Описываем три способа оформления ипотеки в условиях самоизоляции
Пять недель режима самоизоляции, очевидно, негативно скажутся на ипотечном рынке. Однако это совсем не означает, что он «обнулился», и все сделки замерли. Bankinform.ru расспросил банки, как выдаётся ипотека на карантине.
Способ первый. Всё как обычно, почти
Банки, как и другие организации, предоставляющие финансовые услуги, с полным правом продолжают работать. А это значит, что при необходимости клиент может посетить офис. Хотя представители банков подчёркивают, что идти в офис нужно только в крайнем случае, а большинство операций (подачу заявки, документов и др.) легко осуществить онлайн.
В пресс-службе ВТБ сообщили, что сделки проводятся как по рефинансированию ипотеки других банков, так и по объектам первичного и вторичного рынков (при наличии предварительной записи на подачу документов в МФЦ). Это подтверждают и в других кредитных организациях.
«Большинство наших партнеров - агенты, застройщики - перешли на дистанционную работу. Затруднения возникают больше в части демонстрации объектов недвижимости. Тем не менее, жилищный вопрос остается одним из актуальных для потребителя», - говорит руководитель ипотечного центра ПСБ в Екатеринбурге Антон Сандалов.
«Все специалисты по ипотечному кредитованию в Свердловском филиале работают в обычном режиме. Безусловно, соблюдаются все меры предосторожности и безопасности, с учетом нынешних реалий, - рассказывает замдиректора Свердловского филиала Россельхозбанка Сергей Никитин. - Конечно, существует ряд изменений, которые внесла текущая ситуация, таких как, например, то, что сейчас МФЦ работают только по предварительным записям».
Упомянутый режим работы МФЦ вместе с логичным желанием пореже выходить из дома привели к резкому росту количества сделок с электронной регистрацией. Банкам пришлось подстраиваться под ситуацию. «Росбанк Дом» оперативно перекинул часть персонала на электронную регистрацию, в результате чего время оформления такой сделки удалось сократить с пяти дней до одного. «Однако стоит отметить, что проведение сделки с электронной регистрацией закладной требует дополнительных расходов со стороны клиентов в зависимости от количества участников сделки примерно на 10-12 тысяч рублей», - предупреждает руководитель ККО «Екатеринбург» «Росбанк Дом» Алёна Зиновьева.
Способ второй. Всё дистанционно, почти
Следующим шагом в условиях самоизоляции стало полностью «домашнее» оформление ипотеки. Как ни велики возможности онлайн-взаимодействия, заёмщику требуется один раз посетить офис - собственно, чтобы стать заёмщиком, то есть подписать кредитный договор. В текущих условиях банки буквально пошли навстречу клиентам - стали выезжать с документами к ним на дом (разумеется, с тщательным соблюдением санитарных рекомендаций). Первые ипотечные сделки в таком формате на этой неделе заключили Росбанк Дом и Сбербанк (обе в Москве).
«При подготовке была согласована возможность проведения необходимых мероприятий в выездном формате с учетом безопасности для здоровья всех участников. После этого сотрудник «Росбанк Дом» в телефонном разговоре с клиентом разъяснил все необходимые детали, согласовал удобное заёмщику время и место встречи. В назначенном месте состоялась проверка и подписание клиентом заранее подготовленных сотрудниками банка документов, после чего они были загружены в информационную систему банка для прохождения финальной валидации. После её успешного завершения кредит был перечислен на расчётный счёт заёмщика», - описывают схему в пресс-службе «Росбанк Дом».>
Способ третий. Всё дистанционно, совсем, но ненадолго
Есть, впрочем, возможность оформить ипотеку и без единой встречи с сотрудниками банка (правда, только при покупке жилья на первичном рынке). Такая возможность появилась 10 апреля, когда Центробанк уведомил кредитные организации, что разрешает им открывать счета физическим лицам без личного присутствия их самих или их представителей (в обычных условиях это запрещено «антиотмывочным» 115-ФЗ). Это касается счетов для социально значимых платежей, к которым отнесены и платежи по ипотеке.
Как на практике происходит оформление ипотечных документов без посещения офиса? Совсем без контакта с людьми всё-таки не обойдётся. В электронном виде сделка подтверждается с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП), которую выдаёт (в физическом виде) специальный удостоверяющий центр. Подпись заёмщику может доставить сотрудник банка или застройщика, но везти на дом документы уже не понадобится. Если у человека есть действующая УКЭП, её можно использовать для оформления сделки.
«Благодаря последнему указанию ЦБ, сделке по ипотеке на первичном рынке ничто не мешает уйти «в цифру», - объясняет председатель правления Абсолют Банка Татьяна Ушкова. - Выбор объекта происходит на сайте застройщика, не надо теперь никуда выезжать. Подача заявки на кредит там же происходит. Проверка объекта банком не требуется. Выход на сделку - это подписание документа УКЭП. У всех основных застройщиков есть договор с центрами, которые эту подпись могут генерить. Заходите в личный кабинет, где вы уже идентифицированы, и подписываете документы УКЭП».
Первым такую полностью «бесконтактную» ипотечную сделку совершил ВТБ совместно с застройщиком ГК ПИК.
Однако важный момент - такая схема будет работать только до 1 июля, поскольку только на этот период регулятор разрешил банкам открытие счетов без личного присутствия клиента. В дальнейшем всё будет по-старому: с УКЭП или без неё, но заёмщик должен будет встретиться с сотрудниками банка для подписания договора.
Справка. УКЭП (усиленная квалифицированная электронная подпись) - электронная подпись, подлинность которой гарантируется сертификатом, выданным удостоверяющим центром.