Налог с продаж может еще сильнее разогнать инфляцию в России В России с 2015 года снова может быть введен трехпроцентный налог с продаж. С помощью этой меры власти пытаются пополнить стремительно скудеющие региональные бюджеты. Портал Банки.ру выяснял, как этот «новый старый» налог отразится на стагнирующей российской экономике и не приведет ли к новому повышению ключевой ставки.
До финального совещания президента с членами правительства по налоговой реформе обсуждалось два способа пополнения государственного бюджета: введение налога с продаж, который платится в региональные бюджеты, либо увеличение на 2 процентных пункта — с 18% до 20% — налога на добавленную стоимость, который зачисляется в федеральный бюджет.
Налог с продаж в России впервые был введен в 1991 году, но уже через год был отменен. Второй раз этот налог со ставкой 5% ввели в 1998 году, а в 2004-м он был отменен по решению Конституционного суда РФ. Тогда суд посчитал, что двойное налогообложение одной и той же базы вместе с налогом на добавленную стоимость противоречит Конституции Российской Федерации.
Как подсчитали эксперты центра макроэкономических исследований Сбербанка, повышение НДС на 2 п. п. могло бы дать казне 375 млрд рублей. Скачок цен в таком случае не превысил бы 1,7%, а падение розничных продаж — 0,8%, что снизило бы рост ВВП на 0,3—0,4 п. п. Введение же налога с продаж на уровне 3% может дать бюджетам всех уровней от 130 млрд до 330 млрд рублей, вызвав скачок цен максимум на 2,1%. При этом падение темпов розничной торговли составит 1%, а вычет из роста ВВП — 0,5 п. п.
Макроэкономические показатели сейчас и без того находятся не в лучшем состоянии. Согласно данным Росстата, за I квартал рост российской экономики составил 0,9%. По итогам года Минэкономразвития ожидает роста ВВП на 0,5%, а ЦБ — на 0,4%. Не так давно Международный валютный фонд снизил прогноз по российскому ВВП на 2014 год с 1,3% до 0,2%. Это прогнозное значение на фоне остальных крупных экономик мира стало самым минимальным. Что касается инфляции, 25 июля Минэкономразвития повысило свой прогноз роста цен в годовом выражении до 7,5—7,6%. Согласно данным Росстата, за период с начала года до 21 июля потребительские цены выросли на 5,3%.
Одна из главных причин введения налога с продаж, против которого солидарно возражали Министерство финансов и Министерство регионального развития и который отстаивал помощник президента по экономике Андрей Белоусов, – спасение региональных бюджетов. По данным Независимого института социальной политики, по итогам 2013 года снижение доходов было зафиксировано у трети субъектов Федерации. В результате уже к марту 2014 года долг региональных бюджетов составил 31% от их собственных доходов, а у 40% регионов он оказался выше 50%. При этом в 2013 году расходы снизили только 8% регионов.
Дефицит консолидированного бюджета регионов в 2013 году увеличился вдвое по сравнению с прошлым годом и достиг 640 млрд рублей, что составляет 1% ВВП, подсчитали экономисты центра макроэкономического прогнозирования Сбербанка. «В 2014 году ситуация продолжает ухудшаться, так как регионам предстоит погашение одних банковских кредитов на сумму, превышающую 300 млрд рублей. Таким образом, потребность в финансировании составит около 1 трлн рублей», — прогнозируют в Сбербанке.
Как считает руководитель направления «Экономика и финансы» Института современного развития Никита Масленников, это лучший вариант повышения налоговой нагрузки для бизнеса, поскольку это налог на потребление. Однако в связи с этим вряд ли стоит ожидать роста реальных доходов населения. При этом Минэкономразвития прогнозирует, что темпы роста реальной зарплаты в России в 2014—2015 годах существенно замедлятся по сравнению с 2013-м. За 2013 год рост доходов в реальном выражении составил 3,3%. В соответствии с базовым вариантом прогноза, рост реальной зарплаты в 2014 году составит 1,4%, в 2015 году — 1,9%, в 2016-м — 2,9%, в 2017-м — 3,9%.
Однако выгода для предпринимателей от такого налога тоже неоднозначная. Как отмечает главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик, снижение потребления домохозяйств в таких условиях приведет к снижению оборота бизнеса, особенно у предприятий с малой маржой, которые большую часть бремени распределят на потребителя.
«Центробанк, в свою очередь, продолжит препятствовать росту инфляции, и мы уже знаем, какими средствами, — говорит Никита Масленников. — Ведь повышение ставки до 8% было связано также и с ожиданием роста налогового бремени. Одновременно и для бизнеса создается непростая ситуация, так как ставки на кредиты в условиях жесткой денежно-кредитной политики будут расти».
«В целом я не исключаю очередного повышения ключевой ставки, если налог будет все-таки введен. Однако более конкретно сказать, как поведет себя при таком сценарии Центробанк, сказать трудно, поскольку пока непонятно, как ЦБ отреагирует на инфляционные риски 2014 года», — говорит глава центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева.
Еще одна проблема налога с продаж – его сбор. «Довольно сложно будет проконтролировать сбор налога во всех торговых точках. Возможно, потребуется установка дополнительного оборудования на кассовые аппараты, что для предприятий торговли обернется ростом издержек», — отмечает Никита Масленников. К слову, в предыдущие два раза плохая собираемость налога с продаж стала одной из главных причин его отмены.
В целом экономисты считают, что куда эффективнее для экономики было бы повышение НДС. От этого и урон меньший, и фискальные сборы больше. «Я сомневаюсь в том, что введение налога с продаж сильно поможет региональным бюджетам. Проблем много, а сборы невысокие», — заключает директор Центра структурных исследований Института экономической политики им. Гайдара Алексей Ведев.
Юлия ТИТОВА,
Налог с продаж может еще сильнее разогнать инфляцию в России В России с 2015 года снова может быть введен трехпроцентный налог с продаж. С помощью этой меры власти пытаются пополнить стремительно скудеющие региональные бюджеты. Портал Банки.ру выяснял, как этот «новый старый» налог отразится на стагнирующей российской экономике и не приведет ли к новому повышению ключевой ставки. До финального совещания президента с членами правительства по налоговой реформе обсуждалось два способа пополнения государственного бюджета: введение налога с продаж, который платится в региональные бюджеты, либо увеличение на 2 процентных пункта — с 18% до 20% — налога на добавленную стоимость, который зачисляется в федеральный бюджет. Налог с продаж в России впервые был введен в 1991 году, но уже через год был отменен. Второй раз этот налог со ставкой 5% ввели в 1998 году, а в 2004-м он был отменен по решению Конституционного суда РФ. Тогда суд посчитал, что двойное налогообложение одной и той же базы вместе с налогом на добавленную стоимость противоречит Конституции Российской Федерации. Как подсчитали эксперты центра макроэкономических исследований Сбербанка, повышение НДС на 2 п. п. могло бы дать казне 375 млрд рублей. Скачок цен в таком случае не превысил бы 1,7%, а падение розничных продаж — 0,8%, что снизило бы рост ВВП на 0,3—0,4 п. п. Введение же налога с продаж на уровне 3% может дать бюджетам всех уровней от 130 млрд до 330 млрд рублей, вызвав скачок цен максимум на 2,1%. При этом падение темпов розничной торговли составит 1%, а вычет из роста ВВП — 0,5 п. п. Макроэкономические показатели сейчас и без того находятся не в лучшем состоянии. Согласно данным Росстата, за I квартал рост российской экономики составил 0,9%. По итогам года Минэкономразвития ожидает роста ВВП на 0,5%, а ЦБ — на 0,4%. Не так давно Международный валютный фонд снизил прогноз по российскому ВВП на 2014 год с 1,3% до 0,2%. Это прогнозное значение на фоне остальных крупных экономик мира стало самым минимальным. Что касается инфляции, 25 июля Минэкономразвития повысило свой прогноз роста цен в годовом выражении до 7,5—7,6%. Согласно данным Росстата, за период с начала года до 21 июля потребительские цены выросли на 5,3%. Одна из главных причин введения налога с продаж, против которого солидарно возражали Министерство финансов и Министерство регионального развития и который отстаивал помощник президента по экономике Андрей Белоусов, – спасение региональных бюджетов. По данным Независимого института социальной политики, по итогам 2013 года снижение доходов было зафиксировано у трети субъектов Федерации. В результате уже к марту 2014 года долг региональных бюджетов составил 31% от их собственных доходов, а у 40% регионов он оказался выше 50%. При этом в 2013 году расходы снизили только 8% регионов. Дефицит консолидированного бюджета регионов в 2013 году увеличился вдвое по сравнению с прошлым годом и достиг 640 млрд рублей, что составляет 1% ВВП, подсчитали экономисты центра макроэкономического прогнозирования Сбербанка. «В 2014 году ситуация продолжает ухудшаться, так как регионам предстоит погашение одних банковских кредитов на сумму, превышающую 300 млрд рублей. Таким образом, потребность в финансировании составит около 1 трлн рублей», — прогнозируют в Сбербанке. Как считает руководитель направления «Экономика и финансы» Института современного развития Никита Масленников, это лучший вариант повышения налоговой нагрузки для бизнеса, поскольку это налог на потребление. Однако в связи с этим вряд ли стоит ожидать роста реальных доходов населения. При этом Минэкономразвития прогнозирует, что темпы роста реальной зарплаты в России в 2014—2015 годах существенно замедлятся по сравнению с 2013-м. За 2013 год рост доходов в реальном выражении составил 3,3%. В соответствии с базовым вариантом прогноза, рост реальной зарплаты в 2014 году составит 1,4%, в 2015 году — 1,9%, в 2016-м — 2,9%, в 2017-м — 3,9%. Однако выгода для предпринимателей от такого налога тоже неоднозначная. Как отмечает главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик, снижение потребления домохозяйств в таких условиях приведет к снижению оборота бизнеса, особенно у предприятий с малой маржой, которые большую часть бремени распределят на потребителя. «Центробанк, в свою очередь, продолжит препятствовать росту инфляции, и мы уже знаем, какими средствами, — говорит Никита Масленников. — Ведь повышение ставки до 8% было связано также и с ожиданием роста налогового бремени. Одновременно и для бизнеса создается непростая ситуация, так как ставки на кредиты в условиях жесткой денежно-кредитной политики будут расти». «В целом я не исключаю очередного повышения ключевой ставки, если налог будет все-таки введен. Однако более конкретно сказать, как поведет себя при таком сценарии Центробанк, сказать трудно, поскольку пока непонятно, как ЦБ отреагирует на инфляционные риски 2014 года», — говорит глава центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева. Еще одна проблема налога с продаж – его сбор. «Довольно сложно будет проконтролировать сбор налога во всех торговых точках. Возможно, потребуется установка дополнительного оборудования на кассовые аппараты, что для предприятий торговли обернется ростом издержек», — отмечает Никита Масленников. К слову, в предыдущие два раза плохая собираемость налога с продаж стала одной из главных причин его отмены. В целом экономисты считают, что куда эффективнее для экономики было бы повышение НДС. От этого и урон меньший, и фискальные сборы больше. «Я сомневаюсь в том, что введение налога с продаж сильно поможет региональным бюджетам. Проблем много, а сборы невысокие», — заключает директор Центра структурных исследований Института экономической политики им. Гайдара Алексей Ведев. Юлия ТИТОВА,