Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ)
или Middle Corridor, который проходит из Китая в Европу через территорию
Казахстана, Азербайджана и Грузии, может стать эффективным торговым коридором
для транспортировки товаров и энергоносителей. Такое мнение корреспонденту центра
деловой информации Kapital.kz высказал Тимур Кожахметов, старший
консультант практики управления цепочками поставок KPMG Caspian.
«Санкции, которые применены в отношении России и Беларуси, надолго. Это говорит о том, что Северный торговый маршрут откроется не скоро,
что серьезно повышает потенциал Транскаспийского маршрута. Причем мы видим
большой интерес к этому торговому коридору не только со стороны Китая, реализующего глобальную инициативу «Один пояс» по возрождению Шелкового пути, но и
европейских стран. О важности Транскаспийского маршрута говорит встреча в Баку
председателя Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен и президента
Азербайджана Ильхама Алиева в июле этого года. Можно также отметить встречу в
Брюсселе членов комитета по транспорту и туризму Европарламента с
представителями Қазақстан темір жолы», - говорит Тимур Кожахметов.
Казахстан и Азербайджан как главные заинтересованные
стороны в развитии транскаспийского транзита делают для этого конкретные шаги. 23
августа текущего года АО «НК «Қазақстан темір жолы» и ЗАО «Бакинский
международный морской торговый порт» заключили
меморандум о сотрудничестве в области логистики и реализации совместных
проектов в рамках Транскаспийского международного транспортного маршрута, для повышения
транзитного потенциала двух стран. В КТЖ оценили потенциал перевозок
казахстанских грузов по ТМТМ в 4 млн тонн в год. Ранее Европейский банк
реконструкции и развития заявил о планах инвестировать 50 млрд тенге в
облигации КТЖ. Средства пойдут на повышение устойчивости компании и
модернизацию альтернативного Северному грузового маршрута из Азии в Европу
через Каспий.
Эксперт отмечает, что самым главным вызовом для реализации
этих планов и потенциала ТМТМ в целом будут инвестиции в подвижной состав,
транспортную и логистическую инфраструктуру, в том числе в морских портах на
Каспии. Речь идет о миллиардах долларов.
«Виден рост по основным показателям, таким как перевалка ДФЭ
(двадцатифутовый контейнер), также растет количество грузовых фур, проезжающих
через порты Актау и Курык. Ожидается, что рост продолжится. Бизнес быстро переориентируется,
потому что логистика критична, а время - дорого. Правительства и руководители
Казахстана и Азербайджана как наиболее заинтересованные стороны в развитии и
повышении популярности маршрута также подчеркивали необходимость уделять особое
внимание развитию портов на Каспийском море. Здесь и переходим к части
необходимости инвестиций в транспортно-логистическую инфраструктуру и увеличение
морского торгового флота. В настоящий момент транспортировка грузов через
Каспийское море идет в основном за счет азербайджанских судов. Для
удовлетворения высоких требований европейских стран к качеству и безопасности
товаров необходимо строительство складов класса А. Важно сократить сроки
прохождения грузов таможенного досмотра. Значительные задержки отмечаются на
таможенных переходах Достык и Хоргос», - подчеркнул эксперт.
Тимур Кожахметов, говоря о большом потенциале ТМТМ,
сообщил, что ожидается выход в регион компаний, которые занимаются
глобальными морскими перевозками. Это сингапурская PSA Group, датская Maersk и
швейцарская MSC.
Напомним, 24 августа текущего года в рамках официального визита в Азербайджан президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев и президент Азербайджана Ильхам Алиев провели переговоры. По их результатам было подписано 10 документов, в том числе принята Декларация об укреплении стратегических отношений.