На Всемирном экономическом форуме Сбербанк провел деловой завтрак по теме «Личностная трансформация в цифровую эру». Участники обсудили, что происходит с личностью в условиях Четвертой промышленной революции и какие навыки необходимо развивать в новых реалиях, что нужно сделать, чтобы возможности, создаваемые цифровыми технологиями, способствовали всеобщему благополучию и счастью вместо того, чтобы усиливать стресс, отчуждение и взаимную враждебность, а также какова роль бизнес-лидеров, правительственных и общественных организаций, местных сообществ в этом процессе.
В мероприятии участвовали лидеры международного и российского бизнеса, представители образования и органов власти. Дискуссию модерировал Президент, Председатель Правления Сбербанка Герман Греф.
На завтраке выступили Андрей Курпатов, научный руководитель Лаборатории нейронаук и поведения человека Сбербанка; Садхгуру, основатель фонда Иша; Наире Вудс, декан Школы госуправления им. Блаватника в Оксфордском университете; Сьюзан Дэвид, содиректор Института коучинга Гарвардской медицинской школы, автор книги «Эмоциональная гибкость»; Якоб Френкель, Председатель Правления JPMorgan Chase International; Рэй Далио, основатель инвестиционной компании Bridgewater Associates.
Открывая дискуссию, Герман Греф отметил, что дискуссия посвящена «важному для всех вопросу — поведение людей, он важен для нас как лидеров организаций и как родителей: мы стоим перед этой проблемой сейчас и понимаем, что перед нашими детьми встанет точно такая же проблема — как остаться востребованными в нынешнем мире?». Он предложил участникам завтрака выбрать, с каким утверждением о трансформации личности в цифровую эпоху они согласны. 76% аудитории поддержали тезис о том, что эта трансформация беспрецедентна по своим масштабам. 23% посчитали, что ничего нового не происходит, потому что человек всегда трансформировался по мере технического прогресса. 1% согласились с тем, что текущая трансформация человека меньше по масштабам, чем во время предыдущих технологических революций.
Андрей Курпатов в своем выступлении обратил внимание собравшихся на риски для мышления, социализации и мотивации, которые несет цифровизация человека.
Андрей Курпатов, научный руководитель Лаборатории нейронаук и поведения человека Сбербанка:
«Если на физическом уровне мы — это то, что мы едим, то же самое можно сказать и о ментальной сфере: мы — то, какую информацию мы потребляем. Наш мозг составляет всего 2% тела, однако тратит 20% энергии и поэтому из двух задач всегда выберет ту, что проще. Соответственно, создатели контента соревнуются друг с другом в том, чтобы сделать его как можно более простым, — в результате происходит перманентная эскалация примитивного контента. Мы переживаем фундаментальную трансформацию — переход из ?Галактики Гутенберга? в ?Галактику Цукерберга?: от цивилизации текста, то есть сложного понятийного мышления, к цивилизации зрительных образов — без системного и аналитического мышления».
Как отметил эксперт, базовые нейронные сети у человека формируются к 25 годам. При этом гиперинформационная среда подавляет работу дефолт-систем мозга, отвечающих за абстрактное мышление. И если мы каждые несколько минут проверяем свой сотовый телефон, дефолт-система мозга просто не успевает запуститься (это занимает 23 минуты), так что у нас просто нет времени, чтобы «пораскинуть мозгами».
Андрей Курпатов, научный руководитель Лаборатории нейронаук и поведения человека Сбербанка:
«Формирование дефолт-системы мозга происходит и через формирование сложных социальных связей. Но когда воспитателем детей становится гаджет, наступает эпидемия ?цифрового аутизма?. В итоге молодые люди не умеют поддерживать долгий психологический контакт друг с другом, не интересуются внутренним миром других людей, считая их легкозаменяемыми. Даже на свиданиях многие молодые люди предпочитают телефон, а не того человека, который находится перед ними. Исследования показали, что при использовании человеком мобильного телефона более 2,5–3 часов в сутки критически возрастают показатели депрессии и суицидального поведения. Где-то смартфоны становятся средством бегства человека от депрессивных мыслей, а где-то и сами по себе провоцируют у него чувство социального одиночества и собственной неполноценности. Если дефолт-система работает плохо, человек утрачивает возможность заглядывать вперед, теряет мотивацию и цели».
В качестве противоядия от этих тенденций Андрей Курпатов порекомендовал практики осознанности, цифровую гигиену и фокус на развитие устойчивых социальных связей.
Следующий выступающий, Садхгуру, подчеркнул, что, независимо от того, в какую эпоху живет человек, его сопровождает страдание.
Садхгуру, основатель фонда Иша:
«Свой интеллект мы используем против себя. Если отключить половину мозга, мы были бы счастливее. Когда человек владеет навыком осознанности, у него все хорошо — и неважно, в каком мире он находится — цифровом или физическом. Наш мозг — это самая сложная машина на планете, но большинство людей не читают инструкцию по его применению. И поэтому, хотя сейчас лучший момент — рекордный с точки зрения числа людей, которые наслаждаются всеми благами цивилизации, — люди по-прежнему жалуются на жизнь, потому что не понимают, как управлять базовыми механизмами своего мозга».
Наире Вудс рассказала о том, как студенты Оксфорда справляются с цифровой интоксикацией.
Наире Вудс, декан Школы госуправления им. Блаватника в Оксфордском университете:
«Даже лучшие университеты мира страдают от эпидемии ментальных заболеваний и цифрового аутизма. Я говорю студентам, что знаю, как за три секунды сделать их умнее: достаточно оставить свои телефоны в раздевалке. И все равно, конечно, многие одновременно покупают ботинки на Amazon и слушают лекцию, в результате и лекцию не запоминают, и ботинки неудачно выбирают. Поэтому цифровая гигиена становится огромным вызовом для всех, ведь соцсети, которые стремятся максимизировать внимание и, следовательно, прибыль, тоже привлекают ученых в сфере нейронаук, которые знают, как привлечь внимание».
Следующим пунктом стал доклад Сьюзан Дэвид, которая отметила, что ключевым навыком в гиперинформационную эпоху становится эмоциональная гибкость.
Сьюзан Дэвид, содиректор Института коучинга Гарвардской медицинской школы, автор книги «Эмоциональная гибкость»:
«Психотерапевт Виктор Франкл, прошедший через нацистские лагеря, сформулировал фундаментальный принцип — мы можем выбирать нашу реакцию на обстоятельства, и в этом выборе заключается наш потенциал к росту и наша свобода. Эмоции — это данные, но не директивы. Мы думаем, что есть хорошие и плохие эмоции, плохих надо избегать, к хорошим стремиться, но на самом деле и те, и другие нужны, потому что несут информацию о том, что нам важно. Важно спрашивать себя, чем мы живем, каковы наши ключевые показатели эффективности, какими людьми мы хотели бы быть. Эмоциональная гибкость — это спокойное принятие себя».
Якоб Френкель обратил внимание на то, как необходимо перестраивать системы образования в соответствии с новой парадигмой.
Якоб Френкель, Председатель Правления JPMorgan Chase International:
«Сегодня нужно не просто давать людям информацию, которая устаревает на следующий день, а обучать действовать в быстро меняющейся среде, выстраивать связи между фрагментированными концепциями, между логикой разных людей, стран и корпораций».
Рэй Далио поделился опытом построения собственной компании и методологией принятия решений.
Рэй Далио, основатель инвестиционной компании Bridgewater Associates:
«Все мы принимаем решения, но обычно не записываем причины, по которым приняли то или иное решение, не анализируем их, и это мешает перейти на более высокий уровень осознанности. Ошибки — это тоже обучение. Боль плюс анализ приводят к прогрессу. Мне удалось создать организацию, в которой лучшие идеи выигрывают по принципам радикальной прозрачности и меритократии — независимо от того, кто их предложил».
Завершая дискуссию, Герман Греф отметил, что перед всеми людьми, организациями и странами сейчас стоят одни и те же проблемы, связанные с вызовами цифровизации. И успешно преодолевать эти вызовы можно, только развивая образование и самообразование.
Герман Греф, Президент, Председатель Правления Сбербанка:
«Сбербанк много средств инвестирует в образовательные программы для сотрудников. Мы разрабатываем новую школьную платформу для России, которая будет прививать детям мягкие навыки. Колоссальная проблема и в том, как готовить учителей, как помогать им развивать собственные навыки межличностного общения. Это наша ответственность, и мы вносим этот вопрос в повестку дня».