Банк России на XII Международном банковском форуме в Сочи озвучил прогноз по оттоку капитала из РФ в 2014 году: около 100 млрд долларов. Между тем ряд экспертов призывают законодательно ограничить движение капитала из страны по образу и подобию Китая. Портал Банки.ру выяснял у экспертов, нужно ли вводить подобные ограничения.
Прогнозы: конфликт плохого с худшим
Банк России сохраняет прогноз по оттоку капитала из РФ в 2014 году в объеме менее 100 млрд долларов. Об этом сообщила журналистам в кулуарах XII Международного банковского форума в Сочи первый заместитель председателя ЦБ Ксения Юдаева. «По нашим оценкам… может быть, около 100 миллиардов долларов», — отметила первый зампред ЦБ, отвечая на вопрос о том, превысит ли отток капитала из страны по итогам года планку в 100 млрд долларов. Для сравнения: пока больше 100 млрд долларов за год из России утекло только в 2008 году – из-за кризиса и войны с Грузией.
Между тем уже за первое полугодие 2014 года отток капитала из РФ составил 75 млрд долларов. Как сообщил 26 августа журналистам заместитель министра экономического развития Алексей Ведев, отток капитала из России по итогам 2014 года составит 100 млрд долларов. Ранее Минэк давал прогноз в 90 млрд долларов. Ведомство было вынуждено пересмотреть ранее одобренный правительством прогноз на 2014—2017 годы в связи с обострением геополитической ситуации и ухудшением макроэкономической конъюнктуры. «Отток капитала: на этот год мы давали оценку в 90 миллиардов долларов, сейчас повысили до 100 миллиардов. На следующие годы тоже несколько ухудшились наши ожидания в отношении притока капитала в Россию», — комментировал Алексей Ведев. Он также сообщал, что в 2015 году чистый отток капитала из РФ составит 40 млрд долларов (прогнозы ранее давали оценку в 30 млрд). При этом отток замедлится только к 2017 году – по оценкам Минэка, до 10 млрд долларов (в предыдущей версии прогноза отток капитала должен был составить 10 млрд долларов уже по итогам 2016 года).
12 сентября 2014 года Банк России представит новую версию основных направлений денежно-кредитной политики. В ней должны содержаться обновленные оценки ключевых макроэкономических показателей на ближайшие годы. Однако экономисты уже настроены в прогнозах менее оптимистично, чем регулятор. Главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова полагает, что отток капитала из РФ за 2014 год составит 120 млрд долларов. Руководитель направления анализа долговых рынков Промсвязьбанка Игорь Голубев и вовсе полагает, что отток превысит 150 млрд долларов.
Капитализм строгого режима
На этом фоне советник президента России по экономической интеграции со странами Таможенного союза Сергей Глазьев, претендовавший на пост главы ЦБ, в интервью «Газете.Ru» заявил, что из-за денежной политики регулятора российский финансовый рынок с начала 2014 года лишился более 4 трлн рублей. «Сохраняя свободный режим для капитальных операций, ЦБ способствует вывозу капитала, который с начала года превысил 80 миллиардов долларов. А если учесть, сколько валютных резервов было потрачено на поддержание курса рубля, то в сумме из-за этой денежной политики российский финансовый рынок лишился более 4 триллионов рублей. Если такая политика будет продолжена, то вывоз капитала в этом году превысит 120 миллиардов долларов», — заявил Глазьев. Он открыто предлагает законодательно ограничить вывоз капитала из России.
С критикой свободного вывода денег за рубеж ранее выступил и президент ассоциации «Россия» депутат Анатолий Аксаков. В интервью Банки.ру он отмечал, что необходимы меры вплоть до принятия «тяжелого» закона об определенных ограничениях на трансграничное движение капитала, как это сделано в Китае. «Вообще, тут я бы предпринял много шагов, в том числе связанных с налоговым маневром. Например, отменил возврат НДС для экспортеров. Можно посчитать, сколько компании теряют из-за того, что у них происходит возврат НДС. Сколько они приобретают благодаря снижению налога на добавленную стоимость. Ну и потом уже определиться с планкой процентов, какие можно устанавливать», — отмечал Аксаков.
Откат назад
Аналитики считают, что законодательные ограничения на вывоз капитала из России могут иметь негативные последствия для российских банков. В частности, это приведет к дефициту ликвидности, учитывая, что часть вкладчиков и инвесторов могут предпочесть держать средства вне банковской системы, отмечает Игорь Голубев. Старший аналитик группы компаний «Альпари» Анна Бодрова в свою очередь подчеркивает, что любое ограничение в банковской сфере способно спровоцировать развитие кризисной ситуации во всем секторе. «Банки могут начать наращивать пассивы, то есть создавать «подушки безопасности» из финансов. При этом баланс между пассивами и активами нарушится, что не очень хорошо», — рассуждает аналитик.
По словам экспертов, ограничение вывода денег из России в итоге приведет к развитию теневых схем. «Ограничения имеют негативные последствия, потому что Центральному банку станет труднее идентифицировать реальный масштаб оттока. Капитал начнет применять полулегальные или серые схемы», — комментирует Наталия Орлова. По ее словам, в этом случае теряется прозрачность платежного баланса. «С точки зрения идентификации динамики разных рынков это затрудняет их диагностику. Мы перестанем понимать: импорт растет потому, что спрос растет, или потому, что есть какие-то фиктивные контракты», — поясняет Орлова.
Столь жесткие меры, как запрет на вывоз денег из страны, «откатят» нашу финансовую систему назад, уверяют экономисты. Так, поясняет управляющий директор рейтингового агентства «Рус-Рейтинг» Александр Овчинников, большим достижением для РФ стала либерализация валютного законодательства. Финальным шагом этого процесса стала отмена Банком России в июле 2006 года последних ограничений на движение капитала, требования о резервировании и использовании специальных счетов для осуществления отдельных операций. «Обеспечение доступа капитала и его свободный отток позволили РФ стать частью мирового экономического и финансового пространства, получив доступ к рынкам, капиталам, технологиям. В 2013 году Минфин, подписав соглашение с международными клиринговыми компаниями Euroclear и Clearstream, открыл международным инвесторам внутренний рынок государственных ценных бумаг, получив позитивный эффект в виде роста капиталоемкости, ликвидности рынка и возможности заимствовать в необходимых для бюджета объемах и на срок до 15 лет», — комментирует управляющий директор агентства «Рус-Рейтинг». Он особо подчеркивает, что заимствовать можно в национальной валюте и по российскому законодательству. По словам Овчинникова, без этих шагов рубль, даже с сильной натяжкой, не мог бы рассматриваться как региональная валюта. А внутренний рынок был бы забыт инвесторами и не мог бы рассматриваться как серьезный источник заимствований для государства.
Введение ограничений на трансграничное движение капитала меняет всю философию действий Центробанка. «Теряется смысл в «свободно плавающем» рубле, переход к которому Банк России планирует с 2015 года», — считает аналитик управления инвестиционных операций Ланта-Банка Роман Ермаков. По его словам, ограничение — это регресс по всем направлениям и дальнейший рост зависимости от поддержки со стороны государства. «В конечном итоге это приведет к росту нагрузки на бюджет и сокращению темпов экономического роста», — поясняет Александр Овчинников.
Россия – не Китай
Многие развивающиеся страны практикуют меры контроля притока-оттока капитала. Ограничения введены, в частности, в Китае, Индии, Бразилии. Александр Овчинников пояснил некоторые нюансы ограничений в Поднебесной. «Валютные операции в Китае подразделяются на стандартные и капитальные. Стандартные трансакции – это сделки, включающие валютные поступления от торговли или услуг, переводы валюты при импорте продукции», — комментирует управляющий директор «Рус-Рейтинга». После получения валютных доходов или платежей, например в ходе экспортно-импортных операций, китайские компании обязаны предоставить в банк таможенную декларацию для подтверждения использования валюты. Операции должны быть утверждены в течение 90 дней, а в случаях отсроченного платежа или аккредитива с отсрочкой срок может быть продлен.
Что касается капитальных трансакций, это международные операции, связанные с прямыми инвестициями, портфельными инвестициями в ценные бумаги и получением иностранных кредитов и займов. В этом случае, говорит Александр Овчинников, необходимо подать заявку в органы валютного контроля. Официально в Китае действуют серьезные ограничения по счету движения капитала. Проекты зарубежных капиталовложений объемом более 100 млн долларов, а в некоторых секторах экономики – более 10 млн долларов должно утверждать Министерство торговли либо его региональные подразделения.
Между тем 8 сентября стало известно, что власти Китая расширили коридор для инвестиций за рубеж, не требующих обязательного одобрения. Как пишет «Коммерсант», начиная со следующего месяца китайские компании смогут инвестировать в иностранные проекты рекордные суммы – вплоть до 1 млрд долларов.
Впрочем, подчеркивают экономисты, экономическая система РФ несопоставима с китайской. «Считается, что если страна практикует валютный контроль, то ввести дополнительные ограничения для нее – это не очень большая проблема. Но если страна полностью отказалась от валютного контроля, перейти к валютному контролю – это очень большой удар рынка», — говорит Наталия Орлова. С ней соглашается Игорь Голубев. По его словам, есть норма для экономики Поднебесной, и инвесторы привыкли к таким условиям. «В свою очередь, в России инвесторы привыкли к довольно комфортной среде в части потоков капитала. Мотивировать инвесторов оставлять капитал вряд ли стоит жесткими мерами», — считает Игорь Голубев. По его словам, скорее можно говорить о прогнозируемой и прозрачной политике государства, комфортном налогообложении и стабильности национальной валюты. Бизнес должен развиваться, а проблему надо решать снизу вверх, подчеркивают эксперты.
«Деньги уходят из России за границу, потому что наша налоговая система слишком громоздкая, бизнес-схемы непрозрачны, инвестиционная привлекательность активов не самая высокая. Стоит сосредоточить внимание на конкретных проблемах, которые провоцируют отток средств, а не закрывать им путь вообще», — резюмирует Анна Бодрова из ГК «Альпари».
Анна БРЫТКОВА,