Урок № 32. Как не стать биржевым игроманом? - «Тема дня» » Новости Банков России

Новости Банков

Урок № 32. Как не стать биржевым игроманом? - «Тема дня»


Инвестиции могут стать наркотиком! Выясняем, как не заболеть биржей.

К лету 2021 года более 12,2 млн россиян завели брокерские счета на Московской бирже. Свыше 100 млрд рублей они вложили в ценные бумаги за месяц. Люди несут деньги на биржу в надежде заработать. Или выиграть... Как отличить одно от другого?

«Не стоит относиться к инвестированию как к игре. За участие в игре мы обычно платим, а цель инвестирования в том, чтобы рынок платил нам», — говорит заместитель директора департамента доверительного управления «Фридом Финанс» Игорь Чесноков. По его мнению, частный инвестор, совершая сделки, должен понимать, что это тоже работа, как если бы он получил вторую специальность. Основную задачу инвестора он формулирует так: «отдать рынку как можно меньше, когда ваша идея не реализовалась, и забрать как можно больше, когда все работает, как и планировалось».

Обычно ответ дается без труда, так как большинство людей понимает степень своей азартности, отмечает доктор медицинских наук, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии, психотерапии Ивановской государственной медицинской академии Алексей Худяков.

Если есть сомнения, то можно, например, пройти тест на зависимость от азартных игр или канадский показатель проблемного гемблинга (CPGI). Но такие тесты ненадежны, утверждает Худяков. «Как только любой психологический тест попадает в массовое пользование, особенно через Интернет, то он становится неинформативным. Самодиагностика — вещь ненадежная. Лучше обратиться за советом к психологу», — считает психиатр.

Среди признаков, говорящих о предрасположенности человека к чрезмерному увлечению азартными играми, кандидат медицинских наук, сертифицированный специалист по психиатрии, наркологии и психотерапии Сергей Кикта называет:

— склонность к агрессивности;

— постоянное желание самоутвердиться (большинство игроков — мужчины, это связано с гендерными особенностями);

— наличие «охотничьего инстинкта»;

— склонность к импульсивным поступкам;

— излишнее доверие к собственной интуиции;

— внушаемость;

— эмоциональная незрелость.

Попрощаться с азартом ДО начала инвестирования или найти для него более безопасное применение, советует Чесноков. Чрезмерная увлеченность при инвестировании может привести к тяжелым финансовым последствиям, предупреждает эксперт.

Работа на финансовом рынке специфичная, и людям с проблемной нервной системой лучше ею не заниматься, уверен Сергей Кикта. Излишняя эмоциональность, жадность, страх опасны для инвестора, между этими чертами нужно искусно балансировать. «Нервную систему человека, связавшего себя с финансовым рынком, необходимо закалять», — говорит Кикта.

По его словам, в этом могут помочь:

— аутогенная тренировка;

— медитация;

— спорт;

— занятия кинезиотерапией;

— прием витаминов и микроэлементов.

Игровая зависимость может развиваться незаметно и поначалу безобидно. Сначала — эйфория, так называемая стадия выигрышей. Затем человек обретает уверенность в успехе и теряет связь с окружающим миром. Он может не придавать значения тому, что погряз в многочисленных долгах. В результате у инвестора может развиться депрессия, рассказывает Кикта.

Такой сценарий сработал с одним из самых страстных биржевых игроков Джесси Ливермором. Выходец из бедной семьи, он сделал значительную карьеру на Уолл-стрит, несколько раз зарабатывал и терял миллионы долларов. На «медвежьем» рынке (когда инвесторы получают доход со стратегиями на падении котировок) в 1929 году Ливермор заработал более 100 млн долларов. Даже получил прозвище Великий Медведь Уолл-стрит. А спустя пять лет потерял все деньги, его исключили из членов Чикагской торговой палаты. Затем распалась его семья. Ливермор покончил жизнь самоубийством.

Как определить, что вы превратились в биржевого игромана и уже не способны объективно принимать адекватные инвестиционные решения?



Стабильно добиваться инвестиционных целей можно, подобрав надежные стратегии вложения средств на фондовом рынке. Разберемся в многообразии вариантов, как действовать на бирже.


Аналитик Moody's Investors Service Джеймс Керин советует трейдерам присмотреться к себе, поискать в своем поведении нечто похожее:

  • Вы настолько поглощены погоней за мгновенной выгодой, что совершаете рискованные сделки, которые порой приносят большой убыток.
  • Вам нужен кайф от трейдинга. Каждый трейдер испытывает прилив адреналина, когда получает прибыль. Но биржевые наркоманы нуждаются во все большей дозе адреналина, а потому делают все более и более крупные рискованные ставки. Сначала на свои средства, а когда пополнять брокерский счет становится нечем, берут кредит у брокера.
  • Вы посвящаете биржевой торговле более 12 часов в день, теряя связь с реальным миром.
  • Вы не можете перестать следить за рынком.
  • Если вы скрываете от близких, сколько на самом деле тратите времени (и денег) на биржевые сделки. То есть ведете себя как все наркоманы, которые знают, что у них есть проблема.
  • У вас портятся отношения с родными и друзьями — их трудно поддерживать из-за пристрастия к трейдингу.

Гемблером называют азартного человека, который увлечен играми на деньги: он страстно играет в покер, делает ставки в казино и на спортивные события. Это еще не совсем игроман, но человек, который вот-вот обретет болезненную зависимость. Грозит ли это опытному трейдеру?

«Многие игроки говорят, что игра — это их работа и играют они ради заработка денег, — говорит Худяков. — Но это не так. Вы можете предложить им надежный большой заработок без излишнего напряжения, но от игры они все равно не откажутся».

С инвестициями, по мнению эксперта, дело обстоит сложнее. Большинство участников торгов понимает свои действия на фондовом рынке как работу. Но и она может превратиться в объект пристрастия, и симптомы во многом сходны с химической зависимостью (алкоголь, наркотики).

Психиатр Кикта считает, что профессиональные трейдеры игровой зависимостью обычно не страдают. «Они оперируют деньгами собственника, работают напряженно, но рутинно: чаще в команде, анализируют информационные материалы, не слишком спешат. При этом предусмотрено хеджирование, защитные механизмы», — поясняет эксперт.

Амбициозные одиночки, принимающие неоправданно рискованные решения, с большой вероятностью могут потерпеть крах — финансовый и психологический. «Вовремя остановиться могут далеко не все. Идеальным считается такой вариант, когда игрок ограничивает траты определенной суммой, а дальше — ни-ни!» — говорит Кикта. Далее, при наилучшем варианте развития событий, он уже только наблюдает за происходящим и получает удовольствие.

Пациент с уже диагностированной игровой зависимостью сам остановиться не может, продолжает эксперт. Такое пристрастие можно уменьшить, но оно относится к хроническим рецидивирующим расстройствам. Это означает, что возврат к зависимости возможен и необходима профилактика. По словам Кикты, пациент, у которого развилась зависимость, играть «по чуть-чуть» никогда не сможет. «Процесс болезненной зависимости безжалостен к человеку и его психике», — резюмирует эксперт.

Инвестирование и трейдинг — два разных метода заработка на финансовых рынках. Инвесторы стремятся получить большую прибыль в течение длительного времени за счет покупки и владения активами. Трейдеры совершают много сделок, стремясь понемногу заработать на каждой.

Цель инвестора — постепенно накопить капитал, страхуясь от рисков. Он не боится временного падения стоимости портфеля и готов ждать, пока цены восстановятся. При выборе компаний инвесторы ориентируются на фундаментальный анализ и долгосрочные тренды.

Трейдинг — это частые покупки и продажи активов. Цель — получить доход больший, чем при инвестировании. В то время как инвесторы могут быть довольны годовой доходностью от 10% до 15%, трейдерам бывает мало и 10% в месяц. Они могут зарабатывать, не только открывая длинные позиции (купив актив дешевле и продав дороже), но и на падающих рынках — «шортить» (продать взятую у брокера в долг акцию, затем купить ее дешевле на рынке и вернуть долг). Торговые планы трейдеры строят, сверяясь с техническим анализом.



Теханализ — один из способов предсказать цену акций, валюты или товаров. Разбираем плюсы и минусы этого метода.


Трейдинг рискованнее инвестирования и тяжелее с точки зрения психологической нагрузки. Азартным людям легче попасть в зависимость от трейдинга.

Реальная «вакцина» от игровой зависимости состоит из двух составляющих: четкая инвестиционная система, с одной стороны, и непрерывная работа над дисциплиной и общей целостностью личности — с другой, констатирует Игорь Чесноков.

Главное правило инвестора — не позволять эмоциям менять его выбранную торговую стратегию. Для этого нужно:

— следовать плану с соблюдением соотношения прибыли и риска;

— не поддаваться эмоциям;

— не принимать спонтанные решения;

— не делать что-то только потому, что это делают все;

— не уделять торговле более трех часов в день.

Если эмоции, которые вы испытываете, наблюдая за изменением стоимости портфеля, слишком сильны, передайте деньги профессиональному управляющему. Он подберет соответствующие вашему риск-профилю инвестиционный инструмент и стратегию, будет сам принимать инвестиционные решения.



Как выйти на биржу на первых порах: самому или с помощью управляющего? Разбираемся в плюсах и минусах каждого из решений.


Биржевые операции для частного инвестора — это дополнительный доход. Азарт несовместим с успехом на фондовом рынке.

Инга САНГАЛОВА для

Остальные уроки по инвестициям вы можете найти в нашем разделе «Обучение»


Инвестиции могут стать наркотиком! Выясняем, как не заболеть биржей. К лету 2021 года более 12,2 млн россиян завели брокерские счета на Московской бирже. Свыше 100 млрд рублей они вложили в ценные бумаги за месяц. Люди несут деньги на биржу в надежде заработать. Или выиграть. Как отличить одно от другого? «Не стоит относиться к инвестированию как к игре. За участие в игре мы обычно платим, а цель инвестирования в том, чтобы рынок платил нам», — говорит заместитель директора департамента доверительного управления «Фридом Финанс» Игорь Чесноков. По его мнению, частный инвестор, совершая сделки, должен понимать, что это тоже работа, как если бы он получил вторую специальность. Основную задачу инвестора он формулирует так: «отдать рынку как можно меньше, когда ваша идея не реализовалась, и забрать как можно больше, когда все работает, как и планировалось». Обычно ответ дается без труда, так как большинство людей понимает степень своей азартности, отмечает доктор медицинских наук, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии, психотерапии Ивановской государственной медицинской академии Алексей Худяков. Если есть сомнения, то можно, например, пройти тест на зависимость от азартных игр или канадский показатель проблемного гемблинга (CPGI). Но такие тесты ненадежны, утверждает Худяков. «Как только любой психологический тест попадает в массовое пользование, особенно через Интернет, то он становится неинформативным. Самодиагностика — вещь ненадежная. Лучше обратиться за советом к психологу», — считает психиатр. Среди признаков, говорящих о предрасположенности человека к чрезмерному увлечению азартными играми, кандидат медицинских наук, сертифицированный специалист по психиатрии, наркологии и психотерапии Сергей Кикта называет: — склонность к агрессивности; — постоянное желание самоутвердиться (большинство игроков — мужчины, это связано с гендерными особенностями); — наличие «охотничьего инстинкта»; — склонность к импульсивным поступкам; — излишнее доверие к собственной интуиции; — внушаемость; — эмоциональная незрелость. Попрощаться с азартом ДО начала инвестирования или найти для него более безопасное применение, советует Чесноков. Чрезмерная увлеченность при инвестировании может привести к тяжелым финансовым последствиям, предупреждает эксперт. Работа на финансовом рынке специфичная, и людям с проблемной нервной системой лучше ею не заниматься, уверен Сергей Кикта. Излишняя эмоциональность, жадность, страх опасны для инвестора, между этими чертами нужно искусно балансировать. «Нервную систему человека, связавшего себя с финансовым рынком, необходимо закалять», — говорит Кикта. По его словам, в этом могут помочь: — аутогенная тренировка; — медитация; — спорт; — занятия кинезиотерапией; — прием витаминов и микроэлементов. Игровая зависимость может развиваться незаметно и поначалу безобидно. Сначала — эйфория, так называемая стадия выигрышей. Затем человек обретает уверенность в успехе и теряет связь с окружающим миром. Он может не придавать значения тому, что погряз в многочисленных долгах. В результате у инвестора может развиться депрессия, рассказывает Кикта. Такой сценарий сработал с одним из самых страстных биржевых игроков Джесси Ливермором. Выходец из бедной семьи, он сделал значительную карьеру на Уолл-стрит, несколько раз зарабатывал и терял миллионы долларов. На «медвежьем» рынке (когда инвесторы получают доход со стратегиями на падении котировок) в 1929 году Ливермор заработал более 100 млн долларов. Даже получил прозвище Великий Медведь Уолл-стрит. А спустя пять лет потерял все деньги, его исключили из членов Чикагской торговой палаты. Затем распалась его семья. Ливермор покончил жизнь самоубийством. Как определить, что вы превратились в биржевого игромана и уже не способны объективно принимать адекватные инвестиционные решения? Стабильно добиваться инвестиционных целей можно, подобрав надежные стратегии вложения средств на фондовом рынке. Разберемся в многообразии вариантов, как действовать на бирже. Аналитик Moody's Investors Service Джеймс Керин советует трейдерам присмотреться к себе, поискать в своем поведении нечто похожее: Вы настолько поглощены погоней за мгновенной выгодой, что совершаете рискованные сделки, которые порой приносят большой убыток. Вам нужен кайф от трейдинга. Каждый трейдер испытывает прилив адреналина, когда получает прибыль. Но биржевые наркоманы нуждаются во все большей дозе адреналина, а потому делают все более и более крупные рискованные ставки. Сначала на свои средства, а когда пополнять брокерский счет становится нечем, берут кредит у брокера. Вы посвящаете биржевой торговле более 12 часов в день, теряя связь с реальным миром. Вы не можете перестать следить за рынком. Если вы скрываете от близких, сколько на самом деле тратите времени (и денег) на биржевые сделки. То есть ведете себя как все наркоманы, которые знают, что у них есть проблема. У вас портятся отношения с родными и друзьями — их трудно поддерживать из-за пристрастия к трейдингу. Гемблером называют азартного человека, который увлечен играми на деньги: он страстно играет в покер, делает ставки в казино и на спортивные события. Это еще не совсем игроман, но человек, который вот-вот обретет болезненную зависимость. Грозит ли это опытному трейдеру? «Многие игроки говорят, что игра — это их работа и играют они ради заработка денег, — говорит Худяков. — Но это не так. Вы можете предложить им надежный большой заработок без излишнего напряжения, но от игры они все равно не откажутся». С инвестициями, по мнению эксперта, дело обстоит сложнее. Большинство участников торгов понимает свои действия на фондовом рынке как работу. Но и она может превратиться в объект пристрастия, и симптомы во многом сходны с химической зависимостью (алкоголь, наркотики). Психиатр Кикта считает, что профессиональные трейдеры игровой зависимостью обычно не страдают. «Они оперируют деньгами собственника, работают напряженно, но рутинно: чаще в команде, анализируют информационные материалы, не слишком спешат. При этом предусмотрено хеджирование, защитные механизмы», — поясняет эксперт. Амбициозные одиночки, принимающие неоправданно рискованные решения, с большой вероятностью могут потерпеть крах — финансовый и психологический. «Вовремя остановиться могут далеко не все. Идеальным считается такой вариант, когда игрок ограничивает траты определенной суммой, а дальше — ни-ни!» — говорит Кикта. Далее, при наилучшем варианте развития событий, он уже только наблюдает за происходящим и получает удовольствие. Пациент с уже диагностированной игровой зависимостью сам остановиться не может, продолжает эксперт. Такое пристрастие можно уменьшить, но оно относится к хроническим рецидивирующим расстройствам. Это означает, что возврат к зависимости возможен и необходима профилактика. По словам Кикты, пациент, у которого развилась зависимость, играть «по чуть-чуть» никогда не сможет. «Процесс болезненной зависимости безжалостен к человеку и его психике», — резюмирует эксперт. Инвестирование и трейдинг — два разных метода заработка на финансовых рынках. Инвесторы стремятся получить большую прибыль в течение длительного времени за счет покупки и владения активами. Трейдеры совершают много сделок, стремясь понемногу заработать на каждой. Цель инвестора — постепенно накопить капитал, страхуясь от рисков. Он не боится временного падения стоимости портфеля и готов ждать, пока цены восстановятся. При выборе компаний инвесторы ориентируются на фундаментальный анализ и долгосрочные тренды. Трейдинг — это частые покупки и продажи активов. Цель — получить доход больший, чем при инвестировании. В то время как инвесторы могут быть довольны годовой доходностью от 10% до 15%, трейдерам бывает мало и 10% в месяц. Они могут зарабатывать, не только открывая длинные позиции (купив актив дешевле и продав дороже), но и на падающих рынках — «шортить» (продать взятую у брокера в долг акцию, затем купить ее дешевле на рынке и вернуть долг). Торговые планы трейдеры строят, сверяясь с техническим анализом. Теханализ — один из способов предсказать цену акций, валюты или товаров. Разбираем плюсы и минусы этого метода. Трейдинг рискованнее инвестирования и тяжелее с точки зрения психологической нагрузки. Азартным людям легче попасть в зависимость от трейдинга. Реальная «вакцина» от игровой зависимости состоит из двух составляющих: четкая инвестиционная система, с одной стороны, и непрерывная работа над дисциплиной и общей целостностью личности — с другой, констатирует Игорь Чесноков. Главное правило инвестора — не позволять эмоциям менять его выбранную торговую стратегию. Для этого нужно: — следовать плану с соблюдением соотношения прибыли и риска; — не поддаваться эмоциям; — не принимать спонтанные решения; — не делать что-то только потому, что это делают все; — не уделять торговле более трех часов в день. Если эмоции, которые вы испытываете, наблюдая за изменением стоимости портфеля, слишком сильны, передайте деньги профессиональному управляющему. Он подберет соответствующие вашему риск-профилю инвестиционный инструмент и стратегию, будет сам принимать инвестиционные решения. Как выйти на биржу на первых порах: самому или с помощью управляющего? Разбираемся в плюсах и минусах каждого из решений. Биржевые операции для частного инвестора — это дополнительный доход. Азарт несовместим с успехом на фондовом рынке. Инга САНГАЛОВА для Остальные уроки по инвестициям вы можете найти в нашем разделе «Обучение»
0
Другие новости

Это может то, что вы искали