Объем казахстанского рынка
электронной торговли в 2022 году составил порядка 4 млрд долларов
или 12% от общего объема розничного товарооборота. Об этом сообщила первый вице-министр
торговли и интеграции Айжан Бижанова во время открытия Central Asian
E-commerce Forum 2023, передает корреспондент центра
деловой информации Kapital.kz.
Айжан Бижанова
отметила, что министерство планирует расширить взаимную торговлю и довести совместный
товарооборот с Узбекистаном до 10 млрд долларов, с Кыргызстаном,
Таджикистаном – до 2 млрд долларов, с Азербайджаном, Туркменистаном –
до 1 млрд долларов, с Турцией – до 10 млрд долларов, с
Китаем – до 40 млрд долларов. Совокупные продажи национальных павильонов на Alibaba, по ее словам, уже достигли свыше 300 млн долларов.
«Одним из фокусов нашего внимания,
безусловно, является южное направление: доступ к рынкам Южной Азии и Ближнего Востока,
а также к портам Индийского океана и Персидского залива», – рассказала она.
До конца текущего года министерство планирует открыть в Узбекистане школу электронной коммерции при поддержке Mastercard, что увеличит экспорт IT-услуг.
Первый вице-министр
торговли и интеграции предлагает объединить усилия в построении комфортной
экосистемы безбумажной торговли для форсированного развития электронной
коммерции во всех странах Центральной Азии. «Первым шагом в данном направлении
могли бы стать разработка и подписание соглашения стран Центральной Азии по
развитию электронной коммерции. В качестве инициатора министерство торговли и
интеграции готово взять на себя все организационные вопросы», – заявила Айжан
Бижанова.
Она добавила, что в рамках
форума планируется подписать меморандум о сотрудничестве в сфере электронной
торговли с Таджикистаном.
Заместитель министра
экономического развития и торговли Таджикистана Ахлиддин Нуриддинзода называет
Казахстан и Узбекистан одними из главных торговых партнеров своей страны. «В
прошлом году внешнеторговый оборот Республики Таджикистан со странами
Центральной Азии (ЦА) вырос на 23%. Доля стран ЦА в совокупном товарообороте
Таджикистана составила около 30%», – сообщил он.
По его данным, в мире насчитывается более 26 млн магазинов электронной коммерции. «По оценкам экспертов, на долю e-commerce сегодня приходится около 22% всей мировой торговли. И
ожидается, что в течение пяти лет этот показатель увеличится до 25%», – обращает
внимание Ахлиддин Нуриддинзода.
Вице-президент по
государственному сектору в Центральной и Восточной Европе Mastercard Энгин Яшар
отмечает, что в ближайшие три года глобальный рынок розничной электронной коммерции
превысит 5 трлн долларов и составит более 4% мирового ВВП.
Central Asian
E-commerce Forum – международный форум в области e-commerce в
Центральной Азии, который собрал крупных игроков отрасли,
государственных деятелей, поставщиков технологий, предприятия и стартапы для
развития цифровой экономики региона.
Первый международный форум в области e-commerce в Центральной Азии состоялся 28 сентября 2023 года в Алматы.