которое имеется в распоряжении портала Банки.ру, показало: лишь 23,6% россиян уже почувствовали на себе кризис. Для сравнения: в 2009 году 59,6% сограждан отмечали на себе отголоски кризиса, а в 2012-м, когда формально никакого кризиса в российской экономике не было, – 32,9%. При этом в 2009, 2012 и 2014 годах в репрезентативной выборке участвовало разное количество респондентов – 862, 1 001 и 5 975 человек соответственно.
По итогам текущего исследования также выяснилось, что 50,2% жителей России, впрочем, как и их близкие, кризиса не почувствовали вообще, 26,2% ответили, что их друзья или знакомые уже ощутили кризис, но их самих он не коснулся.
Для большинства россиян кризис проявился в сокращении зарплаты (42,5% опрошенных), а также в сокращении или невыплате бонусов и премий (29,7%). Кроме того, каждый третий респондент заметил, что с полок магазинов исчезли определенные товары, а каждый десятый – что исчез товар в определенной фасовке. 16,6% опрошенных указали, что их уволили, для 11,6% респондентов компания-работодатель сократила или вовсе отменила соцпакет. В свою очередь 23,7% россиян заявили, что перестали работать компании, услугами которых они ранее пользовались (салоны красоты, магазины, парикмахерские и др.).
Обратим внимание, что в 2009 и 2012 годах значительно большая доля россиян отмечали сокращение зарплат, премий и соцпакетов и рост числа увольнений. Зато теперь значительно большую долю россиян беспокоит продуктовый вопрос. Так, в 2009 году лишь 13,1% соотечественников выбрали вариант ответа «С полок магазинов исчезли определенные товары», в 2012 году таких уже было 19,1%, а в 2014-м их число возросло до 30,9%. Вариант «С полок магазинов исчезли товары в упаковках определенного объема (определенные фасовки)» в 2009 году выбирали 3,4% опрошенных, в 2012 году – 12,5%, а в 2014-м – 10,2%. Эксперты ожидаемо связывают подобную тенденцию с санкционной активностью Запада и ответными санкциями России.
Портал Банки.ру спросил у экспертов рынка, почему в 2014 году россияне настроены более оптимистично по сравнению с 2009 и 2012 годами и ощущают ли сами эксперты приход кризиса.
«Мы на пороге кризиса»
Александр Фалев, председатель правления Росгосстрах Банка:
– Мы на пороге кризиса – так было бы сказать вернее. Устойчивый потребительский спрос, относительно низкая безработица, снижение импорта из-за ослабления рубля и высокие цены на нефть не позволят экономике России упасть. По крайней мере, до конца 2015 года. Далее начнут сказываться секторальные санкции, взаимные ограничения торговли, в том числе торговли энергоносителями, которые уже привели к общему снижению инвестиций в экономику России. Инвестиции же нужны для того, чтобы экономика удержалась на плаву. Альтернативы госинвестициям в нынешних условиях нет. Фонд национального благосостояния – не бездонная бочка, да и сведение темпов роста ВВП на нет в 2015 году также возможно.
Торможение экономики, ускорение инфляции, отток капитала, девальвация, ограничение зарубежного финансирования, увеличение стоимости капитала – вот вызовы, с которыми придется бороться, чтобы экономика России в этом самом кризисе не увязла в 2015 году. Все игроки рынка почувствовали дыхание кризиса. Помимо дефицита ликвидности и конкурентной борьбы за средства вкладчиков на рынке, конечно, ощущается замедление темпов кредитования. Эта тенденция продолжится в следующем году и, вполне вероятно, в первый половине 2016 года. Свою роль в этом сыграют снижение интереса клиентов к кредитам (из-за неуверенности в погашении обязательств), увеличение процентных ставок и ужесточение требований, которое, мы, несомненно, будем наблюдать в этом и в следующем годах.
«Пока про кризис не заговорят на федеральных каналах, кризиса в стране не будет»
Григорий Аветов, директор школы бизнеса университета «Синергия»:
– Во-первых, на настоящий момент работает чисто психологический фактор: СМИ не начали определять текущую ситуацию как кризисную, поэтому и люди относительно спокойны. Пока про кризис не заговорят на федеральных каналах, кризиса в стране не будет. Сейчас, основываясь на опыте 2008–2009 годов, чаще оперируют словами «рецессия» или «стагнация». Во-вторых, текущая ситуация будет иметь долгосрочные, но отложенные процессы. То есть в 2008–2009 годах все произошло достаточно быстро. Я думаю, что про кризис начнут системно говорить после Нового года, если ситуация не стабилизируется.
Если под кризисом подразумевать резкое падение темпов роста экономики с перспективой всеобщего дефицита и регрессии, то нас искусственно уже ввели в состояние кризиса, и в ближайшее полугодие домохозяйства должны почувствовать результаты этого явления.
«С каждым новым кризисом люди все легче его воспринимают»
Дмитрий Лепетиков, начальник управления маркетинговой стратегии и исследований ВТБ 24:
– Сейчас, в отличие, например, от 2009 года, нет ярких признаков кризиса, да и с каждым новым кризисом люди все легче его воспринимают – опыт накапливается.
Чтобы определить, находится ли Россия в кризисе, надо сначала дать его определение. Причем лучше всего не на словах, а на цифрах. Например, отрицательный рост ВВП, двузначная инфляция, сокращение объема депозитов в банках и тому подобное. На мой взгляд, ничего такого мы не видим, а значит, кризиса нет. Есть сильное замедление роста экономики. Думаю, что новый подъем экономики может начаться не ранее второй половины следующего года, а может, и позже.
В банковской системе в целом тоже наблюдается снижение темпов роста, но когда кредитование населения по итогам года вырастет на 16–17%, а объем депозитов физических лиц – минимум на 6–7%, проявлениями кризиса это назвать сложно.
«Текущая ситуация не похожа на кризис 2008–2009 годов»
Станислав Дужинский, аналитик Хоум Кредит Банка:
– Текущая ситуация не похожа на кризис 2008–2009 годов. Во-первых, тогда ухудшение экономической ситуаций было обусловлено внешними факторами, в частности ипотечным кризисом в США. Во-вторых, эти последствия были куда более серьезными для экономики России. В частности, по данным доклада Росстата, падение российского ВВП в 2009 году составило 7,8 %. По итогам 2013 года ВВП вырос на 1,3%, а за январь – июль ВВП увеличился на 0,8% по отношению к аналогичному периоду в прошлом году. Доходы населения также пока не испытывают такого драматического снижения, как это было в 2009 году, когда снижение реальных доходов составило 3,5%. За январь – июль 2014 года данный показатель демонстрирует рост в 3,1%.
Таким образом, можно сказать, что население России достаточно чутко реагирует на изменение экономической ситуации, их представления и ощущения коррелируют со статистическими данными.
«Сейчас ничего резко не падает»
Дмитрий Савченко, главный аналитик Нордеа Банка:
– В 2009 году рынок ощущал последствия резкой девальвации рубля и резкого падения экономики на фоне мирового финансового кризиса. Сейчас ничего резко не падает, даже рубль снижается намного более мягко по сравнению с кризисом 2008–2009 года. В этом свете и восприятие ситуации более благоприятное.
Да, сейчас нет роста, но нет и падения экономики. Да, инфляция выросла, но она не двузначная. Так что витка кризиса может и не произойти. Россия вполне может на какое-то время уйти в стагфляцию: для кого-то это будет означать кризис, а кто-то этого и не заметит.
«В социально-экономическом плане в России все не так уж и плохо»
Антон Фомин, аналитик компании «ИнстаФорекс»:
– На мой взгляд, снижение доли населения, считающей себя жертвой кризиса, связано в первую очередь с тем, что в социально-экономическом плане в России, в общем-то, все не так уж и плохо: зарплаты растут, реальные доходы также подрастают, пусть и не так значительно, как прежде.
В текущем году рост заработной платы в среднем составит 2–3% в реальном выражении и 11–12% – в номинальном (средняя заработная плата по стране ожидается на уровне 34 тысячи рублей в месяц). Кроме того, пенсии также планомерно повышаются – в этом году средняя пенсия составит порядка 11,5 тысячи рублей против 10 тысяч в 2013 году (рост на 15%).
А самое главное – снижается безработица. В текущем году она уже опустилась до исторических минимумов в 4,8%, а до конца 2015 года может снизиться и вовсе до 4%. Связано это в первую очередь с тем, что многочисленные инвестиционные проекты, которые начали реализовываться в 2011–2013 годах, уже дают определенный эффект.
Эффект от кризиса почувствовали на себе в первую очередь представители финансового сектора и «нефтянки». В остальном же уровень жизни населения нисколько не упал.
Анна ДУБРОВСКАЯ,
Россияне не почувствуют кризис, пока об этом не скажут по телевизору Согласно данным Profi Online Research, менее трети россиян уже почувствовали на себе отголоски кризиса. Отметим, что в 2009 и 2012 годах таких соотечественников было значительно больше. Для большинства кризис проявился в сокращении зарплаты и бонусов и исчезновении с полок магазинов некоторых товаров. Исследование компании Profi Online Research, которое имеется в распоряжении портала Банки.ру, показало: лишь 23,6% россиян уже почувствовали на себе кризис. Для сравнения: в 2009 году 59,6% сограждан отмечали на себе отголоски кризиса, а в 2012-м, когда формально никакого кризиса в российской экономике не было, – 32,9%. При этом в 2009, 2012 и 2014 годах в репрезентативной выборке участвовало разное количество респондентов – 862, 1 001 и 5 975 человек соответственно. По итогам текущего исследования также выяснилось, что 50,2% жителей России, впрочем, как и их близкие, кризиса не почувствовали вообще, 26,2% ответили, что их друзья или знакомые уже ощутили кризис, но их самих он не коснулся. Для большинства россиян кризис проявился в сокращении зарплаты (42,5% опрошенных), а также в сокращении или невыплате бонусов и премий (29,7%). Кроме того, каждый третий респондент заметил, что с полок магазинов исчезли определенные товары, а каждый десятый – что исчез товар в определенной фасовке. 16,6% опрошенных указали, что их уволили, для 11,6% респондентов компания-работодатель сократила или вовсе отменила соцпакет. В свою очередь 23,7% россиян заявили, что перестали работать компании, услугами которых они ранее пользовались (салоны красоты, магазины, парикмахерские и др.). Обратим внимание, что в 2009 и 2012 годах значительно большая доля россиян отмечали сокращение зарплат, премий и соцпакетов и рост числа увольнений. Зато теперь значительно большую долю россиян беспокоит продуктовый вопрос. Так, в 2009 году лишь 13,1% соотечественников выбрали вариант ответа «С полок магазинов исчезли определенные товары», в 2012 году таких уже было 19,1%, а в 2014-м их число возросло до 30,9%. Вариант «С полок магазинов исчезли товары в упаковках определенного объема (определенные фасовки)» в 2009 году выбирали 3,4% опрошенных, в 2012 году – 12,5%, а в 2014-м – 10,2%. Эксперты ожидаемо связывают подобную тенденцию с санкционной активностью Запада и ответными санкциями России. Портал Банки.ру спросил у экспертов рынка, почему в 2014 году россияне настроены более оптимистично по сравнению с 2009 и 2012 годами и ощущают ли сами эксперты приход кризиса. «Мы на пороге кризиса» Александр Фалев, председатель правления Росгосстрах Банка: – Мы на пороге кризиса – так было бы сказать вернее. Устойчивый потребительский спрос, относительно низкая безработица, снижение импорта из-за ослабления рубля и высокие цены на нефть не позволят экономике России упасть. По крайней мере, до конца 2015 года. Далее начнут сказываться секторальные санкции, взаимные ограничения торговли, в том числе торговли энергоносителями, которые уже привели к общему снижению инвестиций в экономику России. Инвестиции же нужны для того, чтобы экономика удержалась на плаву. Альтернативы госинвестициям в нынешних условиях нет. Фонд национального благосостояния – не бездонная бочка, да и сведение темпов роста ВВП на нет в 2015 году также возможно. Торможение экономики, ускорение инфляции, отток капитала, девальвация, ограничение зарубежного финансирования, увеличение стоимости капитала – вот вызовы, с которыми придется бороться, чтобы экономика России в этом самом кризисе не увязла в 2015 году. Все игроки рынка почувствовали дыхание кризиса. Помимо дефицита ликвидности и конкурентной борьбы за средства вкладчиков на рынке, конечно, ощущается замедление темпов кредитования. Эта тенденция продолжится в следующем году и, вполне вероятно, в первый половине 2016 года. Свою роль в этом сыграют снижение интереса клиентов к кредитам (из-за неуверенности в погашении обязательств), увеличение процентных ставок и ужесточение требований, которое, мы, несомненно, будем наблюдать в этом и в следующем годах. «Пока про кризис не заговорят на федеральных каналах, кризиса в стране не будет» Григорий Аветов, директор школы бизнеса университета «Синергия»: – Во-первых, на настоящий момент работает чисто психологический фактор: СМИ не начали определять текущую ситуацию как кризисную, поэтому и люди относительно спокойны. Пока про кризис не заговорят на федеральных каналах, кризиса в стране не будет. Сейчас, основываясь на опыте 2008–2009 годов, чаще оперируют словами «рецессия» или «стагнация». Во-вторых, текущая ситуация будет иметь долгосрочные, но отложенные процессы. То есть в 2008–2009 годах все произошло достаточно быстро. Я думаю, что про кризис начнут системно говорить после Нового года, если ситуация не стабилизируется. Если под кризисом подразумевать резкое падение темпов роста экономики с перспективой всеобщего дефицита и регрессии, то нас искусственно уже ввели в состояние кризиса, и в ближайшее полугодие домохозяйства должны почувствовать результаты этого явления. «С каждым новым кризисом люди все легче его воспринимают» Дмитрий Лепетиков, начальник управления маркетинговой стратегии и исследований ВТБ 24: – Сейчас, в отличие, например, от 2009 года, нет ярких признаков кризиса, да и с каждым новым кризисом люди все легче его воспринимают – опыт накапливается. Чтобы определить, находится ли Россия в кризисе, надо сначала дать его определение. Причем лучше всего не на словах, а на цифрах. Например, отрицательный рост ВВП, двузначная инфляция, сокращение объема депозитов в банках и тому подобное. На мой взгляд, ничего такого мы не видим, а значит, кризиса нет. Есть сильное замедление роста экономики. Думаю, что новый подъем экономики может начаться не ранее второй половины следующего года, а может, и позже. В банковской системе в целом тоже наблюдается снижение темпов роста, но когда кредитование населения по итогам года вырастет на 16–17%, а объем депозитов физических лиц – минимум на 6–7%, проявлениями кризиса это назвать сложно. «Текущая ситуация не похожа на кризис 2008–2009 годов» Станислав Дужинский, аналитик Хоум Кредит Банка: – Текущая ситуация не похожа на кризис 2008–2009 годов. Во-первых, тогда ухудшение экономической ситуаций было обусловлено внешними факторами, в частности ипотечным кризисом в США. Во-вторых, эти последствия были куда более серьезными для экономики России. В частности, по данным доклада Росстата, падение российского ВВП в 2009 году составило 7,8 %. По итогам 2013 года ВВП вырос на 1,3%, а за январь – июль ВВП увеличился на 0,8% по отношению к аналогичному периоду в прошлом году. Доходы населения также пока не испытывают такого драматического снижения, как это было в 2009 году, когда снижение реальных доходов составило 3,5%. За январь – июль 2014 года данный показатель демонстрирует рост в 3,1%. Таким образом, можно сказать, что население России достаточно чутко реагирует на изменение экономической ситуации, их представления и ощущения коррелируют со статистическими данными. «Сейчас ничего резко не падает» Дмитрий Савченко, главный аналитик Нордеа Банка: – В 2009 году рынок ощущал последствия резкой девальвации рубля и резкого падения экономики на фоне мирового финансового кризиса. Сейчас ничего резко не падает, даже рубль снижается намного более мягко по сравнению с кризисом 2008–2009 года. В этом свете и восприятие ситуации более благоприятное. Да, сейчас нет роста, но нет и падения экономики. Да, инфляция выросла, но она не двузначная. Так что витка кризиса может и не произойти. Россия вполне может на какое-то время уйти в стагфляцию: для кого-то это будет означать кризис, а кто-то этого и не заметит. «В социально-экономическом плане в России все не так уж и плохо» Антон Фомин, аналитик компании «ИнстаФорекс»: – На мой взгляд, снижение доли населения, считающей себя жертвой кризиса, связано в первую очередь с тем, что в социально-экономическом плане в России, в общем-то, все не так уж и плохо: зарплаты растут, реальные доходы также подрастают, пусть и не так значительно, как прежде. В текущем году рост заработной платы в среднем составит 2–3% в реальном выражении и 11–12% – в номинальном (средняя заработная плата по стране ожидается на уровне 34 тысячи рублей в месяц). Кроме того, пенсии также планомерно повышаются – в этом году средняя пенсия составит порядка 11,5 тысячи рублей против 10 тысяч в 2013 году (рост на 15%). А самое главное – снижается безработица. В текущем году она уже опустилась до исторических минимумов в 4,8%, а до конца 2015 года может снизиться и вовсе до 4%. Связано это в первую очередь с тем, что многочисленные инвестиционные проекты, которые начали реализовываться в 2011–2013 годах, уже дают определенный эффект. Эффект от кризиса почувствовали на себе в первую очередь представители финансового сектора и «нефтянки». В остальном же уровень жизни населения нисколько не упал. Анна ДУБРОВСКАЯ,