Лаборатория Сбербанка по анализу и обработке
больших данных «СберДанные» провела еженедельное исследование, в котором
изучила «карантинную» корзину покупателей с 27 апреля по 3 мая в сравнении
с аналогичной неделей 2019 года.
За прошлую неделю в плюсе оказалось уже десять направлений трат, тогда как
неделей раньше их было всего пять. В топ-10 по изменению расходов в реальном
выражении относительно сопоставимого периода 2019 г. вошли такие категории,
как «Домашние животные» (+2,8%) и «Лекарства и медицинские товары» (+3,5%).
Рост, конечно, не так велик, однако расходы на эти виды товаров вышли
из отрицательной зоны. «Компьютеры и ПО» также показали серьезную
«прибавку» спроса: на этой неделе у них +3,6% г/г, а неделей ранее они
демонстрировали заметное снижение (-13,5%). Можно предположить, что
длинные майские выходные стали новым импульсом к покупке техники, а также
товаров, связанных с досугом.
Начало майских праздников и дачного сезона также могло повлиять
и на увеличение расходов в традиционных категориях-драйверах спроса:
«Продуктовых магазинах» - +11,5%, «Телекоммуникационном оборудовании»
(электронные устройства, роутеры, усилители сигнала Wi-Fi, оборудование,
которое помогает соединить между собой различные системы передачи данных
и пр.) - +16,4% и «Винных магазинах» - +19,7%. Очевидно, россияне
основательно запаслись провизией и напитками, а заодно и необходимыми для
удаленной работы техническими устройствами, чтобы самоизолироваться
и «равноудалиться» из городов в пригороды.
В десятку товаров и услуг, где растет спрос, ворвались «Книги/Музыка/Фото/Видео»: к аналогичной неделе 2019 года они показали прирост
20,5% (неделей ранее было -18,8%). Вероятнее всего, люди стали совершать
значительно больше покупок в интернете: на неделе с 27 апреля по 3 мая
зафиксирован рост оплаты товаров онлайн. Об этом говорит и увеличение спроса
в категориях «Бытовая техника и электроника» (у многих продавцов, особенно
крупных, работают интернет-магазины)
- +26,2%, «Цифровые товары»
(электронные книги и фильмы, мобильные приложения и игры и т. п.) - +66,4%
и «Универсальные магазины» - +71,2%. Напомним, что к последней категории относятся многие интернет-магазины, маркетплейсы и торговые онлайн-
площадки. Продаваться здесь могут самые разные товары. И если мы видим, что
категории, падающие в марте и апреле, остаются где-то у подножия
потребительского спроса, то это потребитель полностью равнодушен к ним.
Вполне может быть, что ювелирные изделия (-85% год к году), одежду, обувь
и аксессуары (-67,2%), товары для красоты и здоровья (-47%), ремонтные услуги
(-31%), товары для хобби и увлечений (-21,5%) и даже для строительства
и ремонта (-19,4%) россияне на прошлой неделе приобретали в онлайн-
магазинах, попавших в «универсальную» категорию.
Стабильно низким остается интерес к услугам турагентств (-91,4%) и отелей
(-89,5%). Пока россияне практически не покупают авиабилеты (-85,9%)
и не посещают салоны красоты (-74,5%). Последнее в условиях самоизоляции так
же затруднительно, как и посещать кафе и рестораны (-65%). Впрочем, тут
ситуацию несколько спасают онлайн-заказы и доставка еды на дом.
Динамика расходов на местный транспорт показывает, что очень немногие,
скорее всего, воспользовались электричками, чтобы попасть на дачи (-73%
на прошлой неделе против -76,6% неделей ранее). Вероятно, для этого россияне
воспользовались личным транспортом: падение в категории «Топливо,
автосервис» снизилось. Если на прошлой неделе оно составило -14,4%,
то с 20 по 26 апреля показатель был заметно ниже - -27,3%.