Алексею Улюкаеву будет непросто отыскать рецепты роста ВВП Тема резкого замедления темпов роста экономики РФ стала одной из ключевых в речах российских чиновников во второй половине 2013 года. Она же открыла первый день работы Гайдаровского форума на второй неделе нового года. За ходом дискуссии следили корреспонденты портала Банки.ру.
Игра на понижение
Российская экономика прошла глобальный кризис 2008—2009 годов относительно легко благодаря заранее отложенным нефтегазовым доходам. Однако «черное золото» не дало существенного роста уровня жизни населения РФ, а по показателям производительности труда страна по-прежнему отстает от наиболее развитых государств мира, в том числе входящих в группу БРИКС. Примерно со второй половины 2012 года в России отмечается резкое замедление темпов роста ВВП, а в прошлом году Минэкономики три раза меняло свой прогноз в худшую сторону. Так, еще в апреле 2013 года ведомство прогнозировало рост экономики на 4,3%. Последняя же оценка МЭР — рост всего на 1,4%.
Рост экономики РФ по итогам 2013 года может оказаться и того ниже — всего 1,3%, заявил журналистам в кулуарах Гайдаровского форума, открывшего работу в Москве 15 января, заместитель министра экономического развития Андрей Клепач. «Наша оценка, которую мы официально давали, — это рост на 1,4%, но, может быть, рост будет несколько ниже, скорее, около 1,3%», — сказал он. Причиной продолжающегося замедления темпов роста ВВП страны стали низкие темпы роста инвестиций в основной капитал, пояснил замглавы МЭР. Так, экономическое ведомство ожидало, что этот показатель вырастет в 2013 году на 0,2%. «Этот прогноз мы давали в декабре, сейчас, пока данных декабря нет, мы идем ниже, чем 0,2%», — сообщил Клепач.
Другая проблема России, ставшая притчей во языцех, — высокая инфляция. В прошлом году она опять преподнесла неприятный сюрприз правительству и Центробанку, выйдя за пределы целевого диапазона в 5—6%. По данным Росстата, уровень инфляции составил в прошлом году 6,5%. По словам Андрея Клепача, к концу первого месяца нового года цены могут вырасти на 0,7—0,9%, что эквивалентно примерно 8—10% по итогам года. ЦБ РФ заложил в свои направления денежно-кредитной политики рост цен на 5% к концу текущего года.
«Это не означает, что Центральному банку не надо таргетировать инфляцию. Просто в экономике есть барьеры. Нельзя доводить до фетиша те или иные, даже правильные, принципы и подходы, иначе последствия будут достаточно тяжелыми», — сказал Клепач. В связи с этим замминистра выразил убеждение, что в стране должна проводиться системная согласованная политика таргетирования не только инфляции, но и валютного курса с учетом других аспектов, связанных со стабильностью банковской системы. Между тем первый заместитель председателя Центробанка Ксения Юдаева однозначно дала понять, что для ЦБ приоритет — борьба с инфляцией. И ради этого Банк России готов идти на ослабление рубля.
Бюджет… как много в этом слове…
Одной из основных тем, обсуждавшихся в первый день Гайдаровского форума, стало состояние бюджета РФ. По словам министра финансов Антона Силуанова, итоги прошлого года в части исполнения бюджета оказались «в принципе, неплохими»: дефицит составил всего 0,5% против ожидавшихся 0,8%. Эти успехи некоторые участники форума объяснили хорошо настроенным бюджетным правилом, действующим с 2002 года. Правда, с тех пор правительство меняло это правило уже три раза. «На мой взгляд, мы должны подойти в спорах о бюджетном правиле к тому, чтобы быть предельно честными и признать: да, мы сохраняем бюджетное правило, но тогда мы должны признать, что высоких темпов роста при сложившейся сейчас мировой конъюнктуре у нас не будет», — заявил Андрей Клепач. По его словам, максимум роста российской экономики в ближайшие три года располагается в диапазоне 2—3% в год. При этом мировая экономика в 2014 году, по прогнозам международных финансовых институтов, вырастет не менее чем на 3,5%. Вообще, в 2013 году российская экономика впервые в этом десятилетии стала отставать по темпам роста от глобальной.
Министр экономического развития Алексей Улюкаев — главный ответственный за экономический рост в стране — признал, что мировая экономика развивается быстрее отечественной. «Появляется аппетит к риску у инвесторов, наиболее проблемные зоны мировой экономики, такие как европейская периферия, да и в целом еврозона, начинают показывать оживление примерно с третьего квартала 2013 года», — сказал в своем выступлении Улюкаев. Это подтверждает прозвучавшее даже в декабрьском ежегодном послании президента Федеральному собранию признание, что стагнация в российской экономике обусловлена не столько внешними, сколько внутренними факторами.
По мнению генерального секретаря Организации экономического содружества и развития (ОЭСР) Анхеля Гурриа, замедление темпов роста в РФ было спровоцировано стагнацией в международной торговле, политической неопределенностью в самой России и сокращением темпов роста инвестиций в основной капитал. Рост конечного потребления в прошлом году, таким образом, оказался инерционным, поддерживавшимся лишь за счет наращивания объема задолженности домохозяйств.
Новые вызовы
Выступая на форуме, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что нынешние проблемы экономики России не являются результатом совершенных в прошлом ошибок. А если ошибки и были, оговорился глава Кабмина, то их было «не так много». «Это, скорее, следствие успешной реализации экономической политики последних 10—12 лет, которая позволила стране совершить резкий рывок вперед, подняться на иную качественную ступень, на который мы сталкиваемся с совершенно другими по своей природе и масштабу вызовами», — сказал Медведев. Вместе с тем премьер признал, что проблемы страны вызваны внутренними причинами.
Одним из возможных вариантов решения насущных проблем в экономике страны глава правительства назвал ограничение присутствия государства в ряде секторов и создание конкурентных условий за счет расширения доступа к ним участников рынка. «Речь идет об определенном самоограничении власти в определенных отраслях экономики, в сфере ЖКХ и социального обслуживания, там, где частный инвестор и собственник по определению более эффективен», — пояснил глава Кабмина. Он также в очередной раз подчеркнул необходимость оказания поддержки малому и среднему бизнесу.
Глава МЭР Алексей Улюкаев говорил о новой модели роста мировой экономики. «Это переход на несколько иные фундаментальные основания. Во-первых, это более низкие в целом темпы роста, они уже никогда не будут такими, какими были в первые пять-семь лет этого столетия. Во-вторых, это сближение темпов роста развитых и развивающихся экономик с постепенным преодолением тех огромных дисбалансов торговли и капиталопотоков, которые были прежде. Следовательно, вывод состоит в том, что соотношение темпов роста мировой торговли и мирового экономического роста будет меняться. Раньше мировая торговля росла примерно в два раза быстрее, чем экономика в целом. Сейчас происходит сближение этих темпов. Полагаю, в дальнейшем это будут близкие темпы. Рост мировой торговли уже не будет таким значимым драйвером, как прежде», — сказал министр.
О том, что ситуация в российской экономике существенно ухудшается, свидетельствуют и итоги совещания 15 января президента с членами Кабинета министров. Путин фактически возвращается к оперативному управлению экономикой: отныне он будет раз в две недели проводить заседания так называемого расширенного правительства — с участием федеральных министров, губернаторов и руководителей крупных муниципалитетов. «Мы договорились с председателем правительства о том, что будем собираться у меня где-то один раз в две недели и будем обсуждать наиболее чувствительные и наиболее важные для всех нас вопросы», — заявил Путин.
По мнению главы МСП Банка Сергея Крюкова, которое он высказал в беседе с корреспондентом портала Банки.ру, в первый день Гайдаровского форума конкретных инициатив по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства со стороны властей предложено не было. «На мой взгляд, правительство опасается бюджета. Бюджет очень напряженный», — сказал Крюков. Гайдаровский форум традиционно задает тон на весь предстоящий год, однако в 2014-м этого не произошло. «Именно сейчас можно было сказать о свежих инициативах. Все привыкли это слышать на питерском форуме, но это середина года. Осень 2013 года была очень богата на события. Гайдаровский форум — отличная платформа для того, чтобы новые мысли были озвучены. Но этого нет», — посетовал глава «дочки» ВЭБа.
Кризис идей во власти очевиден, а экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться. Совокупный дефицит региональных бюджетов в 2013 году составил 700 млрд рублей — вдвое больше, чем в 2012-м, сообщил на Гайдаровском форуме министр финансов Антон Силуанов. А Ксения Юдаева назвала текущее положение дел в российской экономике стагфляцией, признав, что в стране очень высокая инфляция при крайне низких темпах роста ВВП.
Михаил ТЕГИН, Анна БРЫТКОВА,
Алексею Улюкаеву будет непросто отыскать рецепты роста ВВП Тема резкого замедления темпов роста экономики РФ стала одной из ключевых в речах российских чиновников во второй половине 2013 года. Она же открыла первый день работы Гайдаровского форума на второй неделе нового года. За ходом дискуссии следили корреспонденты портала Банки.ру. Игра на понижение Российская экономика прошла глобальный кризис 2008—2009 годов относительно легко благодаря заранее отложенным нефтегазовым доходам. Однако «черное золото» не дало существенного роста уровня жизни населения РФ, а по показателям производительности труда страна по-прежнему отстает от наиболее развитых государств мира, в том числе входящих в группу БРИКС. Примерно со второй половины 2012 года в России отмечается резкое замедление темпов роста ВВП, а в прошлом году Минэкономики три раза меняло свой прогноз в худшую сторону. Так, еще в апреле 2013 года ведомство прогнозировало рост экономики на 4,3%. Последняя же оценка МЭР — рост всего на 1,4%. Рост экономики РФ по итогам 2013 года может оказаться и того ниже — всего 1,3%, заявил журналистам в кулуарах Гайдаровского форума, открывшего работу в Москве 15 января, заместитель министра экономического развития Андрей Клепач. «Наша оценка, которую мы официально давали, — это рост на 1,4%, но, может быть, рост будет несколько ниже, скорее, около 1,3%», — сказал он. Причиной продолжающегося замедления темпов роста ВВП страны стали низкие темпы роста инвестиций в основной капитал, пояснил замглавы МЭР. Так, экономическое ведомство ожидало, что этот показатель вырастет в 2013 году на 0,2%. «Этот прогноз мы давали в декабре, сейчас, пока данных декабря нет, мы идем ниже, чем 0,2%», — сообщил Клепач. Другая проблема России, ставшая притчей во языцех, — высокая инфляция. В прошлом году она опять преподнесла неприятный сюрприз правительству и Центробанку, выйдя за пределы целевого диапазона в 5—6%. По данным Росстата, уровень инфляции составил в прошлом году 6,5%. По словам Андрея Клепача, к концу первого месяца нового года цены могут вырасти на 0,7—0,9%, что эквивалентно примерно 8—10% по итогам года. ЦБ РФ заложил в свои направления денежно-кредитной политики рост цен на 5% к концу текущего года. «Это не означает, что Центральному банку не надо таргетировать инфляцию. Просто в экономике есть барьеры. Нельзя доводить до фетиша те или иные, даже правильные, принципы и подходы, иначе последствия будут достаточно тяжелыми», — сказал Клепач. В связи с этим замминистра выразил убеждение, что в стране должна проводиться системная согласованная политика таргетирования не только инфляции, но и валютного курса с учетом других аспектов, связанных со стабильностью банковской системы. Между тем первый заместитель председателя Центробанка Ксения Юдаева однозначно дала понять, что для ЦБ приоритет — борьба с инфляцией. И ради этого Банк России готов идти на ослабление рубля. Бюджет… как много в этом слове… Одной из основных тем, обсуждавшихся в первый день Гайдаровского форума, стало состояние бюджета РФ. По словам министра финансов Антона Силуанова, итоги прошлого года в части исполнения бюджета оказались «в принципе, неплохими»: дефицит составил всего 0,5% против ожидавшихся 0,8%. Эти успехи некоторые участники форума объяснили хорошо настроенным бюджетным правилом, действующим с 2002 года. Правда, с тех пор правительство меняло это правило уже три раза. «На мой взгляд, мы должны подойти в спорах о бюджетном правиле к тому, чтобы быть предельно честными и признать: да, мы сохраняем бюджетное правило, но тогда мы должны признать, что высоких темпов роста при сложившейся сейчас мировой конъюнктуре у нас не будет», — заявил Андрей Клепач. По его словам, максимум роста российской экономики в ближайшие три года располагается в диапазоне 2—3% в год. При этом мировая экономика в 2014 году, по прогнозам международных финансовых институтов, вырастет не менее чем на 3,5%. Вообще, в 2013 году российская экономика впервые в этом десятилетии стала отставать по темпам роста от глобальной. Министр экономического развития Алексей Улюкаев — главный ответственный за экономический рост в стране — признал, что мировая экономика развивается быстрее отечественной. «Появляется аппетит к риску у инвесторов, наиболее проблемные зоны мировой экономики, такие как европейская периферия, да и в целом еврозона, начинают показывать оживление примерно с третьего квартала 2013 года», — сказал в своем выступлении Улюкаев. Это подтверждает прозвучавшее даже в декабрьском ежегодном послании президента Федеральному собранию признание, что стагнация в российской экономике обусловлена не столько внешними, сколько внутренними факторами. По мнению генерального секретаря Организации экономического содружества и развития (ОЭСР) Анхеля Гурриа, замедление темпов роста в РФ было спровоцировано стагнацией в международной торговле, политической неопределенностью в самой России и сокращением темпов роста инвестиций в основной капитал. Рост конечного потребления в прошлом году, таким образом, оказался инерционным, поддерживавшимся лишь за счет наращивания объема задолженности домохозяйств. Новые вызовы Выступая на форуме, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что нынешние проблемы экономики России не являются результатом совершенных в прошлом ошибок. А если ошибки и были, оговорился глава Кабмина, то их было «не так много». «Это, скорее, следствие успешной реализации экономической политики последних 10—12 лет, которая позволила стране совершить резкий рывок вперед, подняться на иную качественную ступень, на который мы сталкиваемся с совершенно другими по своей природе и масштабу вызовами», — сказал Медведев. Вместе с тем премьер признал, что проблемы страны вызваны внутренними причинами. Одним из возможных вариантов решения насущных проблем в экономике страны глава правительства назвал ограничение присутствия государства в ряде секторов и создание конкурентных условий за счет расширения доступа к ним участников рынка. «Речь идет об определенном самоограничении власти в определенных отраслях экономики, в сфере ЖКХ и социального обслуживания, там, где частный инвестор и собственник по определению более эффективен», — пояснил глава Кабмина. Он также в очередной раз подчеркнул необходимость оказания поддержки малому и среднему бизнесу. Глава МЭР Алексей Улюкаев говорил о новой модели роста мировой экономики. «Это переход на несколько иные фундаментальные основания. Во-первых, это более низкие в целом темпы роста, они уже никогда не будут такими, какими были в первые пять-семь лет этого столетия. Во-вторых, это сближение темпов роста развитых и развивающихся экономик с постепенным преодолением тех огромных дисбалансов торговли и капиталопотоков, которые были прежде. Следовательно, вывод состоит в том, что соотношение темпов роста мировой торговли и мирового экономического роста будет меняться. Раньше мировая торговля росла примерно в два раза быстрее, чем экономика в целом. Сейчас происходит сближение этих темпов. Полагаю, в дальнейшем это будут близкие темпы. Рост мировой торговли уже не будет таким значимым драйвером, как прежде», — сказал министр. О том, что ситуация в российской экономике существенно ухудшается, свидетельствуют и итоги совещания 15 января президента с членами Кабинета министров. Путин фактически возвращается к оперативному управлению экономикой: отныне он будет раз в две недели проводить заседания так называемого расширенного правительства — с участием федеральных министров, губернаторов и руководителей крупных муниципалитетов. «Мы договорились с председателем правительства о том, что будем собираться у меня где-то один раз в две недели и будем обсуждать наиболее чувствительные и наиболее важные для всех нас вопросы», — заявил Путин. По мнению главы МСП Банка Сергея Крюкова, которое он высказал в беседе с корреспондентом портала Банки.ру, в первый день Гайдаровского форума конкретных инициатив по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства со стороны властей предложено не было. «На мой взгляд, правительство опасается бюджета. Бюджет очень напряженный», — сказал Крюков. Гайдаровский форум традиционно задает тон на весь предстоящий год, однако в 2014-м этого не произошло. «Именно сейчас можно было сказать о свежих инициативах. Все привыкли это слышать на питерском форуме, но это середина года. Осень 2013 года была очень богата на события. Гайдаровский форум — отличная платформа для того, чтобы новые мысли были озвучены. Но этого нет», — посетовал глава «дочки» ВЭБа. Кризис идей во власти очевиден, а экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться. Совокупный дефицит региональных бюджетов в 2013 году составил 700 млрд рублей — вдвое больше, чем в 2012-м, сообщил на Гайдаровском форуме министр финансов Антон Силуанов. А Ксения Юдаева назвала текущее положение дел в российской экономике стагфляцией, признав, что в стране очень высокая инфляция при крайне низких темпах роста ВВП. Михаил ТЕГИН, Анна БРЫТКОВА,