Сжатие автомобильного рынка сказывается на количестве автокредитов Количество кредитов на подержанные авто упало в первом полугодии 2014 года на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2013-го. Тем не менее за год на 100 тыс. рублей возросла средняя сумма «подержанного» автокредита, а в топ-5 популярных кредитных авто с пробегом у россиян наравне с Ford Focus и Volkswagen Passat вошли Mazda 6, Audi A6 и BMW 525. Такими данными с Банки.ру поделился суперавтомаркет «Формула 91».
Спрос падает, желание остается
Суперавтомаркет «Формула 91», ведущая автотрейдинговая компания на российском рынке автомобилей с пробегом, зафиксировала снижение числа выданных кредитов в первом полугодии 2014-го на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
По словам руководителя отдела кредитования и страхования «Формулы 91» Анастасии Кушнаревой, снижение связано с тем, что кредитная политика банков стала намного жестче из-за общей закредитованности населения, а также из-за более жесткого регулирования рынка со стороны Центробанка. Кроме того, играют свою роль и опасения банков, связанные со снижением платежеспособности заемщиков.
Автомобильный рынок в России вообще переживает не лучшие времена. Подсчеты комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) показывают, что в январе – июле текущего 2014 года продажи на российским авторынке упали на 9,9%, или на 154,9 тыс. штук новых легковых и легких коммерческих автомобилей по сравнению с аналогичным периодом 2013-го. По состоянию на начало августа всего в 2014 году было продано 1,4 млн автомобилей.
«К сожалению, сжатие автомобильного рынка продолжилось, набрав скорость в июле. В целом тренд тревожный, и маловероятно, что он фундаментально изменится в ближайшее время, — комментировал ситуацию в начале августа председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. — Конечно, Московский автосалон, который откроется в конце августа (он открылся 27 августа и продлится до 7 сентября. – Прим. ред.) должен оказать стимулирующий эффект на продажи автомобилей, особенно принимая во внимание, что осень — сезон высоких продаж. По крайней мере, это то, что происходило обычно. Но разве этот год назовешь обычным?»
Как бы то ни было, согласно опросу «Формулы 91», 37% автолюбителей готовы купить подержанный автомобиль в кредит. Опрос был проведен среди 500 человек на официальной странице компании в социальной сети «ВКонтакте». 54,9% из числа опрошенных указали, что они в принципе не готовы пользоваться кредитными продуктами, 18,1% респондентов будут готовы воспользоваться кредитом, если снизятся процентные ставки, 5,1% — если получить кредит станет проще. 13,8% респондентов считают, что купить автомобиль в кредит проще и удобнее, чем копить, а 8,1% и так набрали много кредитов.
Количество падает, сумма растет
Примечательно, что в 2013 году средняя сумма займа на авто с пробегом составляла 350 тыс. рублей, а оформлялся такой кредит в среднем под 16% чаще всего на пять лет с первоначальным взносом от 10%. В первом полугодии 2014 года средняя сумма выданного в суперавтомаркете кредита «подорожала» и составила 450 тыс. рублей, обычно кредит открывался на четыре года с первоначальным взносом 10–15% и средней процентной ставкой 18% годовых на остаток задолженности. Самыми популярными кредиторами стали АйМаниБанк, банк «Советский», Локо Банк и Росбанк.
Анастасия Кушнарева из «Формулы 91» связывает рост средней суммы кредита на б/у автомобиль с общим подорожанием автомобилей с пробегом, популярностью машин премиум-сегмента, а также с зачастую более низким первоначальным взносом, требуемым дилерами при продаже авто премиум-сегмента.
Рост средней суммы кредита отмечают не во всех банках.
В АйМаниБанке сообщили, что существенных изменений параметров кредита, а именно суммы и срока в 2014 году не наблюдают.
В Райффайзенбанке в первом полугодии 2014 года по сравнению с тем же периодом 2013-го средняя сумма кредита на приобретение нового автомобиля незначительно выросла, пропорционально росту цен на автомобили. «При этом изменения в размере первоначального взноса и сроков, на которые предоставляется кредит, не наблюдалось, — обращают внимание в банке. — Сумма, срок и первоначальный взнос в рамках программ кредитования автомобилей с пробегом стабильны и не подвергались изменениям».
В Сетелем Банке наблюдают некоторое увеличение суммы кредита и обосновывают его прежде всего тем, что банк вошел в партнерские программы с автопроизводителями, имеющими в своем модельном ряду дорогие автомобили. «Также рост среднего чека вызван повышением цен на автомобили, — комментируют в банке. – Кроме того, мы видим, что не все клиенты сейчас готовы внести большой первоначальный взнос и стараются минимизировать его, что влечет за собой увеличение суммы кредита».
Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи
По информации АЕБ, среди новых машин лидерами продаж за январь – июль 2014 года стали Lada, KIA, Renault, Hyundai и Toyota.
В топ-5 суперавтомаркета «Формула 91» среди авто с пробегом, которые россияне предпочитают приобретать в кредит, традиционно входят Ford Focus (он на первом месте) и Volkswagen Passat (третье место). Несмотря на нестабильную ситуацию в стране, к топам присоединились такие отнюдь не бюджетные модели, как Mazda 6 (четвертое место), Audi A6 (пятое) и BMW 525 (второе). Напомним, что топ-5 по итогам 2013 года выглядел следующим образом (в порядке убывания популярности): Volkswagen Passat, Ford Focus, Volkswagen Polo, Chevrolet Lacetti и Mitsubishi Lancer.
«Сейчас и на первичном рынке премиум-сегмент показывает хорошие продажи, и происходит насыщение свежими моделями с высокой репутацией. Клиенты с доходами выше среднего, несмотря на экономические проблемы, не готовы ущемлять себя в области личного автотранспорта, это одна из сторон русского менталитета. В нашей стране личный автомобиль — это визитная карточка владельца», — комментирует Кушнарева выбор россиян в пользу дорогих кредитных авто с пробегом.
Многие банки утверждают, что их заемщики «кутить» все-таки не начали.
«Наш банк работает в сегменте в основном недорогих автомобилей. Средняя стоимость авто в данном сегменте, конечно же, выросла. Однако среди наших заемщиков тенденции к переходу на более дорогие автомобили не наблюдается», — говорит управляющий директор АйМаниБанка Игорь Москалев.
«Сейчас мы видим тенденцию к приобретению авто больше за наличные средства, — отмечает Москалев. — При этом мы ожидаем, что сегмент продаж новых авто в 2014 году сократится на 8–10%, а сегмент автомобилей с пробегом, напротив, вырастет на сопоставимую величину. Каких-либо существенных изменений предпочтений потребителей в связи с санкционной активностью Запада мы не ожидаем».
Начальник управления развития залогового кредитования Райффайзенбанка Наталия Морозова рассказывает, что в банке не так давно была запущена специальная программа кредитования автомобилей премиальных брендов, процентные ставки по которой начинаются от 13% годовых. Благодаря выгодным условиям, действующим в рамках данной программы кредитования, автомобили премиального класса стали доступнее для клиентов кредитной организации, что поспособствовало росту спроса на такие авто. «В 2014 году на автомобильном рынке наблюдается отрицательная динамика: по итогам первых семи месяцев снижение составило 10% по сравнению с результатами этого же периода прошлого года. По прогнозам аналитических агентств, на конец года автомобильный рынок снизится не менее чем на 12–15%. Падение спроса на автомобили в целом естественным образом сказывается по покупку машины в долг. За первое полугодие банками было выдано почти на 19% меньше автокредитов, чем за аналогичный период 2013 года. Во многом это связано с ужесточением со стороны банков требований к заемщикам, повышением ставок на автокредиты, а также в целом на поведение покупателей оказала большое влияние экономическая ситуация в стране», — отмечает Морозова.
«В нашем банке мы замечаем, что заемщики стали брать более дорогие автокредиты, так как мы диверсифицировали портфель брендов, с которыми работаем в рамках совместных программ, в том числе за счет брендов, продающих дорогие автомобили, — говорит директор управления розничных продаж Сетелем Банка Дмитрий Мольков. — Несмотря на все негативные факторы, мы ожидаем, что второе полугодие по объемам продаж автомобилей в России не уступит первому и будет на уровне 1,2–1,3 миллиона автомобилей. Каких-либо существенных изменений в структуре спроса на автомобили не ожидаем. По нашим прогнозам, кредитные продажи останутся на уровне первого полугодия, то есть составят порядка 30–35% от всех проданных автомобилей. Мы также думаем, что следует ожидать роста концентрации банков: мелкие банки и банки, не специализирующиеся на автокредитовании, будут активно вытесняться крупными игроками, имеющими сильную специализацию в автокредитовании».
Анна ДУБРОВСКАЯ,
Сжатие автомобильного рынка сказывается на количестве автокредитов Количество кредитов на подержанные авто упало в первом полугодии 2014 года на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2013-го. Тем не менее за год на 100 тыс. рублей возросла средняя сумма «подержанного» автокредита, а в топ-5 популярных кредитных авто с пробегом у россиян наравне с Ford Focus и Volkswagen Passat вошли Mazda 6, Audi A6 и BMW 525. Такими данными с Банки.ру поделился суперавтомаркет «Формула 91». Спрос падает, желание остается Суперавтомаркет «Формула 91», ведущая автотрейдинговая компания на российском рынке автомобилей с пробегом, зафиксировала снижение числа выданных кредитов в первом полугодии 2014-го на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По словам руководителя отдела кредитования и страхования «Формулы 91» Анастасии Кушнаревой, снижение связано с тем, что кредитная политика банков стала намного жестче из-за общей закредитованности населения, а также из-за более жесткого регулирования рынка со стороны Центробанка. Кроме того, играют свою роль и опасения банков, связанные со снижением платежеспособности заемщиков. Автомобильный рынок в России вообще переживает не лучшие времена. Подсчеты комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) показывают, что в январе – июле текущего 2014 года продажи на российским авторынке упали на 9,9%, или на 154,9 тыс. штук новых легковых и легких коммерческих автомобилей по сравнению с аналогичным периодом 2013-го. По состоянию на начало августа всего в 2014 году было продано 1,4 млн автомобилей. «К сожалению, сжатие автомобильного рынка продолжилось, набрав скорость в июле. В целом тренд тревожный, и маловероятно, что он фундаментально изменится в ближайшее время, — комментировал ситуацию в начале августа председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. — Конечно, Московский автосалон, который откроется в конце августа (он открылся 27 августа и продлится до 7 сентября. – Прим. ред.) должен оказать стимулирующий эффект на продажи автомобилей, особенно принимая во внимание, что осень — сезон высоких продаж. По крайней мере, это то, что происходило обычно. Но разве этот год назовешь обычным?» Как бы то ни было, согласно опросу «Формулы 91», 37% автолюбителей готовы купить подержанный автомобиль в кредит. Опрос был проведен среди 500 человек на официальной странице компании в социальной сети «ВКонтакте». 54,9% из числа опрошенных указали, что они в принципе не готовы пользоваться кредитными продуктами, 18,1% респондентов будут готовы воспользоваться кредитом, если снизятся процентные ставки, 5,1% — если получить кредит станет проще. 13,8% респондентов считают, что купить автомобиль в кредит проще и удобнее, чем копить, а 8,1% и так набрали много кредитов. Количество падает, сумма растет Примечательно, что в 2013 году средняя сумма займа на авто с пробегом составляла 350 тыс. рублей, а оформлялся такой кредит в среднем под 16% чаще всего на пять лет с первоначальным взносом от 10%. В первом полугодии 2014 года средняя сумма выданного в суперавтомаркете кредита «подорожала» и составила 450 тыс. рублей, обычно кредит открывался на четыре года с первоначальным взносом 10–15% и средней процентной ставкой 18% годовых на остаток задолженности. Самыми популярными кредиторами стали АйМаниБанк, банк «Советский», Локо Банк и Росбанк. Анастасия Кушнарева из «Формулы 91» связывает рост средней суммы кредита на б/у автомобиль с общим подорожанием автомобилей с пробегом, популярностью машин премиум-сегмента, а также с зачастую более низким первоначальным взносом, требуемым дилерами при продаже авто премиум-сегмента. Рост средней суммы кредита отмечают не во всех банках. В АйМаниБанке сообщили, что существенных изменений параметров кредита, а именно суммы и срока в 2014 году не наблюдают. В Райффайзенбанке в первом полугодии 2014 года по сравнению с тем же периодом 2013-го средняя сумма кредита на приобретение нового автомобиля незначительно выросла, пропорционально росту цен на автомобили. «При этом изменения в размере первоначального взноса и сроков, на которые предоставляется кредит, не наблюдалось, — обращают внимание в банке. — Сумма, срок и первоначальный взнос в рамках программ кредитования автомобилей с пробегом стабильны и не подвергались изменениям». В Сетелем Банке наблюдают некоторое увеличение суммы кредита и обосновывают его прежде всего тем, что банк вошел в партнерские программы с автопроизводителями, имеющими в своем модельном ряду дорогие автомобили. «Также рост среднего чека вызван повышением цен на автомобили, — комментируют в банке. – Кроме того, мы видим, что не все клиенты сейчас готовы внести большой первоначальный взнос и стараются минимизировать его, что влечет за собой увеличение суммы кредита». Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи По информации АЕБ, среди новых машин лидерами продаж за январь – июль 2014 года стали Lada, KIA, Renault, Hyundai и Toyota. В топ-5 суперавтомаркета «Формула 91» среди авто с пробегом, которые россияне предпочитают приобретать в кредит, традиционно входят Ford Focus (он на первом месте) и Volkswagen Passat (третье место). Несмотря на нестабильную ситуацию в стране, к топам присоединились такие отнюдь не бюджетные модели, как Mazda 6 (четвертое место), Audi A6 (пятое) и BMW 525 (второе). Напомним, что топ-5 по итогам 2013 года выглядел следующим образом (в порядке убывания популярности): Volkswagen Passat, Ford Focus, Volkswagen Polo, Chevrolet Lacetti и Mitsubishi Lancer. «Сейчас и на первичном рынке премиум-сегмент показывает хорошие продажи, и происходит насыщение свежими моделями с высокой репутацией. Клиенты с доходами выше среднего, несмотря на экономические проблемы, не готовы ущемлять себя в области личного автотранспорта, это одна из сторон русского менталитета. В нашей стране личный автомобиль — это визитная карточка владельца», — комментирует Кушнарева выбор россиян в пользу дорогих кредитных авто с пробегом. Многие банки утверждают, что их заемщики «кутить» все-таки не начали. «Наш банк работает в сегменте в основном недорогих автомобилей. Средняя стоимость авто в данном сегменте, конечно же, выросла. Однако среди наших заемщиков тенденции к переходу на более дорогие автомобили не наблюдается», — говорит управляющий директор АйМаниБанка Игорь Москалев. «Сейчас мы видим тенденцию к приобретению авто больше за наличные средства, — отмечает Москалев. — При этом мы ожидаем, что сегмент продаж новых авто в 2014 году сократится на 8–10%, а сегмент автомобилей с пробегом, напротив, вырастет на сопоставимую величину. Каких-либо существенных изменений предпочтений потребителей в связи с санкционной активностью Запада мы не ожидаем». Начальник управления развития залогового кредитования Райффайзенбанка Наталия Морозова рассказывает, что в банке не так давно была запущена специальная программа кредитования автомобилей премиальных брендов, процентные ставки по которой начинаются от 13% годовых. Благодаря выгодным условиям, действующим в рамках данной программы кредитования, автомобили премиального класса стали доступнее для клиентов кредитной организации, что поспособствовало росту спроса на такие авто. «В 2014 году на автомобильном рынке наблюдается отрицательная динамика: по итогам первых семи месяцев снижение составило 10% по сравнению с результатами этого же периода прошлого года. По прогнозам аналитических агентств, на конец года автомобильный рынок снизится не менее чем на 12–15%. Падение спроса на автомобили в целом естественным образом сказывается по покупку машины в долг. За первое полугодие банками было выдано почти на 19% меньше автокредитов, чем за аналогичный период 2013 года. Во многом это связано с ужесточением со стороны банков требований к заемщикам, повышением ставок на автокредиты, а также в целом на поведение покупателей оказала большое влияние экономическая ситуация в стране», — отмечает Морозова. «В нашем банке мы замечаем, что заемщики стали брать более дорогие автокредиты, так как мы диверсифицировали портфель брендов, с которыми работаем в рамках совместных программ, в том числе за счет брендов, продающих дорогие автомобили, — говорит директор управления розничных продаж Сетелем Банка Дмитрий Мольков. — Несмотря на все негативные факторы, мы ожидаем, что второе полугодие по объемам продаж автомобилей в России не уступит первому и будет на уровне 1,2–1,3 миллиона автомобилей. Каких-либо существенных изменений в структуре спроса на автомобили не ожидаем. По нашим прогнозам, кредитные продажи останутся на уровне первого полугодия, то есть составят порядка 30–35% от всех проданных автомобилей. Мы также думаем, что следует ожидать роста концентрации банков: мелкие банки и банки, не специализирующиеся на автокредитовании, будут активно вытесняться крупными игроками, имеющими сильную специализацию в автокредитовании». Анна ДУБРОВСКАЯ,