Планы по налоговой рассрочке, дифференции господдержки и Data-driven government - «Экономика» » Новости Банков России

Новости Банков

Планы по налоговой рассрочке, дифференции господдержки и Data-driven government - «Экономика»







Национальный план развития Республики Казахстан до 2029 года
включает 17 направлений.
Для каждого из них определены целевые индикаторы и ключевые приоритеты развития. Одно из направлений - «Создание динамичной предпринимательской среды».


«Реализация приоритетов развития предпринимательства позволит увеличить вклад МСБ в экономику, и его развитие будет направлено на снижение административной нагрузки и коррупционных рисков через цифровизацию, стимулирование бизнеса к укрупнению и выходу из неформальной экономики, увеличение количества предприятий, ориентированных на экспорт, развитие конкуренции и снижение прямых и косвенных искажений рынка, совершенствование инструментов поддержки бизнеса», - говорится в Плане.


Приоритет 1. Повышение эффективности взаимодействия бизнеса и государства.


Необходимо принять методику оценки эффективности программ государственной поддержки и проводить регулярную оценку с применением подхода экспериментальной и контрольной групп. Такой подход потребует интеграции данных из государственных информационных систем как по получателям государственной поддержки, так и по прочим предприятиям. При дальнейшем внедрении каких-либо изменений в условия программ будет применяться подход А/В-тестирования и пилотирования на ограниченном количестве предприятий для снижения частоты, повышения обоснованности изменений в подходах и реализации концепции «Data-driven government».


Также предполагается дифференция доступности мер поддержки для поощрения наиболее результативных предприятий, в том числе через внедрение автоматизированной скоринг-системы получателей. То есть проведут градацию доступности инструментов поддержки (например, вариативность размера субсидий по ставкам кредитов) с привязкой к категории субъекта МСБ по его динамике налоговых выплат, стадии жизненного цикла, наличию экспортного потенциала, эффекту от ранее оказанной поддержки (повышение производительности труда, рост выручки и другое).


В приоритете будут быстрорастущие и конкурентоспособные малые и средние предприятия. Поддержка также будет предоставляться при соблюдении дополнительных «качественных» условий, например, после прохождения образовательных курсов по предпринимательству.


Также предполагается внедрить цифровую карту бизнеса, где будет вся информация по каждому предприятию. Это позволит анализировать получаемые сведения, чтобы четко понимать, как работают стратегически важные секторы экономики, выявлять проблемы и принимать своевременные меры, строить прогнозы развития, говорится в документе. 


До 2029 года должны автоматизировать процедуры предоставления отчетности и снизить количество разрешений. Для этого проведут аудит существующей структуры лицензий и разрешительных документов.


Приоритет 2. Повышение экспортоориентированности и участия предприятий в глобальной торговле, продвижение отечественных производителей на внутреннем рынке.



Сейчас заявки на возмещение экспортных затрат рассматриваются лишь раз в год, а сроки рассмотрения достигают 3 месяцев. Поэтому для обеспечения действенности мер и достаточности стимулов для бизнеса необходимо актуализировать эти процессы и сократить  сроки получения поддержки.


Предполагается развивать торговую аналитику, чтобы отслеживать актуальные тренды в международной торговле и оперативно выявлять возможности, релевантные для казахстанского бизнеса.



На внутреннем рынке будут расширять представленность местных товаров на полках в торговых сетях и установления знака «Сделано в Казахстане».



Для повышения конкурентоспособности продукции отечественных производителей и унификации условий производства индустриальный сертификат и сертификат «СТ-KZ» заменит национальный Реестр казахстанских товаров.



Кроме того, государство продолжит использовать регулируемые закупки в качестве стимулов для развития конкурентоспособного МСП. Регулируемые закупки будут выстроены с учетом механизмов, способствующих локализации производства в Казахстане.



Приоритет 3.
Стимулирование бизнеса к укрупнению и выходу из неформальной экономики



В стране должны разработать инструмент для определения компаний с признаками искусственного дробления и уклонения от налогов. При первичном обнаружении нарушений предприятиям будет предоставлено право на консолидацию без применения санкций.



Будут создавать субсидиарные и налоговые стимулы для укрупнения компаний.


Для снижения единовременной налоговой нагрузки на бизнес и предотвращения уклонения от налогов запланировано внедрение системы «рассрочки» налоговых платежей. Для повышения прозрачности использования отчисляемых бизнесом налогов и «геймификации» процесса предпринимателям будут предоставлять отчетность по использованию их налоговых отчислений, а также возможность влияния на распределение и направления доли отчислений на конкретные инициативы или проекты.



Предполагается увеличение доли современных форматов торговли и внедрение цифровых инструментов. К 2029 году долю современных форматов торговли планируется довести до 70%, электронной торговли - до 18,5%, а торговые площади вырастут до 2,7 млн кв. м. Для определения потребности в торговых площадях проведут ревизию имеющихся объектов, в рамках которой будут проанализированы их достаточность, состояние, месторасположение, соответствие инфраструктуры предметам торговли и нормативам.



Приоритет 4.
Развитие конкуренции и снижение искажений рынка



По ряду монопольных товарных рынков, включая нефть и нефтепродукты, товарный газ, электроэнергию, перейдут от модели общего субсидирования через регулирование и установку цен на уровне значительно ниже рыночных к модели адресного субсидирования. Это позволит увеличить эффективность предоставляемых субсидий, а также повысить привлекательность ряда отраслей, говорится в документе.



Продолжится актуализация регулирования для укрепления принципов равенства условий и стимулирования добросовестной конкуренции на всех рынках, за исключением ограниченного числа функций, критичных для функционирования государства и являющихся зоной действия государственных монополий.



Крайне важной станет реализация принципа равноудаленности инфраструктурных операторов от участников рынка, который обеспечит независимость и беспристрастность при принятии решений по обеспечению доступа к инфраструктуре.



По ряду рынков, включая грузовые железнодорожные перевозки, телекоммуникации, пассажирские авиаперевозки, топливно-энергетический комплекс, запланировано снижение доли государственного участия.



Одним из первых шагов станут пересмотр реестра государственного имущества и уточнение методологических аспектов процесса приватизации, а также определение конкретного перечня крупных объектов для публичного размещения акций (IPO).


Будут расширять перечень товаров для биржевой торговли.


«Развитие биржевой торговли будет сопровождаться внедрением биржевых деривативов, созданием собственных биржевых складов и надежной гарантией расчетов через механизм клиринговых услуг. В среднесрочном периоде биржевая политика будет направлена на формирование сильной биржевой инфраструктуры с фокусом на усиление IT-платформ товарных бирж и соблюдение информационной безопасности. Результатом данной работы станет рост доли биржевой торговли стандартизированными товарами на 25% к 2029 году относительно 2023 года», - отмечается в Плане развития.


Список товаров, попадающих под обязательную маркировку, расширится с учетом ряда критериев. Например, это могут быть доля «серого» импорта, текущая рыночная стоимость и наличие производства в Казахстане.


Национальный план развития Республики Казахстан до 2029 года включает 17 направлений. Для каждого из них определены целевые индикаторы и ключевые приоритеты развития. Одно из направлений - «Создание динамичной предпринимательской среды». «Реализация приоритетов развития предпринимательства позволит увеличить вклад МСБ в экономику, и его развитие будет направлено на снижение административной нагрузки и коррупционных рисков через цифровизацию, стимулирование бизнеса к укрупнению и выходу из неформальной экономики, увеличение количества предприятий, ориентированных на экспорт, развитие конкуренции и снижение прямых и косвенных искажений рынка, совершенствование инструментов поддержки бизнеса», - говорится в Плане. Приоритет 1. Повышение эффективности взаимодействия бизнеса и государства. Необходимо принять методику оценки эффективности программ государственной поддержки и проводить регулярную оценку с применением подхода экспериментальной и контрольной групп. Такой подход потребует интеграции данных из государственных информационных систем как по получателям государственной поддержки, так и по прочим предприятиям. При дальнейшем внедрении каких-либо изменений в условия программ будет применяться подход А/В-тестирования и пилотирования на ограниченном количестве предприятий для снижения частоты, повышения обоснованности изменений в подходах и реализации концепции «Data-driven government». Также предполагается дифференция доступности мер поддержки для поощрения наиболее результативных предприятий, в том числе через внедрение автоматизированной скоринг-системы получателей. То есть проведут градацию доступности инструментов поддержки (например, вариативность размера субсидий по ставкам кредитов) с привязкой к категории субъекта МСБ по его динамике налоговых выплат, стадии жизненного цикла, наличию экспортного потенциала, эффекту от ранее оказанной поддержки (повышение производительности труда, рост выручки и другое). В приоритете будут быстрорастущие и конкурентоспособные малые и средние предприятия. Поддержка также будет предоставляться при соблюдении дополнительных «качественных» условий, например, после прохождения образовательных курсов по предпринимательству. Также предполагается внедрить цифровую карту бизнеса, где будет вся информация по каждому предприятию. Это позволит анализировать получаемые сведения, чтобы четко понимать, как работают стратегически важные секторы экономики, выявлять проблемы и принимать своевременные меры, строить прогнозы развития, говорится в документе. До 2029 года должны автоматизировать процедуры предоставления отчетности и снизить количество разрешений. Для этого проведут аудит существующей структуры лицензий и разрешительных документов. Приоритет 2. Повышение экспортоориентированности и участия предприятий в глобальной торговле, продвижение отечественных производителей на внутреннем рынке. Сейчас заявки на возмещение экспортных затрат рассматриваются лишь раз в год, а сроки рассмотрения достигают 3 месяцев. Поэтому для обеспечения действенности мер и достаточности стимулов для бизнеса необходимо актуализировать эти процессы и сократить сроки получения поддержки. Предполагается развивать торговую аналитику, чтобы отслеживать актуальные тренды в международной торговле и оперативно выявлять возможности, релевантные для казахстанского бизнеса. На внутреннем рынке будут расширять представленность местных товаров на полках в торговых сетях и установления знака «Сделано в Казахстане». Для повышения конкурентоспособности продукции отечественных производителей и унификации условий производства индустриальный сертификат и сертификат «СТ-KZ» заменит национальный Реестр казахстанских товаров. Кроме того, государство продолжит использовать регулируемые закупки в качестве стимулов для развития конкурентоспособного МСП. Регулируемые закупки будут выстроены с учетом механизмов, способствующих локализации производства в Казахстане. Приоритет 3. Стимулирование бизнеса к укрупнению и выходу из неформальной экономики В стране должны разработать инструмент для определения компаний с признаками искусственного дробления и уклонения от налогов. При первичном обнаружении нарушений предприятиям будет предоставлено право на консолидацию без применения санкций. Будут создавать субсидиарные и налоговые стимулы для укрупнения компаний. Для снижения единовременной налоговой нагрузки на бизнес и предотвращения уклонения от налогов запланировано внедрение системы «рассрочки» налоговых платежей. Для повышения прозрачности использования отчисляемых бизнесом налогов и «геймификации» процесса предпринимателям будут предоставлять отчетность по использованию их налоговых отчислений, а также возможность влияния на распределение и направления доли отчислений на конкретные инициативы или проекты. Предполагается увеличение доли современных форматов торговли и внедрение цифровых инструментов. К 2029 году долю современных форматов торговли планируется довести до 70%, электронной торговли - до 18,5%, а торговые площади вырастут до 2,7 млн кв. м. Для определения потребности в торговых площадях проведут ревизию имеющихся объектов, в рамках которой будут проанализированы их достаточность, состояние, месторасположение, соответствие инфраструктуры предметам торговли и нормативам. Приоритет 4. Развитие конкуренции и снижение искажений рынка По ряду монопольных товарных рынков, включая нефть и нефтепродукты, товарный газ, электроэнергию, перейдут от модели общего субсидирования через регулирование и установку цен на уровне значительно ниже рыночных к модели адресного субсидирования. Это позволит увеличить эффективность предоставляемых субсидий, а также повысить привлекательность ряда отраслей, говорится в документе. Продолжится актуализация регулирования для укрепления принципов равенства условий и стимулирования добросовестной конкуренции на всех рынках, за исключением ограниченного числа функций, критичных для функционирования государства и являющихся зоной действия государственных монополий. Крайне важной станет реализация принципа равноудаленности инфраструктурных операторов от участников рынка, который обеспечит независимость и беспристрастность при принятии решений по обеспечению доступа к инфраструктуре. По ряду рынков, включая грузовые железнодорожные перевозки, телекоммуникации, пассажирские авиаперевозки, топливно-энергетический комплекс, запланировано снижение доли государственного участия. Одним из первых шагов станут пересмотр реестра государственного имущества и уточнение методологических аспектов процесса приватизации, а также определение конкретного перечня крупных объектов для публичного размещения акций (IPO). Будут расширять перечень товаров для биржевой торговли. «Развитие биржевой торговли будет сопровождаться внедрением биржевых деривативов, созданием собственных биржевых складов и надежной гарантией расчетов через механизм клиринговых услуг. В среднесрочном периоде биржевая политика будет направлена на формирование сильной биржевой инфраструктуры с фокусом на усиление IT-платформ товарных бирж и соблюдение информационной безопасности. Результатом данной работы станет рост доли биржевой торговли стандартизированными товарами на 25% к 2029 году относительно 2023 года», - отмечается в Плане развития. Список товаров, попадающих под обязательную маркировку, расширится с учетом ряда критериев. Например, это могут быть доля «серого» импорта, текущая рыночная стоимость и наличие производства в Казахстане.
0
Другие новости

Это может то, что вы искали