«Близкий к Кремлю» российский миллиардер купил летом два автомобиля Maybach, чтобы в случае поломки одного разобрать второй на запчасти, узнала газета Financial Times.
Для большой обзорной статьи о том, как Россия живет в условиях санкций и параллельного импорта, корреспондент FT поговорил с россиянами, которые занимаются ввозом попавших под ограничения товаров, управляют зависящими от иностранных поставок компаниями, а также с несколькими лицами, которые в материале названы «олигархами».
«Посмотрите на Иран»
Как рассказал «близкий к Кремлю миллиардер», он собирался купить Mercedes, но не смог, и вместо него приобрел два Maybach (обе марки автомобилей производит немецкий концерн Mercedes-Benz Group). Если первый сломается, то второй можно использовать на запчасти, объяснил собеседник издания. По его мнению, потенциальная прибыль от «контрабанды» настолько высока, что предметы роскоши всегда попадут в страну, независимо от санкций.
«Будет тяжело два, три, четыре года. Потом мы адаптируемся, — сказал изданию "другой олигарх, находящийся под санкциями". — Посмотрите на Иран. Они все делают сами <...> у них есть свои цепочки поставок, и если у них нет запчасти, они покупают ее на черном рынке. Они могут делать что угодно. Мы извлекаем уроки прямо сейчас, и в конечном итоге мы будем такими».
«Жизнь станет примитивнее»
Еще один подсанкционный российский олигарх дал более мрачный прогноз. «Жизнь станет примитивнее, а денег будет меньше. Люди будут обходиться меньшим. Бумаги в колбасе станет больше», — предположил собеседник газеты. По его ожиданиям, «так будет лет 15–20», при текущей власти «принципиально ничего не изменится».
В феврале западные страны в ответ на начавшуюся специальную военную операцию на Украине стали вводить масштабные санкции против России. В том числе Евросоюз запретил ввозить в РФ машины дороже 50 тыс. евро (к ним относятся Audi, BMW, Mercedes-Benz, Ferrari, Porsche и прочие). Более того, из-за разрушения цепочек поставок в условиях санкций из страны ушли многие западные автомобильные бренды.
Чтобы смягчить действие ограничений, Россия разрешила параллельный импорт, то есть ввоз товаров без разрешения правообладателя. В мае Минпромторг опубликовал список брендов, разрешенных для «серого» ввоза. В перечень попали автомобили Bentley, Ferrari, Lamborgini, Maybach, Mercedes-Benz, Porshe и другие.
На сегодняшний день российские дилеры уже организовали новые каналы поставок, покупателям стали снова доступны Volkswagen, Audi, Toyota, Mazda, Mitsubishi и прочие марки, сообщал Autonews. Но цены на машины стали выше официальных, в некоторых случаях — вдвое.