Мировой рынок электромобилей с учетом гибридов (в том числе
подключаемых, PHEV) в 2024 году вырастет примерно на 22%, говорится в ежегодном
отчете EY Global Mobility Consumer Index. В 2023 году рост был на уровне
29,7%, в 2022 году - 37%. В 2025 году ожидается подъем на 23%, передает
Интерфакс.
Без учета гибридов оборот увеличился на 32% в 2023
году и на 65% в 2022 году. В первом полугодии текущего года он повысился на
9,6%, а по итогам всего 2024 года прогнозируется увеличение на 15%, по итогам
2025 года - на 28%.
В натуральном выражении продажи полностью
электрических автомобилей (BEV) в нынешнем году ожидаются на уровне 11,2 млн
штук против 7,4 млн штук в 2022 году.
Интерес к покупке электромобилей остается высоким.
Доля планирующих приобрести BEV или гибрид, а не машину с двигателем
внутреннего сгорания, составляет в этом году 58% по сравнению с 55% годом ранее.
При этом некоторых потребителей от покупки
электромобиля по-прежнему удерживает ряд факторов. По данным опроса EY, 27%
респондентов больше всего беспокоит нехватка зарядных станций, 25% переживают
из-за запаса хода, 18% сетуют на долгое время зарядки. Впервые за пять лет в
рамках опроса выявлялись опасения в отношении стоимости замены аккумулятора -
их отметили 26% потенциальных покупателей.
Среди факторов, мотивирующих на покупку
электромобиля, главным остаются высокие цены на топливо - их выделяют 37%
опрошенных. Экология, в свою очередь, уже не так волнует потребителей. Доля
назвавших ее мотивирующим фактором в этом году снизилась до 34% по сравнению с
49% в 2021 году.
В целом доля планирующих купить автомобиль выросла
за год до 51% с 44%, в том числе в Великобритании - до 56% с 43%, в Норвегии -
до 50% с 34%. При этом доля желающих приобрести электромобиль в Британии
увеличилась заметно слабее - до 59% с 54%.
В США хотят купить машину 50% опрошенных против
60% годом ранее, в том числе электромобиль - 34% против 48%.
Вместе с тем в последние годы значительно выросла
популярность китайских электромобилей, особенно за пределами Китая. В
частности, их доля на европейском электромобильном рынке в 2019-2023 годах
подскочила до 8% с 0,4%.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) хотя бы
один китайский бренд поместили в тройку фаворитов 30% намеревающихся купить
электромобиль, в Латинской Америке (Бразилия, Мексика, Колумбия) - 16%, в
Европе - 12%.
Основным фактором привлекательности китайских
брендов европейцы назвали сочетание цены и качества (59% респондентов). Такого
же мнения в глобальном масштабе придерживаются представители поколения Z и
миллениалы, однако доверие к производителям из КНР влияет на выбор только 36%
первых, в то время как у вторых этот показатель составляет 41%.
«Прошедшие 12 месяцев выдались весьма прекрасными
для китайских брендов, - говорит руководитель глобального направления
транспортных решений EY Мартин Карделл. - Они становятся бестселлерами по всему
миру и начинают теснить традиционных производителей на западных рынках».
По его словам, китайские компании отличаются
привлекательным «ценностным предложением» для потребителей, предлагая более
широкий выбор электромобилей по доступным ценам с технологиями, которых нет в
бензиновых и дизельных аналогах.
«Однако проблемой остаются низкая узнаваемость
брендов и снижение доверия, особенно за пределами АТР, - отмечает Карделл. - Мы
ожидаем, что китайские бренды продолжат инвестировать в расширение локальных
партнерств и присутствия».
Опрос EY проводился в июне-июле 2024 года и
охватил 19 тыс. потребителей из 28 стран.