Полис есть? А если найду? Что изменится для автомобилистов с появлением новой автоматизированной системы ОСАГО - «Тема дня» » Новости Банков России

Новости Банков

Полис есть? А если найду? Что изменится для автомобилистов с появлением новой автоматизированной системы ОСАГО - «Тема дня»




К концу июля РСА планирует выйти на полномасштабный режим использования новой АИС ОСАГО 2.0. В прошлом должно остаться незаконное повышение стоимости страховки, а онлайн-проверку полисов распространят на всю страну.

С конца июня в России заработала новая автоматизированная информационная система (АИС) ОСАГО. Вряд ли конкретный автовладелец сразу ощутит какие-либо перемены от ее появления – исключением стали только те, кому потребовалось оформить полисы в первые дни работы АИС, когда она проходила «пуско-наладочный» этап. При оформлении полиса система зависала на этапе проверки данных страхователя, были проблемы и с получением информации о КБМ. Постепенно АИС минимизирует количество ошибок, более качественно отвечая на запросы как автовладельцев, так и ГИБДД, которая может видеть онлайн все полисы и протоколы к ним, фиксирует и проверяет КБМ и наличие полиса.

КБМ без ошибок

Минувшей зимой москвичка Виолетта попала в ДТП. «Ехала на работу, но мое авто задел перестраивающийся из соседнего ряда мусоровоз, — рассказывает она. – В результате помял мне часть крыла и бампер». Страховая компания приняла заявление, отремонтировала машину, а весной, оформляя новый полис ОСАГО, Виолетта обнаружила, что коэффициент бонус-малус (КБМ, коэффициент за безаварийную езду, чем меньше его значение — тем лучше) ей пересчитали: был 0,75, а после аварии стал 1. «Из-за этого полис знатно вырос в цене: с 7 600 до 12 300 рублей, — продолжает она. – Хотя авария произошла не по моей вине, то есть ухудшиться коэффициент не должен был». Страховщик объяснил, что причина — в некорректной работе системы АИС ОСАГО, информация от ГИБДД в нее поступает нерегулярно, сделать СК якобы ничего не может, поэтому Виолетте нужно заплатить за полис рассчитанные 12 300 рублей, а потом, когда КБМ в системе обновится, страховщик вернет переплаченные деньги. И вернул. «Я пришла в офис, написала заявление, и 3 600 рублей с копейками мне перечислили на счет, — говорит Виолетта. – И коэффициент поставили 0,7».

В РСА эту ситуацию назвали абсурдной. Но 53% жалоб страхователей в Центробанк по теме ОСАГО – именно на некорректное изменение КБМ, так что Виолетта явно не одинока. В недалеком прошлом нередки были случаи, когда водитель менял удостоверение или страховщика и КБМ «обновлялся», причем не в пользу автовладельца. Происходило это вовсе не из-за злого умысла страховщиков, а потому, что возможности АИС ОСАГО не соответствовали потребностям. IТ-инфраструктура не позволяла справляться с возросшим массивом информации от 44 страховых компаний, продающих ОСАГО.

У новой АИС ОСАГО 2.0, которую запустил РСА 28 июня, если верить Антону Павленко, руководителю дирекции вычислительных комплексов, сервиса и аутсорсинга компании «Инфосистемы Джет», разрабатывавшей систему, такие проблемы исключены. IТ-инфраструктура АИС базируется в двух дата-центрах. По мнению президента Всероссийского союза страховщиков Игоря Юргенса, система АИС ОСАГО 2.0 более быстродействующая по сравнению с предыдущей версией и способна обрабатывать большее количество запросов — как минимум в десять раз.

Под присмотром камер

По оценке РСА, по дорогам России ездят без полиса «автогражданки» 2–3 млн машин. Если такое транспортное средство становится виновником ДТП, то пострадавший не получит компенсацию, даже несмотря на то, что у него будет легальный полис. Новая АИС ОСАГО должна снизить риск оказаться в такой ситуации у добросовестных водителей.

Новая АИС ОСАГО позволит контролировать наличие полисов ОСАГО по всей стране. Пилотный проект проверки ОСАГО в прошлом году реализовали в Москве. Заместитель начальника ГУОБДД МВД России Александр Быков рассказал на рабочей встрече Всероссийского союза страховщиков и «Деловой России», что в среднем в год выявляют 1,3—1,4 млн фактов езды без полиса. «ЦОДД Московского региона фиксирует в день 100 тысяч нарушений ПДД, из которых 6% водителей не выполняют свою обязанность по страхованию ответственности водителя», – говорит он.

Механизм проверки полисов выглядит так. Первый раз наличие полиса у машины проверяют после проезда ее мимо камеры. Если камера фиксирует машину без полиса, спустя семь — десять дней в систему делается повторный запрос на случай, если во время первой проверки данные в базе не успели обновиться. Если в базе полиса по-прежнему нет, система выписывает штраф. Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев рассказал, что уже сейчас, на этапе московского «пилота», в среднем РСА и ГИБДД делают по 3 млн запросов в месяц. А со временем проверку наличия полиса нужно распространить на всю страну. С технической стороны это стало возможным только после запуска АИС ОСАГО 2.0. «К концу июля мы планируем выйти на полномасштабный режим использования новой АИС, это будет четко работающая система, поэтому с нашей стороны технических и организационных ограничений по взаимодействию с ГИБДД нет», — добавил он.

Правда, есть другие сложности. Член совета московского регионального отделения «Деловой России» Андрей Денисенков рассказал, что на федеральном уровне законодательно разрешен обмен информацией между РСА и ГИБДД о полисах ОСАГО, а на региональном — нет. Хотя местные власти вроде бы тоже участники процесса — у них на балансе находятся не только автодороги, но и комплексы видеофиксации, которые развивают и обслуживают частные операторы по госконтрактам.

Кроме того, по словам Александра Быкова, изначально в каждом регионе программное обеспечение для ЦАФАП разрабатывалось самостоятельно субъектами. «Мы хотим реализовать централизованное решение на федеральном уровне и уже внедряем единый программный продукт для всех ЦАФАП, — сообщил он. — При установке единого ПО во всех субъектах им много времени не понадобится, чтобы организовать проверку полисов. Но приоритет мы отдаем нарушениям ПДД, которые непосредственно являются причинами ДТП».

Кстати, обмен информацией между страховщиками и ГИБДД не только в столице, но и по всей стране позволит идентифицировать и наказывать нарушителей ПДД с иностранной «пропиской». Зарегистрированные в других странах авто в базе российского ГИБДД не значатся, а в системе страховщиков — присутствуют, потому что при пересечении границы водители приобретают полис «автогражданки». МВД России разработало дополнения в проект постановления правительства РФ от 14 сентября 2005 г. № 567 «Об обмене информацией при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», расширив перечень информации, предоставляемой органами госвласти, страховщиками и иными организациями. Если документ будет принят, нарушителей с иностранными номерами можно будет идентифицировать с помощью базы страховщиков, а затем на границе, при возвращении на родину, вручать им квитанцию на уплату штрафа.

Тариф индивидуальный

Новая АИС ОСАГО поможет страховщикам повысить качество анализа рисков и более индивидуально рассчитывать тариф ОСАГО. «АИС ОСАГО 2.0 построена на других принципах, чем ранее действующая, — рассказал на онлайн-пресс-конференции заместитель председателя Центрального банка РФ Владимир Чистюхин. — За основу взята взаимосвязанная информация об автомобиле, автовладельце и договоре. Эта система должна позволить с намного более высоким качеством получать уникальные данные по каждому водителю и эксплуатируемому транспортному средству».

С 24 августа регулятор планирует продолжить расширение тарифного коридора ОСАГО. «Для наиболее многочисленной группы легковых автомобилей физлиц тариф будет расширен на 10% вверх и на 10% вниз, — сообщил Чистюхин. – Если сегодня минимальное значение базовой ставки 2 746 рублей, а максимальное – 4 942 рубля, то по новым правилам минимальная ставка будет 2 471 рубль, а максимальная – 5 436 рублей. Благодаря этому мы протестируем индивидуализацию тарифов и позволим страховым компаниям более точно отражать риски, которые есть у разных групп автомобилистов».

Новая система позволит СК получить доступ к информации о нарушениях правил дорожного движения, зафиксированных ГИБДД. То есть поведение на дороге будет одним из факторов, влияющих на стоимость страховки для конкретного водителя.

Кроме того, новая система позволит расширить функционал уже действующего приложения для оформления страховых случаев «Помощник ОСАГО». В июне 2021 года РСА планирует добавить в приложение электронное урегулирование убытков. Эта функция уже успешно реализована многими страховыми компаниями в их приложениях, но в единых цифровых сервисах РСА пока можно только сообщить о страховом случае и подать заявление страховщику. Когда будет принят законопроект о переводе урегулирования в цифровой формат, концепция которого уже поддержана экспертным советом Госдумы, можно будет урегулировать ОСАГО дистанционно, без предоставления бумажных документов. Кроме того, появится возможность по ОСАГО проводить осмотр авто через мобильное приложение РСА.

Бюро страховых историй

В ближайшие четыре года страховщики замахиваются на то, чтобы на базе АИС ОСАГО создать информационную систему по другим страховым продуктам, то есть у россиян появится страховая история по всем видам страхования. «Стартовали мы с ОСАГО и моторных видов, в дальнейшем в систему будут добавлены модули, позволяющие аналогично работать со всеми другими видами страхования, — говорит Игорь Юргенс. — Мы эту систему начнем масштабировать, и впоследствии в ней будет содержаться информация по страхованию жизни, ОМС, ДМС». Кроме того, в нее интегрируют уже существующую в ВСС автоматизированную систему по страхованию жилья от ЧС — соответствующие модули в ней предусмотрены.

«Это совершенно новый этап развития больших данных в страховании, — считает Юргенс. — На мой взгляд, главное, что страхованию теперь не грозит уничтожение и поглощение крупными IT-игроками, такими как, например, Alibaba, Amazon, «Яндекс» и другие, потому что страхование и само становится сильнейшей IT-отраслью».

Ольга КОТЕНЕВА,

Иллюстрация: Depositphotos.com


К концу июля РСА планирует выйти на полномасштабный режим использования новой АИС ОСАГО 2.0. В прошлом должно остаться незаконное повышение стоимости страховки, а онлайн-проверку полисов распространят на всю страну. С конца июня в России заработала новая автоматизированная информационная система (АИС) ОСАГО. Вряд ли конкретный автовладелец сразу ощутит какие-либо перемены от ее появления – исключением стали только те, кому потребовалось оформить полисы в первые дни работы АИС, когда она проходила «пуско-наладочный» этап. При оформлении полиса система зависала на этапе проверки данных страхователя, были проблемы и с получением информации о КБМ. Постепенно АИС минимизирует количество ошибок, более качественно отвечая на запросы как автовладельцев, так и ГИБДД, которая может видеть онлайн все полисы и протоколы к ним, фиксирует и проверяет КБМ и наличие полиса. КБМ без ошибок Минувшей зимой москвичка Виолетта попала в ДТП. «Ехала на работу, но мое авто задел перестраивающийся из соседнего ряда мусоровоз, — рассказывает она. – В результате помял мне часть крыла и бампер». Страховая компания приняла заявление, отремонтировала машину, а весной, оформляя новый полис ОСАГО, Виолетта обнаружила, что коэффициент бонус-малус (КБМ, коэффициент за безаварийную езду, чем меньше его значение — тем лучше) ей пересчитали: был 0,75, а после аварии стал 1. «Из-за этого полис знатно вырос в цене: с 7 600 до 12 300 рублей, — продолжает она. – Хотя авария произошла не по моей вине, то есть ухудшиться коэффициент не должен был». Страховщик объяснил, что причина — в некорректной работе системы АИС ОСАГО, информация от ГИБДД в нее поступает нерегулярно, сделать СК якобы ничего не может, поэтому Виолетте нужно заплатить за полис рассчитанные 12 300 рублей, а потом, когда КБМ в системе обновится, страховщик вернет переплаченные деньги. И вернул. «Я пришла в офис, написала заявление, и 3 600 рублей с копейками мне перечислили на счет, — говорит Виолетта. – И коэффициент поставили 0,7». В РСА эту ситуацию назвали абсурдной. Но 53% жалоб страхователей в Центробанк по теме ОСАГО – именно на некорректное изменение КБМ, так что Виолетта явно не одинока. В недалеком прошлом нередки были случаи, когда водитель менял удостоверение или страховщика и КБМ «обновлялся», причем не в пользу автовладельца. Происходило это вовсе не из-за злого умысла страховщиков, а потому, что возможности АИС ОСАГО не соответствовали потребностям. IТ-инфраструктура не позволяла справляться с возросшим массивом информации от 44 страховых компаний, продающих ОСАГО. У новой АИС ОСАГО 2.0, которую запустил РСА 28 июня, если верить Антону Павленко, руководителю дирекции вычислительных комплексов, сервиса и аутсорсинга компании «Инфосистемы Джет», разрабатывавшей систему, такие проблемы исключены. IТ-инфраструктура АИС базируется в двух дата-центрах. По мнению президента Всероссийского союза страховщиков Игоря Юргенса, система АИС ОСАГО 2.0 более быстродействующая по сравнению с предыдущей версией и способна обрабатывать большее количество запросов — как минимум в десять раз. Под присмотром камер По оценке РСА, по дорогам России ездят без полиса «автогражданки» 2–3 млн машин. Если такое транспортное средство становится виновником ДТП, то пострадавший не получит компенсацию, даже несмотря на то, что у него будет легальный полис. Новая АИС ОСАГО должна снизить риск оказаться в такой ситуации у добросовестных водителей. Новая АИС ОСАГО позволит контролировать наличие полисов ОСАГО по всей стране. Пилотный проект проверки ОСАГО в прошлом году реализовали в Москве. Заместитель начальника ГУОБДД МВД России Александр Быков рассказал на рабочей встрече Всероссийского союза страховщиков и «Деловой России», что в среднем в год выявляют 1,3—1,4 млн фактов езды без полиса. «ЦОДД Московского региона фиксирует в день 100 тысяч нарушений ПДД, из которых 6% водителей не выполняют свою обязанность по страхованию ответственности водителя», – говорит он. Механизм проверки полисов выглядит так. Первый раз наличие полиса у машины проверяют после проезда ее мимо камеры. Если камера фиксирует машину без полиса, спустя семь — десять дней в систему делается повторный запрос на случай, если во время первой проверки данные в базе не успели обновиться. Если в базе полиса по-прежнему нет, система выписывает штраф. Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев рассказал, что уже сейчас, на этапе московского «пилота», в среднем РСА и ГИБДД делают по 3 млн запросов в месяц. А со временем проверку наличия полиса нужно распространить на всю страну. С технической стороны это стало возможным только после запуска АИС ОСАГО 2.0. «К концу июля мы планируем выйти на полномасштабный режим использования новой АИС, это будет четко работающая система, поэтому с нашей стороны технических и организационных ограничений по взаимодействию с ГИБДД нет», — добавил он. Правда, есть другие сложности. Член совета московского регионального отделения «Деловой России» Андрей Денисенков рассказал, что на федеральном уровне законодательно разрешен обмен информацией между РСА и ГИБДД о полисах ОСАГО, а на региональном — нет. Хотя местные власти вроде бы тоже участники процесса — у них на балансе находятся не только автодороги, но и комплексы видеофиксации, которые развивают и обслуживают частные операторы по госконтрактам. Кроме того, по словам Александра Быкова, изначально в каждом регионе программное обеспечение для ЦАФАП разрабатывалось самостоятельно субъектами. «Мы хотим реализовать централизованное решение на федеральном уровне и уже внедряем единый программный продукт для всех ЦАФАП, — сообщил он. — При установке единого ПО во всех субъектах им много времени не понадобится, чтобы организовать проверку полисов. Но приоритет мы отдаем нарушениям ПДД, которые непосредственно являются причинами ДТП». Кстати, обмен информацией между страховщиками и ГИБДД не только в столице, но и по всей стране позволит идентифицировать и наказывать нарушителей ПДД с иностранной «пропиской». Зарегистрированные в других странах авто в базе российского ГИБДД не значатся, а в системе страховщиков — присутствуют, потому что при пересечении границы водители приобретают полис «автогражданки». МВД России разработало дополнения в проект постановления правительства РФ от 14 сентября 2005 г. № 567 «Об обмене информацией при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», расширив перечень информации, предоставляемой органами госвласти, страховщиками и иными организациями. Если документ будет принят, нарушителей с иностранными номерами можно будет идентифицировать с помощью базы страховщиков, а затем на границе, при возвращении на родину, вручать им квитанцию на уплату штрафа. Тариф индивидуальный Новая АИС ОСАГО поможет страховщикам повысить качество анализа рисков и более индивидуально рассчитывать тариф ОСАГО. «АИС ОСАГО 2.0 построена на других принципах, чем ранее действующая, — рассказал на онлайн-пресс-конференции заместитель председателя Центрального банка РФ Владимир Чистюхин. — За основу взята взаимосвязанная информация об автомобиле, автовладельце и договоре. Эта система должна позволить с намного более высоким качеством получать уникальные данные по каждому водителю и эксплуатируемому транспортному средству». С 24 августа регулятор планирует продолжить расширение тарифного коридора ОСАГО. «Для наиболее многочисленной группы легковых автомобилей физлиц тариф будет расширен на 10% вверх и на 10% вниз, — сообщил Чистюхин. – Если сегодня минимальное значение базовой ставки 2 746 рублей, а максимальное – 4 942 рубля, то по новым правилам минимальная ставка будет 2 471 рубль, а максимальная – 5 436 рублей. Благодаря этому мы протестируем индивидуализацию тарифов и позволим страховым компаниям более точно отражать риски, которые есть у разных групп автомобилистов». Новая система позволит СК получить доступ к информации о нарушениях правил дорожного движения, зафиксированных ГИБДД. То есть поведение на дороге будет одним из факторов, влияющих на стоимость страховки для конкретного водителя. Кроме того, новая система позволит расширить функционал уже действующего приложения для оформления страховых случаев «Помощник ОСАГО». В июне 2021 года РСА планирует добавить в приложение электронное урегулирование убытков. Эта функция уже успешно реализована многими страховыми компаниями в их приложениях, но в единых цифровых сервисах РСА пока можно только сообщить о страховом случае и подать заявление страховщику. Когда будет принят законопроект о переводе урегулирования в цифровой формат, концепция которого уже поддержана экспертным советом Госдумы, можно будет урегулировать ОСАГО дистанционно, без предоставления бумажных документов. Кроме того, появится возможность по ОСАГО проводить осмотр авто через мобильное приложение РСА. Бюро страховых историй В ближайшие четыре года страховщики замахиваются на то, чтобы на базе АИС ОСАГО создать информационную систему по другим страховым продуктам, то есть у россиян появится страховая история по всем видам страхования. «Стартовали мы с ОСАГО и моторных видов, в дальнейшем в систему будут добавлены модули, позволяющие аналогично работать со всеми другими видами страхования, — говорит Игорь Юргенс. — Мы эту систему начнем масштабировать, и впоследствии в ней будет содержаться информация по страхованию жизни, ОМС, ДМС». Кроме того, в нее интегрируют уже существующую в ВСС автоматизированную систему по страхованию жилья от ЧС — соответствующие модули в ней предусмотрены. «Это совершенно новый этап развития больших данных в страховании, — считает Юргенс. — На мой взгляд, главное, что страхованию теперь не грозит уничтожение и поглощение крупными IT-игроками, такими как, например, Alibaba, Amazon, «Яндекс» и другие, потому что страхование и само становится сильнейшей IT-отраслью». Ольга КОТЕНЕВА, Иллюстрация: Depositphotos.com
0
Другие новости

Это может то, что вы искали