Страховых компаний все меньше. В 2009 году их было 175, а в конце 2020 года — 160. Почему это происходит и как отразится на тарифах?
Страховой рынок России сконцентрирован в руках крупных компаний и экосистем. На топ-10 СК приходится 73% объемов страховой премии в секторе страхования иного, чем страхование жизни (в 2015 году было около 50%), а на долю 20 крупнейших СК — 90%. И концентрация будет расти благодаря сокращению количества СК, начавшемуся с 2008 года. По прогнозам директора группы «Финансовые институты» S&P Global Ratings Виктора Никольского, в нынешнем году процесс даже ускорится из-за ужесточения требований к страховщикам.
Почему уходят страховщики
Еще в 2018 году в закон об организации страхового дела в РФ внесли изменения о повышении минимального размера уставного капитала СК. Это должно способствовать повышению финансовой устойчивости отрасли. Планировалось, что начиная с 2020 года и до 1 января 2022 года страховщики жизни поэтапно нарастят свои капиталы соответственно до 310 млн, 380 млн и 450 млн рублей; перестраховщики — до 520 млн, 560 млн и 600 млн рублей; остальные СК — до 180 млн, 240 млн и 300 млн рублей. Однако в разгар пандемии весной прошлого года Всероссийский союз страховщиков (ВСС) обратился с просьбой дать страховщикам отсрочку, потому что на начало прошлого года недостаточные объемы капитала были примерно у 50 компаний, а год ожидался нестандартный и пугающий. Отсрочку страховщики получили в конце 2020-го, сроком на один год.
Кроме того, Банк России перенес на полгода — на 1 января 2022 года — дату вступления в силу требований к финансовой устойчивости и платежеспособности для СК с премиями за 2020 год в размере менее 2 млрд рублей (за исключением страховщиков ОСАГО) или занимающихся обязательным медстрахованием. Отсрочку, по оценке ВСС, получили 88 страховщиков. Для всех остальных положение Банка России от 10.01.2020 № 710-П «Об отдельных требованиях к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков» вступит в силу, как и планировалось, с июля 2021 года.
Отсрочки должны дать возможность страховщикам собрать деньги на увеличение капитала, чтобы удержаться на рынке.
За последние пять лет на российском страховом рынке произошли существенные перемены к лучшему, считает заместитель директора группы «Финансовые институты» S&P Global Ratings Екатерина Толстова. Большинство сомнительных активов на своих балансах страховщики расчистили и качество инвестиционных портфелей улучшили.
Финансовые результаты деятельности страховщиков неплохие. Но это, как говорится, средняя температура по палате. Соблюсти новые требования к капиталу смогут далеко не все, и в первую очередь в зоне риска окажутся мелкие страховщики.
Естественный отбор
«В последние годы рынок покидали (или их с него удалял Банк России) те компании, которые несли повышенный риск и не представляли никакой ценности с точки зрения сервисов и продуктов, — говорит гендиректор аналитического агентства «БизнесДром» Павел Самиев. — Многие кэптивные компании сворачивали страховой бизнес, кто-то из СК добровольно уходил, были и отзывы лицензий, были и слияния. Ухода компаний, которые не работали в рознице широко, никто особенно не почувствовал. Принудительный уход с рынка ненадежных компаний, у которых было много клиентов, в том числе розничных, можно считать благом, потому что они несли повышенный риск, и если бы они и дальше росли по количеству застрахованных и объему обязательств, то не смогли бы их исполнять. Это никак не ущемляет конкуренцию, я не вижу на страховом рынке ни одного примера ухода важного игрока с точки зрения продуктов и технологий».
Современные технологии в страховании — удовольствие недешевое, и мелким и финансово не слишком стабильным страховщикам они просто не по карману. Рассчитывать же на сколько-нибудь успешный бизнес без дистанционных цифровых сервисов больше не приходится.
Директор по рейтингам страховых компаний агентства «НКР» Евгений Шарапов полагает, что само по себе существование большого количества страховых компаний еще не гарантирует наличия качественного и доступного по цене продукта для страхователя. «Сейчас основной канал продаж для страховщиков — банковский. Для доступа к нему банки требуют от страховщиков обладать сильным кредитным профилем, что обычно сопровождается высоким уровнем кредитного рейтинга, — говорит он. — Из 160 страховых организаций на конец 2020 года не более 65 имели кредитный рейтинг хотя бы от одного аккредитованного регулятором кредитного рейтингового агентства. Видимо, оставшиеся не видят необходимости в информировании своих клиентов о своем кредитном качестве по причине или фактически слабого кредитного профиля, или того, что занимают нишу, в которую не допускают рыночные компании, что и есть отсутствие конкуренции. Не имея доступа к значительной части российского страхового рынка, компании со слабым кредитным профилем в борьбе за клиента вынуждены снижать маржинальность продуктов до предела, а иногда и работать себе в убыток. Но такая стратегия требует от акционеров регулярных вливаний в собственный капитал страховщиков, а этого небольшие компании не могут себе позволить». В такой ситуации они просто не в состоянии предлагать потребителям высококачественную услугу по доступной конкурентной цене. Конкуренцию с крупным страховым бизнесом им не выдержать.
Слишком много страховщиков для одной России
По мнению экспертов, дальнейшая очистка страхового рынка пойдет ему только на пользу и не отразится негативно на доступности страховых услуг и их стоимости. «По размеру совокупной премии российский страховой рынок не велик, он занимает 28-е место в мире, а количество компаний на нем существенно превышает таковое на сопоставимых по размеру развитых рынках», — отмечает директор по отраслевым решениям в страховании IТ-компании «КРОК» Андрей Крупнов. В Финляндии, по его данным, рынок на 20% больше, чем в России, а на нем работают всего 47 компаний, в Таиланде, также на 20% превосходящем Россию по объему премий, 82 страховых и перестраховочных компании. Рынки Норвегии и Австрии меньше на 10% и 15%, и на них работают 76 и 91 компания соответственно. Рынок Мексики больше на 40%, и он представлен 112 компаниями, из которых 57 — филиалы иностранных страховщиков. Ближе всего к России как по объему страхового рынка, так и по числу страховщиков находится Индонезия, где работают 152 страховые компании.
«Думаю, сокращение количества страховщиков в России еще на несколько десятков компаний не создаст больших проблем, — говорит Крупнов. — Можно даже сказать, его никто особенно и не заметит, так как рынок уже высоко концентрирован, объемы сборов компаний, занимающих нижние строчки рэнкинга, ничтожны, и в принципе трудно сказать, что позволяет им до сих пор удерживаться на рынке».
Ольга КОТЕНЕВА,