Заемщики массово судятся с лизинговыми компаниями, оспаривая договоры купли-продажи автомобилей и незаконное, по их мнению, изъятие транспортных средств. Кто прав? Разбираемся с ситуацией. Если ввести в Google запрос «Займы под залог ПТС», ссылку на сайт «Национальный кредит» можно увидеть на первой странице поисковой выдачи. А вот узнать адрес офиса компании уже не так просто. На сайте natcredit.ru его нет, указан только телефон. Но и по телефону сотрудник контакт-центра сообщить адрес мне отказалась: «Оставьте заявку, с вами свяжется наш менеджер». Я назвала марку авто и сумму займа, после чего получила СМС-сообщение: «Вам одобрено получение денежных средств. Необходимые документы: паспорт РФ, ВУ, ПТС, СТС, второй ключ». И вот он, наконец, вожделенный адрес офиса в Москве: Николоямская, д. 52, с. 1. Лабиринт дворов в районе метро «Таганская». Вывесок и указателей на доме по нужному мне адресу нет. Внутри небольшое помещение, по стенам развешаны плакаты. На одном изображен мужчина в темных очках в автомобиле и надпись: «Оптимальное решение». На другом мужчина представительного вида уже возвышается над облаками с надписью «Свобода выбора». И везде крупным шрифтом название компании: «Финансист». Прохожу, говорю, что записывалась на консультацию. На мое недоумение: «Я звонила в компанию «Национальный кредит», а здесь вывески «Финансист» — мне отвечают: «Мы уже не «Национальный кредит», просто доводим его сделки. Мы брокерская компания, но сотрудничаем с теми же компаниями, с которыми сотрудничает «Национальный кредит». Молодой человек, назвавшийся Антоном, сообщил, что ставка финансирования зависит от марки и состояния автомобиля, сроков займа, а также от того, есть ли на автомобиле обременение. «Вы приезжаете на автомобиле с пакетом документов, мы оцениваем автомобиль, составляем договор о финансовом лизинге, где мы передаем ваш автомобиль нам в собственность… Это все формально, очень много недобросовестных клиентов было, поэтому мы так делаем. Автомобиль изымается, только если вы не платите после 20 дней по графику платежей. Либо если будете выезжать за территорию РФ. Ставка за пользование кредитом составляет в среднем 6%», — рассказывает менеджер Антон. Эти же «6% фиксировано» будут фигурировать в СМС-сообщениях, которые в большом количестве будут приходить на мой телефон позднее. На просьбу пояснить подробнее про ставку менеджер отвечает, что условия подбираются индивидуально. Зато охотно разрешает ознакомиться с условиями выданного ранее договора и даже сфотографировать для изучения. А изучить его стоит более чем внимательно. Как показывает практика, заемщиков, которые не сделали этого, ждал большой сюрприз. Граждане массово оспаривают в судах заключение договоров с лизинговыми компаниями. Об этом Новости Банков рассказали сами заемщики и представители Общероссийского народного фронта (ОНФ). Обращения от клиентов, которые лишились своего имущества после получения займа под залог автомобиля по итогам оформления возвратного лизинга, стали поступать еще в конце 2017 года, говорит руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева. Параллельно ОНФ анализировал данные открытых источников, отзывы и жалобы и выяснил, что под разными брендами по схеме возвратного лизинга работает более 150 таких фирм в 40 регионах страны. «Схему возвратного лизинга с участием физических лиц мы расцениваем как один из ярких примеров богатой фантазии серых кредиторов. По сути, это псевдокредитование под залог транспортного средства. Множество граждан по всей стране лишились своих автомобилей, остались с долгами и получили серьезные проблемы с нелегальными взыскателями», — заявила Лазарева. Супруг Ирины Мирецкой из Санкт-Петербурга взял 150 тыс. рублей под залог ПТС в компании «ДС-Лизинг». При оформлении займа он заключил договор купли-продажи своего автомобиля «Опель-Астра» 2012 года. О наличии займа Ирина узнала за два дня до смерти мужа (он был болен раком), когда к ней обратились почему-то из фирмы «Прогресс-лизинг» с требованием вернуть оставшиеся 50 тыс. рублей долга. На седьмой день после смерти мужа автомобиль угнали. Размер просроченных процентов и штрафов составил 655 тыс. рублей, сообщили Ирине в компании. «Как только я подала первый иск в суд на компанию, она объявила о розыске автомобиля. В полиции мне объяснили: машина не ваша, она принадлежит лизинговой компании, вы прав на нее не имеете», — рассказывает собеседница Новости Банков. Суд встал на сторону компании, потребовав с Ирины выплатить 50 тыс. рублей (остальную сумму компания списала). Лизинг для физических лиц регулируется Гражданским кодексом РФ, федеральным законом от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» и законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Схема возвратного лизинга такова. Клиент по рекламной наводке приезжает на автомобиле за займом в организацию, которая может представляться как автоломбард, лизинговая компания, финансовый брокер. Предоставляет паспорт техсредства. Далее с ним заключают два договора: купли-продажи машины и договор о лизинге. Сотрудники компании, скорее всего, расскажут, что никаких рисков заемщик не несет, а договор купли-продажи авто — лишь формальность, он составляется как гарантия выплаты средств. Однако по документам клиент теперь не является собственником автомобиля, а только арендует его, выплачивая также проценты за заем. Собственником автомобиля является компания. Изъять автомобиль, то есть прекратить договор лизинга, компания может сразу по нескольким причинам. Среди них — выезд за пределы территории регистрации ТС, просрочка платежей более чем на 20 дней. И как раз в просрочке таится главная опасность таких кредитов. В договоре с одной из «возвратно-лизинговых» компаний, с которым ознакомился Новости Банков, штраф за просрочку расписан так: штрафная неустойка в размере 4 860 рублей за каждый календарный день просрочки в течение первых десяти календарных дней просрочки и, внимание, 27 тыс. рублей за каждый календарный день просрочки начиная с 11-го календарного дня просрочки до даты исполнения обязательств. Учитывая сумму займа по этому договору (около 500 тыс. рублей), несложно посчитать, что штраф начисляется по ставке 162% в месяц. А если учесть, что аналогичный автомобиль на специализированных сайтах продаж подержанных автомобилей оцениваются в 1,1 млн рублей, сделка для лизингодателя будет более чем выгодная. Некоторые собеседники Новости Банков указывали, что просрочка возникала не по их вине, а, например, из-за запутанной системы оплаты через разные банки, сбоев в работе личного кабинета на сайте лизингодателя. Жительница Ростова-на-Дону Ольга Калюжина в августе 2017 года приобрела новый «Мерседес-Бенц» С-класса 2000 года за 2,4 млн рублей. Через год она увидела рекламу займов под залог ПТС компании «Национальный кредит». После того как Ольга оставила заявку на получение займа, ее пригласили в ООО «Донская лизинговая компания» для получения займа в размере 250 тыс. рублей. «Представитель компании разъяснил мне, что компания является лизинговой и для получения займа мне необходимо заключить лизинговый договор под залог личного автомобиля… Когда я спросила, почему этот договор называется лизинговым, то сотрудник компании объяснил, что кредит выдается под залог автомобиля, который остается как бы в лизинге у должника», — говорится в обращении Калюжиной в отдел полиции (копия есть у Новости Банков. — Прим. ред.). По условиям договора в августе 2018 года сумма ежемесячного платежа составляла 22 тыс. 916 рублей 75 копеек. В случае просрочки на нее налагался штраф в размере 6 тыс. рублей. В сентябре 2018 года заемщица допустила просрочку, и у нее образовалась просроченная задолженность на сумму 36 тыс. 416 рублей. Ольга попросила сына, Виктора, оплатить просрочку. Когда сын пришел с деньгами в офис, ему объявили, что за прошедшие с момента просрочки менее чем два месяца платеж составляет уже более 800 тыс. рублей, поскольку были начислены проценты за каждый день просрочки. «Также сыну предложили передать мне текст договора купли-продажи ее автомобиля на эту сумму, чтобы я данный фиктивный договор подписала. Никаких указанных грабительских условий мой кредитный договор не содержал, я никому свой автомобиль не передавала и делать этого не собиралась», — говорится в обращении. В ноябре, рассказывает Виктор, неизвестный эвакуатор увез автомобиль Калюжиной. «Уже позднее мы выяснили, что «Национальный кредит», забрав по договору автомобиль стоимостью 2,4 миллиона рублей, продал его в Москве за 1,5 миллиона рублей», — поделился Виктор. Но дело может быть не только в процентах. Некоторые заемщики вообще не вникают в смысл сделки, которую заключают. В январе 2018 года Виктории Демидас из Санкт-Петербурга срочно понабились деньги на ремонт. «В Интернете нашла объявление «Займы под ПТС». Поскольку у банков большая бюрократия, сложные условия получения кредитов, а у меня была новая работа, я решила обратиться в «Национальный кредит», — сообщила Виктория. По ее словам, в собственности у нее был автомобиль Geely Emgrand, купленный в салоне четыре месяца назад за 1,8 млн рублей. «Взяла 250 тысяч на три года под бешеный процент — 24% в месяц. Ладно, думаю, я не собираюсь затягивать это на долгую историю, планировала выплатить за полгода», — рассуждает Демидас. Оформление займа, по ее словам, несмотря на вывеску «Национальный кредит», проводилось компанией ООО «Дек-Лизинг», сотрудники которой якобы заверили Викторию, что машина остается в собственности прежнего владельца, только в качестве гаранта нужно оставить в компании ПТС и вторые ключи. Компания также установила на автомобиль GPS-трекер. В офис «Дек-Лизинга», как рассказывает Виктория, она приезжала дважды. В первый раз сотрудники компании оценили автомобиль и взяли копии документов. Во второй раз Виктория приехала в офис компании вечером. «Меня очень торопили. Говорили, скоро все закроется, наличных нет, банк должен перечислить деньги на карту. Дали целую пачку бумаги. А в графе ПТС заставили расписаться, что я бывший владелец.
Другие новости
Это может то, что вы искали
Казахстан готов поставлять в Венгрию 95 видов товаров на $700 млн - «Экономика»
Фото: Акорда По итогам переговоров президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев и премьер-министр
Интермодальный грузовой терминал создадут в Будапеште Казахстан и Венгрия - «Экономика»
Фото: АО «Қазақстан темір жолы» АО «Қазақстан темір жолы», L.A.C. Holding (Венгрия) и Xi'an Free
UBM Group построит в Казахстане четыре комбикормовых завода - «Экономика»
Казахстанско-венгерское экономическое сотрудничество выходит на новый уровень. На полях