Платежная система China UnionPay рассчитывает выпустить в России 2 млн карт в ближайшие три года. Это вполне реальная перспектива. Более того, при определенных условиях темпы проникновения карт китайской системы в наши кошельки могут оказаться намного выше.
CUP по-китайски
China UnionPay (CUP) – китайская национальная платежная система, объединяющая множество китайских и некоторое количество зарубежных банков. Она появилась в 2002 году и изначально работала на внутреннем рынке, защищенном от конкуренции со стороны международных карточных систем Visa и MasterСard. Но несколько лет назад China UnionPay начала экспансию на зарубежные рынки и очень быстро распространилась по всему миру. Объем операций по картам UnionPay за пределами Китая пока нельзя сравнить с объемом операций крупнейших платежных систем. Но он очень быстро растет — на десятки процентов каждый год. В последние два года UnionPay начала активно работать с Россией, стремясь отвоевать долю рынка у испытывающих проблемы в связи с возросшими политическими рисками международных платежных компаний.
Еще недавно почти отсутствовавшая на российском рынке альтернатива Visa и MasterCard сегодня имеет соглашения о сотрудничестве с 30 крупными и мелкими отечественными банками. Карточки с логотипом UnionPay обслуживаются в банкоматах ВТБ, Газпромбанка, Росбанка и других кредитных организаций — по состоянию на середину июля 2014 года, всего более чем в 30 тыс. точек. А оплатить товары картой китайской системы можно в десятках тысяч российских магазинов.
Пока ни один банк в России не эмитирует карты UnionPay сами по себе. Но есть несколько «совместных» предложений, когда одна и та же пластиковая карта работает в РФ в рамках одной из отечественных платежных сетей, а за рубежом — как UnionPay. Таких карт выпущено уже около 50 тыс. штук. Впрочем, до появления «чистых» карточек UnionPay осталось ждать совсем немного — работа в этом направлении активно ведется как самой системой, так и российскими банками, заинтересованными в сотрудничестве с ней.
Россия в этом смысле находится в общемировом тренде. На сегодняшний день платежи и снятие наличных с карт UnionPay доступны в 12 млн магазинов и более чем в 1,1 млн банкоматов по всему миру. Владельцы карточек обслуживаются в 142 странах, а банки более 30 стран уже начали выпуск собственных карт UnionPay. В общей сложности на конец июня 2014 года система эмитировала 4,2 млрд карт, в основном в Китае.
По данным исследовательской компании Nilson Report, дебетовые карты China UnionPay в 2013 году впервые вышли на первое место в мире по совокупному торговому обороту, обойдя кредитные карты Visa и все другие способы платежей. Среди дебетовых карт мировое лидерство CUP по объемам торговых платежей и вовсе неоспоримо: доля китайской платежной системы превышает 47%, тогда как доля карт Visa составляет 40,6%, а MasterСard — 12,2%. В общей сложности через все карты системы (дебетовые и кредитные) за 2013 год прошло платежей на 5,3 трлн долларов (на 48% больше, чем в 2012-м).
Мировой интерес к китайской системе не случаен. Если до недавних пор она была распространена практически только на родине, то в последние годы широко разбросанная по миру китайская диаспора начала знакомить с UnionPay жителей других стран.
Зачем UnionPay иностранцам
Развитие китайской платежной системы в других странах может быть интересно их жителям с трех точек зрения.
Во-первых, предпринимателям и банкам нельзя упускать новую группу потребителей их услуг — китайских туристов. В 2013 году китайцы совершили 97 млн зарубежных туристических поездок и потратили на эти цели 102 млрд долларов (по данным Государственной туристической администрации Китая). Если исключить из этого числа поездки в соседние Гонконг и Макао (которые являются частью КНР), останется примерно 53 млн «настоящих» зарубежных туров за год. По прогнозам компании Global Blue (глобальный оператор сервисов taх free), в 2014 году это число вырастет до 60 млн поездок, а в 2016-м – превысит 77 млн.
При этом для многих китайцев понятия UnionPay и «платежная карта» — синонимы, так как известные в остальном мире Visa и MasterCard в Китае развиты слабо. Соответственно, предоставление жителям Поднебесной возможности платить за товары и услуги привычным способом даст дополнительный доход местным магазинам, гостиницам и прочим компаниям, работающим на туристическом рынке. В 2013 году Россию посетили более 400 тыс. туристов из Китая, что на 40% больше, чем годом ранее. С учетом активно развивающихся связей между Россией и Китаем, можно предположить, что уже в ближайшие годы количество китайских туристов в России перевалит за миллион. Достаточно сказать, что страны, привлекающие гостей из Китая, испытывают кратный рост числа поездок: за три последних года количество китайских туристов в Норвегию, Исландию и Грецию выросло втрое, а в Канаду — вдвое.
Вторая причина хороших перспектив китайской платежной системы в других странах связана с растущим туристическим и деловым потоком в Китай. Поднебесная развивает этот бизнес, упрощая въезд и пребывание на своей территории. Так, в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу, Чэнду, Чунцине и Даляне введен режим безвизового въезда, после которого разрешено пребывание в Китае на 72 часа. Такая льгота действует для туристов из 45 стран, в том числе и России. Учитывая относительно слабое развитие западных карточных систем в Китае, иностранным туристам и предпринимателям — особенно тем, кто приезжает в страну не раз, — проще брать с собой карту UnionPay и спокойно пользоваться ею практически во всех магазинах и банкоматах.
Наконец, третья причина оправданности интереса иностранцев к UnionPay — особые преимущества, которые предоставляет система владельцам карт. Чтобы привлечь внимание европейцев, австралийцев, американцев и других представителей развитых стран мира, в кошельках у которых уже много лет лежит несколько карточек с привычными логотипами, китайская компания предлагает особые условия: двухвалютные карты, отсутствие комиссий на обмен при платеже не в валюте карты, скидки в крупных торговых центрах и аэропортах. Летом 2014 года «программа преференций» включала особые условия покупок в 40 регионах 20 стран мира и в 60 аэропортах, в общей сложности к программе подключено более 1 тыс. продавцов. Понятно, что свои преимущества и бонусы есть у всех систем платежей. Но для того, чтобы получить свое место на рынке, UnionPay приходится быть как можно более дружественной к клиентам.
Защита от политиков
Все перечисленные выше причины потенциального успеха UnionPay на иностранных рынках есть и в России. Но в наших условиях к ним добавляется еще одна: защита от угрозы внезапной приостановки обслуживания карт западных систем. В нынешней политической ситуации нельзя быть уверенным, что нормально работающий сегодня банк, выпустивший карту с логотипом Visa или MasterСard, завтра не попадет под действие санкций со стороны американских или европейских властей. В свою очередь. российские карточные компании не предоставляют возможности использовать свои карты за рубежом. В результате всегда есть опасность в самый неподходящий момент остаться с кусочком бесполезного пластика в руках – вместо удобного платежного средства.
Власти КНР пока не собираются вводить санкции против российских компаний и банков. Наоборот, китайцы пользуются возможностью расширить присутствие своих компаний на российском рынке, замещая наших западных партнеров. Вполне возможно, что с запуском полноценного обслуживания карт UnionPay в российских банках многие активные пользователи пластика захотят подстраховаться и получить китайскую карту в качестве альтернативы американским.
Пожалуй, в этом сейчас заключается основная интрига: если ситуация с Visa и MasterСard в России нормализуется, китайцам будет очень сложно проникнуть на наш рынок. Конечно, нет ничего невозможного, но усилий им придется приложить очень много. Если же американские или российские власти продолжат создавать серьезные проблемы международным сетям, россияне сами захотят воспользоваться альтернативным китайским предложением. Тогда можно ожидать распространения в России миллионов карт с логотипом UnionPay.
На сегодня в России эмитировано в общей сложности 45 тыс. карт, работающих в системе UnionPay (а также параллельно в той или иной локальной российской сети). Это совсем немного, но уже в ближайшие месяцы следует ожидать резкого роста их количества. Согласно сегодняшним планам, UnionPay собирается довести число выпущенных в России карт до 2 млн в течение трех лет. Это тоже не очень много: у конкурентов количество выпущенных карт исчисляется десятками миллионов. Но они работают на российском рынке уже не первое десятилетие, а китайские карты только-только начинают появляться.
UnionPay: как это работает
Чтобы понять, в каком примерно виде китайская платежная система будет предлагать свои услуги россиянам, можно посмотреть на опыт стран, где UnionPay уже успешно работает, например Канады или Австралии. В этих странах банки, выпускающие карточки UnionPay, действуют примерно одинаково. Их дебетовые карты привязаны к двум счетам: в местной валюте и в юанях. Если клиент совершает платеж в своей стране, деньги снимаются со счета в местной валюте; если клиент расплачивается в Китае, то в дело идет счет в юанях. Наконец, при расчетах в третьих странах происходит конвертация из австралийского или канадского доллара в местную валюту. При этом клиент не платит комиссию за конвертацию, а сама она происходит напрямую (не через американский доллар или евро) по биржевому курсу.
Карты бесплатны в обслуживании, также не взимается плата за большую часть снятия наличных. В некоторых случаях за работу с банкоматом платеж все-таки берется — до 2% от суммы снятия плюс 1,5–5 местных долларов. Как хорошо видно по этим условиям, китайские карты в этих банках заметно дешевле большинства аналогов. Но, с другой стороны, по ним не предусматривается начисление каких-либо значимых процентов на остаток, к чему уже привыкли многие россияне. К тому же тарифы в российских банках могут быть и другими.
В любом случае надо дождаться появления первых реальных предложений на рынке. Благо ждать осталось недолго: уже в этом году несколько российских банков, включая крупные, выпустят свои первые платежные карты China UnionPay.
Денис ФОНОВ, заместитель председателя правления Лайтбанка, для