Разбираемся, что сегодня происходит с нефтью и рублём
Фото:
Евгения Яблонская для «БанкИнформСервис»
Цены на нефть показали крупнейшее в XXI веке дневное падение - гэп на открытии торгов понедельника составил 22%, а за несколько часов падение превысило 30%. Стоимость барреля Brent опускалась до 31,3 долларов, после чего немного поднялась и последние сутки колеблется в пределах 33-37 долларов.
Это спровоцировало новый виток падения фондовых рынков. Например, американский индекс S&P500 упал на 8%, немецкий DAX - на 8,5%.
Московская биржа в понедельник не работала, и запоздалая реакция произошла на открытии торгов вторника. Курс доллара вырос на 5,2%, евро - на 5,4%. Индекс Московской биржи упал на 8,3%.
Что произошло?
Развалилась действующая с 1 января 2017 года сделка ОПЕК+ (стран ОПЕК и некоторых других, в том числе России) по сокращению нефтедобычи (суть сделки в том, что чем меньше на рынке товара, тем выше его цена). Задачей саммита, прошедшего в Вене на прошлой неделе, было новое, дополнительное сокращение. Россия отказалась в нём участвовать, подтвердив при этом готовность соблюдать прежние условия. В ответ неформальный лидер ОПЕК Саудовская Аравия отказалась от продления сделки, анонсировав наращивание добычи и ценовой демпинг - скидки для ряда покупателей. С 1 апреля сделка перестанет действовать, хотя фактически это, видимо, произойдёт ещё раньше.
Исход саммита стал пресловутым «чёрным лебедем» - так поэтично экономисты называют непредсказуемое событие, способное сильно и в долгосрочной перспективе влиять на рынки. Поскольку на последней встрече ОПЕК+ в декабре все, включая Россию, одобрили предыдущее дополнительное сокращение нефтедобычи, большинство аналитиков ожидало, что и на этот раз всё пройдёт гладко, к тому же и цены упали, то есть актуальность сделки повысилась. И даже когда появились слухи о позиции России, полного разрыва сделки не ожидалось - слишком эмоциональным выглядит это решение.
Что будет дальше с нефтью?
Все озвучиваемые с понедельника прогнозы (это преимущественно пророчества дальнейшего падения нефтяных цен) по сути ни на чём не основаны - каких-либо внятных ориентиров уже нет. Ясно лишь, что цены останутся низкими как минимум пару месяцев. Нельзя исключать, что заявленные позиции - лишь попытки давления, и до конца года будет заключено новое соглашение о сокращении добычи. Нельзя исключать и обратного - что Россия и Саудовская Аравия всерьёз взялись бороться с американским нефтепромом за долю рынка (США в сделке ОПЕК+ не участвовали и, нарастив сланцевую добычу, стали ведущим мировым нефтедобытчиком). Правда, в 2014-2016 годах саудиты уже делали такую попытку (из-за этого долго откладывался запуск той самой сделки) и обнаружили, что «убить» американский сланец не так просто, как казалось вначале. Рискнут ли они повторить всё в ещё большем масштабе?
Что будет дальше с рублём?
Банк России с 10 марта запустил меры поддержки рубля - он перешел от покупки к продаже валюты в рамках бюджетного правила (когда цена нефти выше заложенной в бюджете валюта покупается, когда ниже - продаётся). Эффект от этой меры будет довольно слабым: во-первых, объём покупок был невелик, во-вторых, при высокой волатильности естественные движения рынка неминуемо перевесят. Однако положительным моментом является отсутствие на валютных торгах «истерики», разгоравшейся в подобных ситуациях в прежние годы. Доллар на открытии торгов подскочил до 72 рублей, но выше не пошёл, После трёх часов колебаний, мизерных в сравнении с гэпом (ростом на открытии), «американец» подешевел на рубль и опять же торгуется «вбок» со слабыми колебаниями. По евро - такая же спокойная динамика. Это позволяет ожидать, что при сохранении нефтяных котировок на уровнях не ниже 35-36 долларов рубль может отыграть часть потерь уже в ближайшие дни. Естественно, при обновлении нефтяных минимумов, российская валюта подешевеет снова, и никаких ориентиров и «потолков» тут нет.
Ещё один позитивный момент заключается в том, что нефтяной мини-кризис «отменил» или, по крайней мере, сильно обесценил негативный эффект от фондового мини-кризиса недельной давности. В ближайшее время курс рубля будет в минимальной степени ориентироваться на котировки фондовых индексов и ситуацию с коронавирусом.
На что точно не стоит рассчитывать, так это на безвозвратное падение курса: при малейшей стабилизации ситуации рубль пойдёт вверх. Уместным будет вспомнить последний случай, когда баррель торговался на нынешних (и даже более низких) уровнях - январь 2016 года. Саудиты демпинговали против американского сланца, сделка ОПЕК откладывалась, нефть падала до 27, а доллар поднимался до 86 рублей (исторический максимум, кстати). Вот только уже к лету того же года при нефти по 45-50 за доллар давали всего 63 рубля.