Для привлечения инвестиций в добычу и переработку нефти нужны другие подходы - эксперт - «Экономика» » Новости Банков России

Новости Банков

Для привлечения инвестиций в добычу и переработку нефти нужны другие подходы - эксперт - «Экономика»





Фото: Руслан Пряников



Автор: советник председателя
правления Halyk Finance Мурат Темирханов



17 января для публичного обсуждения был опубликован проект приказа министерства энергетики с предложением отойти от государственного
регулирования цен на нефтепродукты. В пресс-релизе к данному приказу
даются пояснения причин такой рыночной реформы.  



В частности, в нем отмечается следующее: «Разница в ценах на
бензин АИ-92 достигает от 40% до 138% по сравнению с соседними странами,
на дизельное топливо – от 20% до 79%. Это провоцирует дефицит,
невозможность модернизации отрасли, вывоз топлива за границу посредством
различных нелегальных схем. В этой связи министерство энергетики
переходит к политике устойчивой модели ценообразования. Она направлена
на создание рыночного баланса между спросом и предложением, исключение
дефицита топлива, стимулирование модернизации нефтеперерабатывающей
отрасли, создание новых рабочих мест и привлечение долгосрочных
инвестиций». При этом приводится пояснение, что правительство не
допустит резкого роста цен на топливо.



Мы неоднократно упоминали серьезную проблему привлечения частных
долгосрочных инвестиций в разведку и добычу нефти, а также в
нефтепереработку в Казахстане. После существенного объема завершенных
инвестиций (48 млрд долларов) в проект расширения добычи на месторождении
Тенгиз новые инвестиции в разведку и добычу нефти заметно сократились.
По нашему мнению, ключевой проблемой привлечения инвестиций в этот
сектор экономики является требование государства для недропользователей,
осуществляющих разведку и добычу нефти, об обязательной продаже нефти
на внутренний рынок по довольно низкой цене. 



По некоторым оценкам, цена закупки сырой нефти на внутреннем рынке
примерно на 55–70% ниже экспортной вследствие политики по субсидированию
внутренних цен на топливо за счет прибыли недропользователей. При этом,
по словам самих недропользователей,
условия государственных контрактов с частными инвесторами по разведке и
добыче нефти часто не соблюдаются, и постоянно происходят попытки
увеличить долю сырой нефти, поставляемой на внутренние рынки по низкой
цене. Такая же ситуация происходит в секторе разведки и добычи газа, что
сильно снижает инвестиционную привлекательность нефтегазовой отрасли
страны. 



Мы считаем, что реформы по отмене государственного регулирования цен на
нефтепродукты необходимо дополнить самой главной мерой – отменой
требования государства для недропользователей об обязательной продаже
нефти на внутренний рынок по низкой цене (ниже рыночной). Это позволит
сделать нефтяную отрасль Казахстана привлекательной для частных
долгосрочных инвестиций. В целом это также позволит привлечь инвестиции
не в экспорт сырой нефти и газа, а в экспорт нефтегазовых продуктов
высокого передела, что будет означать рост диверсификации экономики. 



Также мы считаем, что либерализация регулируемых цен должна происходить
не постепенно, а одномоментно. Прежде всего это связано с тем, что
приток частных инвестиций (включая рост рыночного долгосрочного
кредитования со стороны банков) в нефтяной и газовой отрасли страны
будет ограничен без паритета внутренних и экспортных цен на сырую нефть и
газ. Постепенное увеличение внутренних цен означает, что в этот период
частные инвестиции будут оставаться нерентабельными, а из-за
постепенного роста социального напряжения будет большая вероятность
остановки поэтапной либерализации цен. 



Касательно роста социального напряжения, что часто является основным
барьером по либерализации цен в стране, хочется отметить следующее. В
декабре Всемирный банк опубликовал отчет по оценке бедности в Казахстане,
в котором был сделан, по нашему мнению, правильный вывод относительно
субсидирования топлива и коммунальных услуг в стране за счет средств
бюджета. В то время как существенные государственные средства тратятся
на то, чтобы эти блага были более доступными для нуждающейся части
населения, а объем таких субсидий в 2021 году составил 2,8% к ВВП,
основными бенефициарами парадоксально становятся именно более
обеспеченные домохозяйства. Это означает, что такие огромные бюджетные
средства расходуются неэффективно, на самом деле не поддерживая бедных, и
что их отмена может помочь сэкономить и перенаправить их на
действительно необходимые меры по повышению социальной справедливости и
социальной защиты домохозяйств.  



10 мая 2024 года был опубликован вдохновляющий указ главы государства «О
мерах по либерализации экономики», который определял следующие основные
направления: по дальнейшей либерализации экономики; по масштабному и
ускоренному сокращению доли государственного сектора в экономике; по
совершенствованию условий, обеспечивающих честную конкуренцию на рынках
независимо от формы собственности, и т.д. Меры по отмене государственного
регулирования цен на нефтепродукты осуществляются в рамках данного указа. 



По нашему мнению, указ «О мерах по либерализации экономики» является
крайне важным документом целеполагания по разгосударствлению и
либерализации экономики Казахстана. Он должен стать основой для
подготовки всех стратегических документов развития. К сожалению, на
данный момент указу не было посвящено ни одного заседания правительства,
а также не проведена разъяснительная работа для прессы, экспертов и
всей общественности. Уже наступили сроки исполнения по многим пунктам указа, однако в публичном поле нет отчетов об их исполнении. 


Читайте также


Фото: Руслан Пряников Автор: советник председателя правления Halyk Finance Мурат Темирханов 17 января для публичного обсуждения был опубликован проект приказа министерства энергетики с предложением отойти от государственного регулирования цен на нефтепродукты. В пресс-релизе к данному приказу даются пояснения причин такой рыночной реформы. В частности, в нем отмечается следующее: «Разница в ценах на бензин АИ-92 достигает от 40% до 138% по сравнению с соседними странами, на дизельное топливо – от 20% до 79%. Это провоцирует дефицит, невозможность модернизации отрасли, вывоз топлива за границу посредством различных нелегальных схем. В этой связи министерство энергетики переходит к политике устойчивой модели ценообразования. Она направлена на создание рыночного баланса между спросом и предложением, исключение дефицита топлива, стимулирование модернизации нефтеперерабатывающей отрасли, создание новых рабочих мест и привлечение долгосрочных инвестиций». При этом приводится пояснение, что правительство не допустит резкого роста цен на топливо. Мы неоднократно упоминали серьезную проблему привлечения частных долгосрочных инвестиций в разведку и добычу нефти, а также в нефтепереработку в Казахстане. После существенного объема завершенных инвестиций (48 млрд долларов) в проект расширения добычи на месторождении Тенгиз новые инвестиции в разведку и добычу нефти заметно сократились. По нашему мнению, ключевой проблемой привлечения инвестиций в этот сектор экономики является требование государства для недропользователей, осуществляющих разведку и добычу нефти, об обязательной продаже нефти на внутренний рынок по довольно низкой цене. По некоторым оценкам, цена закупки сырой нефти на внутреннем рынке примерно на 55–70% ниже экспортной вследствие политики по субсидированию внутренних цен на топливо за счет прибыли недропользователей. При этом, по словам самих недропользователей, условия государственных контрактов с частными инвесторами по разведке и добыче нефти часто не соблюдаются, и постоянно происходят попытки увеличить долю сырой нефти, поставляемой на внутренние рынки по низкой цене. Такая же ситуация происходит в секторе разведки и добычи газа, что сильно снижает инвестиционную привлекательность нефтегазовой отрасли страны. Мы считаем, что реформы по отмене государственного регулирования цен на нефтепродукты необходимо дополнить самой главной мерой – отменой требования государства для недропользователей об обязательной продаже нефти на внутренний рынок по низкой цене (ниже рыночной). Это позволит сделать нефтяную отрасль Казахстана привлекательной для частных долгосрочных инвестиций. В целом это также позволит привлечь инвестиции не в экспорт сырой нефти и газа, а в экспорт нефтегазовых продуктов высокого передела, что будет означать рост диверсификации экономики. Также мы считаем, что либерализация регулируемых цен должна происходить не постепенно, а одномоментно. Прежде всего это связано с тем, что приток частных инвестиций (включая рост рыночного долгосрочного кредитования со стороны банков) в нефтяной и газовой отрасли страны будет ограничен без паритета внутренних и экспортных цен на сырую нефть и газ. Постепенное увеличение внутренних цен означает, что в этот период частные инвестиции будут оставаться нерентабельными, а из-за постепенного роста социального напряжения будет большая вероятность остановки поэтапной либерализации цен. Касательно роста социального напряжения, что часто является основным барьером по либерализации цен в стране, хочется отметить следующее. В декабре Всемирный банк опубликовал отчет по оценке бедности в Казахстане, в котором был сделан, по нашему мнению, правильный вывод относительно субсидирования топлива и коммунальных услуг в стране за счет средств бюджета. В то время как существенные государственные средства тратятся на то, чтобы эти блага были более доступными для нуждающейся части населения, а объем таких субсидий в 2021 году составил 2,8% к ВВП, основными бенефициарами парадоксально становятся именно более обеспеченные домохозяйства. Это означает, что такие огромные бюджетные средства расходуются неэффективно, на самом деле не поддерживая бедных, и что их отмена может помочь сэкономить и перенаправить их на действительно необходимые меры по повышению социальной справедливости и социальной защиты домохозяйств. 10 мая 2024 года был опубликован вдохновляющий указ главы государства «О мерах по либерализации экономики», который определял следующие основные направления: по дальнейшей либерализации экономики; по масштабному и ускоренному сокращению доли государственного сектора в экономике; по совершенствованию условий, обеспечивающих честную конкуренцию на рынках независимо от формы собственности, и т.д. Меры по отмене государственного регулирования цен на нефтепродукты осуществляются в рамках данного указа. По нашему мнению, указ «О мерах по либерализации экономики» является крайне важным документом целеполагания по разгосударствлению и либерализации экономики Казахстана. Он должен стать основой для подготовки всех стратегических документов развития. К сожалению, на данный момент указу не было посвящено ни одного заседания правительства, а также не проведена разъяснительная работа для прессы, экспертов и всей общественности. Уже наступили сроки исполнения по многим пунктам указа, однако в публичном поле нет отчетов об их исполнении. Читайте также
0
Другие новости

Это может то, что вы искали