Экономические поправки в Конституцию: что они изменят в нашей жизни? - «Новости Банков» » Новости Банков России

Новости Банков

Экономические поправки в Конституцию: что они изменят в нашей жизни? - «Новости Банков»


Фото:
Depositphotos
25 июня началось голосование по поправкам в российскую Конституцию. По большей части поправки касаются органов и представителей власти, отдельные носят характер чисто технический (например, официально признаётся слово «сенаторы») либо декларативный (например, правительству вменяется «формирование в обществе ответственного отношения к животным»), но есть и несколько относящихся к социально-экономической сфере. Bankinform.ru решил в меру своей компетенции разобраться, зачем они нужны и что изменят в жизни рядовых россиян.


1. Приравнивание МРОТ к прожиточному минимуму




Статья 75, пункт 5


Российская Федерации уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав. Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.

Что изменится? На практике ничего. Данный пункт закрепляет в Конституции действующую норму. В федеральном законе «О минимальном размере оплаты труда» прописано, что МРОТ не может быть ниже общероссийского прожиточного минимума трудоспособного населения, а если прожиточный минимум вдруг снизится, МРОТ должен оставаться неизменным.

Поправка предложена, так сказать, на теоретическую перспективу: если когда-нибудь власти захотят сделать МРОТ ниже прожиточного минимума, это будет антиконституционно, а править Конституцию гораздо сложнее, чем отдельный федеральный закон. Впрочем, представить ситуацию, при которой Госдума, Совет Федерации и президент сойдутся в намерении понизить МРОТ (а иначе и федеральный закон не поправить), очень сложно, так что, скорее всего, этот пункт останется номинальным - повторяющим и без того действующую норму.

К слову, в 2020 году МРОТ составляет 12130 рублей.


2. Ежегодная индексация пенсий




Статья 75, пункт 6


В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом.

Что изменится? Ничего. Как и предыдущая, эта поправка закрепляет в Конституции действующую практику - ежегодную индексацию страховых пенсий: раньше она проводилась на уровень инфляции, а с 2019 года, согласно 10 статье 350-ФЗ, пенсии индексируются на особо оговорённую в законе величину, фактически превышающую инфляцию.

Теоретически эта поправка опять же призвана помешать неким будущим властям отказаться от ежегодной индексации пенсий. Однако тут есть очень важный момент: в Конституции планируется оговорить лишь минимальную частоту индексации («не реже одного раза в год»), но не её минимальный размер - он остаётся на текущее усмотрение властей («в порядке, установленном федеральным законом»). Проще говоря, изменив федеральный закон, можно сделать ежегодную индексацию ничтожно малой и не нарушить при этом исправленную Конституцию. Таким образом, распространённый аргумент «Поправка не допустит подмены индексации разовыми выплатами, как это произошло в 2016 году» неверен. В 2016 году пенсии были увеличены, но всего на 4% при инфляции в 12,9%, а сделанные позже выплаты по 5000 рублей заменили изначально планируемую «доиндексацию». Разумеется, для этого пришлось править федеральный закон, предписывавший индексацию на уровень инфляции. И такой сценарий полностью укладывается в предусмотренную поправкой схему, то есть не исключается.

Аналогичным образом поправка ничего не изменит для работающих пенсионеров, у которых с 2016 года пенсии не индексируются (пока они работают), - ведь это порядок, установленный федеральным законом.


3. Индексация социальных пособий и выплат




Статья 75, пункт 7


В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат.

Что изменится? Ничего. Здесь ситуация аналогична «пенсионной» поправке с той разницей, что в отношении социальных пособий и выплат не оговаривается даже минимальная периодичность индексации.


4. Гарантия благосостояния граждан




Статья 75.1


В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность.

Что изменится? Ничего. Странно было бы утверждать, что раньше государство не заботилось об экономическом росте и повышении благосостояния граждан и только теперь решило заняться этой проблемой. Данная статья носит декларативный характер.


5. Отчёт Центробанка перед Госдумой




Статья 103, пункт 1 (полномочия Государственной Думы), подпункт г.1


Заслушивание ежегодных отчетов Центрального банка Российской Федерации;

Что изменится? Ничего. В данном случае в Конституции закрепляется действующая практика, ранее закреплённая в федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации» (статья 5).



Полный текст поправок в Конституцию в удобной форме сравнительной таблицы можно посмотреть на сайте Государственной Думы.





Фото: Depositphotos 25 июня началось голосование по поправкам в российскую Конституцию. По большей части поправки касаются органов и представителей власти, отдельные носят характер чисто технический (например, официально признаётся слово «сенаторы») либо декларативный (например, правительству вменяется «формирование в обществе ответственного отношения к животным»), но есть и несколько относящихся к социально-экономической сфере. Bankinform.ru решил в меру своей компетенции разобраться, зачем они нужны и что изменят в жизни рядовых россиян. 1. Приравнивание МРОТ к прожиточному минимуму Статья 75, пункт 5 Российская Федерации уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав. Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации. Что изменится? На практике ничего. Данный пункт закрепляет в Конституции действующую норму. В федеральном законе «О минимальном размере оплаты труда» прописано, что МРОТ не может быть ниже общероссийского прожиточного минимума трудоспособного населения, а если прожиточный минимум вдруг снизится, МРОТ должен оставаться неизменным. Поправка предложена, так сказать, на теоретическую перспективу: если когда-нибудь власти захотят сделать МРОТ ниже прожиточного минимума, это будет антиконституционно, а править Конституцию гораздо сложнее, чем отдельный федеральный закон. Впрочем, представить ситуацию, при которой Госдума, Совет Федерации и президент сойдутся в намерении понизить МРОТ (а иначе и федеральный закон не поправить), очень сложно, так что, скорее всего, этот пункт останется номинальным - повторяющим и без того действующую норму. К слову, в 2020 году МРОТ составляет 12130 рублей. 2. Ежегодная индексация пенсий Статья 75, пункт 6 В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом. Что изменится? Ничего. Как и предыдущая, эта поправка закрепляет в Конституции действующую практику - ежегодную индексацию страховых пенсий: раньше она проводилась на уровень инфляции, а с 2019 года, согласно 10 статье 350-ФЗ, пенсии индексируются на особо оговорённую в законе величину, фактически превышающую инфляцию. Теоретически эта поправка опять же призвана помешать неким будущим властям отказаться от ежегодной индексации пенсий. Однако тут есть очень важный момент: в Конституции планируется оговорить лишь минимальную частоту индексации («не реже одного раза в год»), но не её минимальный размер - он остаётся на текущее усмотрение властей («в порядке, установленном федеральным законом»). Проще говоря, изменив федеральный закон, можно сделать ежегодную индексацию ничтожно малой и не нарушить при этом исправленную Конституцию. Таким образом, распространённый аргумент «Поправка не допустит подмены индексации разовыми выплатами, как это произошло в 2016 году» неверен. В 2016 году пенсии были увеличены, но всего на 4% при инфляции в 12,9%, а сделанные позже выплаты по 5000 рублей заменили изначально планируемую «доиндексацию». Разумеется, для этого пришлось править федеральный закон, предписывавший индексацию на уровень инфляции. И такой сценарий полностью укладывается в предусмотренную поправкой схему, то есть не исключается. Аналогичным образом поправка ничего не изменит для работающих пенсионеров, у которых с 2016 года пенсии не индексируются (пока они работают), - ведь это порядок, установленный федеральным законом. 3. Индексация социальных пособий и выплат Статья 75, пункт 7 В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат. Что изменится? Ничего. Здесь ситуация аналогична «пенсионной» поправке с той разницей, что в отношении социальных пособий и выплат не оговаривается даже минимальная периодичность индексации. 4. Гарантия благосостояния граждан Статья 75.1 В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность. Что изменится? Ничего. Странно было бы утверждать, что раньше государство не заботилось об экономическом росте и повышении благосостояния граждан и только теперь решило заняться этой проблемой. Данная статья носит декларативный характер. 5. Отчёт Центробанка перед Госдумой Статья 103, пункт 1 (полномочия Государственной Думы), подпункт г.1 Заслушивание ежегодных отчетов Центрального банка Российской Федерации; Что изменится? Ничего. В данном случае в Конституции закрепляется действующая практика, ранее закреплённая в федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации» (статья 5). Полный текст поправок в Конституцию в удобной форме сравнительной таблицы можно посмотреть на сайте Государственной Думы.
0
Другие новости

Это может то, что вы искали