Портал Банки.ру выяснил, как причины и последствия отзыва лицензии у Инвестбанка в «черную пятницу», 13 декабря, отражаются на жизни Калининградской области.
Инвестбанк для Калининградской области был знаковой организацией — это фактически единственное региональное кредитное учреждение, не только без особых проблем проработавшее без года четверть века в области, но и успешно продвигавшееся за ее пределы. Кроме того, сеть его офисов была второй в регионе по численности после Сбербанка. Причем, как отмечают многие предприниматели и обычные жители области, качество обслуживания и тарифы в Инвестбанке были одними из лучших. Но теперь его многочисленные клиенты в панике бегут открывать счета все в тот же неудобный, дорогой и медленный «Сбер». Или в ВТБ 24.
Закономерная неожиданность
Несчастье, приключившееся с Инвестбанком, нельзя назвать совсем внезапным. Первые смутные слухи о проверках в банке появились в 2009-м, через три года после того, как он был приобретен международной финансовой группой «Конверс Груп» (в 2006-м) и стал ее головным банком. Усилились они в конце 2010 года — начале 2011-го, когда был национализирован литовский банк Snoras, тоже принадлежащий «Конверс Груп». Разговоры о «не вылезающих» из Инвестбанка проверках Банка России стали привычным шумовым фоном с марта 2011 года, когда председатель совета директоров ОАО «Управляющая компания «Конверс Груп» Владимир Антонов вышел из состава акционеров Инвестбанка, продав контрольный пакет новым учредителям. Иногда разговоры усиливались до фазы «возможно, лицензию отзовут», но к каким-либо значительным результатам до поры до времени не приводили.
Как оказалось, первым сигналом скорой кончины Инвестбанка стала запись в Twitter председателя совета директоров ЗАО «Национальная резервная корпорация» Александра Лебедева 6 декабря 2013 года: «Ожидаю отзыва лицензии в начале недели у Инвестбанка. Дыра в балансе — более 40 млрд руб. Недавно «довывели» 5 млрд руб. Аминь». Причем в Калининградской области это сообщение стало более-менее известно только после того, как головной офис Инвестбанка 10 декабря распространил заявление о том, что никаких проблем с правоохранительными органами у него нет и что 69 отделений в 32 городах России работают в штатном режиме.
В результате уже с 11 декабря во все офисы Калининградского филиала Инвестбанка клиентов стало приходить больше, чем обычно. Но пока еще не критически много. А вот 12 декабря паника стала очевидной. Люди пошли массово закрывать свои счета и снимать вклады, образовались очереди, банкоматы перестали выдавать деньги. В середине дня было введено ограничение на выдачу наличных денег в кассах банка в размере 50 тыс. рублей. Эта ситуация привлекла внимание губернатора Калининградской области Николая Цуканова. Он созвонился с руководством ЦБ, после чего сообщил на своей странице в Twitter: «Сегодня лично разговаривал с руководством Центробанка. Лицензия отозвана не будет, претензий к Инвестбанку нет».
К вечеру 12 декабря деньги в Инвестбанке выдавать перестали. Платежи юридических лиц через этот банк тоже перестали доходить до получателей. Люди начали составлять письменные списки очереди.
Последний вздох
12 декабря руководитель отдела рекламы Калининградского филиала Инвестбанка Наталья Затеева от имени руководства филиала сообщила, что лицензия у банка не отозвана, никаких проверок в нем не проводится. И предположила, что паника могла быть спровоцирована недобросовестными конкурентами.
Вечером того же дня Главное управление Банка России по Калининградской области распространило информацию о том, что более 90% вкладов физических лиц в Инвестбанке полностью покрываются страховкой Агентства по страхованию вкладов (АСВ). А заместитель руководителя областного ГУ ЦБ Надежда Белова отметила, что в Калининградском филиале Инвестбанка сложилась очень тяжелая ситуация, так как вкладчики стали массово досрочно снимать свои вклады. «Никакой банк не может справиться с таким натиском, — пояснила Белова. — Мы хотим успокоить вкладчиков: оснований для паники нет!»
Сами эти заявления уже свидетельствовали о наличии паники. 13 декабря утром Банк России сообщил, что отзывает у Инвестбанка лицензию.
Первая реакция
Вкладчики по-прежнему собирались у офисов банка по всей области, требуя кроме своих денег, в частности, отставки губернатора Цуканова. Сам губернатор в этот день лично общался с руководством ГУ ЦБ по Калининградской области, представителями АСВ и менеджерами местного филиала Инвестбанка. Цуканов, члены областного правительства и руководитель ГУ ЦБ Ирина Петрова разговаривали с вкладчиками. Николай Цуканов сказал: «Могу только извиниться за то, что произошло, но, к сожалению, от правительства области здесь ничего не зависит. Мы не можем повлиять на решение Центробанка и на работу коммерческой структуры Инвестбанка».
Спокойствие, только спокойствие!
Нужно отметить, что до «черной пятницы» и представители филиала Инвестбанка, и некоторые сотрудники областного правительства, и многие предприниматели были уверены: банку окажут финансовую помощь за счет госсредств, сам банк санируют, но до отзыва лицензии не дойдет.
Когда это случилось, ряд чиновников попытался разговаривать в духе знаменитой присказки Карлсона: «Спокойствие, только спокойствие. Дело житейское…»
В частности, глава областного ГУ ЦБ Ирина Петрова попыталась успокоить жителей области практически сразу после отзыва лицензии у Инвестбанка. В субботу, 14 декабря, она сообщила, что Банк России в Калининграде снабжает коммерческие банки, работающие в регионе, наличными средствами в полном объеме. «После банкротств банков всегда возникают негативные настроения вкладчиков, но в пятницу все банки работали стабильно, — заявила Петрова. — Вкладчики обращались с просьбами досрочного расторжения договоров, все банки были в необходимом количестве подкреплены нами наличными деньгами. Мы считаем, что банковский сектор справится, скорее всего. Я думаю, панические настроения клиентов вскоре пойдут на спад».
Некоторые областные чиновники и политики разных уровней стали утверждать, что крах Инвестбанка — конечно, неприятное событие, особенно для Калининграда, но существенного влияния на экономику региона не окажет. Об этом говорил председатель областной Счетной палаты Леонид Сергеев, уверенный, что «немножко может быть вопрос с индивидуальными предпринимателями. Но они не хранят деньги на счетах, у них деньги работают. У хорошего индивидуального предпринимателя на счетах ноль, деньги в постоянном обороте». Депутат областной думы Александр Мусевич, до этого занимавшийся мебельным бизнесом, заявил, что «отзыв лицензии у Инвестбанка больше скажется на вкладчиках, чем на экономике Калининградской области».
Но уже 13 декабря стало понятно, что ряд предприятий и организаций региона не сможет выплатить своим сотрудникам зарплату, рассчитаться с поставщиками. По оценкам ГУ ЦБ, в Инвестбанке свои средства размещали около 4 100 юридических лиц. Областное министерство экономики предположило, что это примерно 7—10% юридических лиц и индивидуальных предпринимателей региона. Губернатор Николай Цуканов сказал, что из-за краха Инвестбанка работы лишиться могут около 5 тыс. человек.
В качестве поддержки Банк России предложил кредитным организациям, работающим в Калининградской области, принять участие в программе восстановления расчетов бизнеса, обслуживавшегося в Инвестбанке. Программа предполагает льготное кредитование на сумму остатка на счете в этом банке под 7% годовых, о чем сообщила глава комитета Госдумы по финансовым рынкам Наталья Бурыкина, представляющая в нижней палате Федерального собрания как раз Калининградскую область.
Словам не верят
На данный момент панические настроения в Калининградской области не утихают. Еще с четверга, 12 декабря, по социальным сетям, сарафанному радио и прочим неофициальным каналам расходятся слухи о неустойчивом положении ряда других банков региона. Почти все банкоматы периодически перестают выдавать наличные, так как их опустошают не только «родные» клиенты, но и чужие. Люди закрывают вклады не только в небольших кредитных организациях, но также в Сбербанке и ВТБ 24. В понедельник, 16 декабря, после обеда в Калининграде практически невозможно было купить валюту. Из-за чего многие поехали в соседнюю Польшу и Литву — не за продуктами, а за евро и долларами. Предприниматели столкнулись с трудностями при попытке перевода и снятия средств в других банках. Многие из них, особенно те, у которых были счета в Инвестбанке, говорят, что их бизнес получил такой удар, после которого они будут восстанавливаться два-три года. И не факт, что восстановятся. «Мы окончательно уйдем в тень и будем работать на черном нале, раз государство так с нами поступает», — заявляют они.
В офисе Бинбанка в Калининграде порталу Банки.ру рассказали, что утром 16 декабря наблюдался определенный ажиотаж среди вкладчиков, и посоветовали прийти за вкладом после обеда, когда очереди в банке могут стать меньше.
«Никаких ограничений на снятие наличных, а также комиссии за досрочное снятие вкладов Бинбанк не вводил, но с самого утра у нас очереди, сейчас в отделении около 100 человек, возможно, меньше. Поэтому лучше приходить за вкладом после обеда», — рассказал сотрудник Бинбанка в калининградском офисе. Как пояснили порталу в Бинбанке, к вечеру ажиотаж, действительно, спал.
Отметили ажиотаж среди вкладчиков и в калининградском офисе банка «Траст». «Пока мы выдаем вклады досрочно без предварительных заявок. Но есть определенный ажиотаж — очень много заявок на досрочное снятие вкладов. Это объяснимо: в нашем здании был Инвестбанк, паника после отзыва лицензии у него перекинулась на нас», — рассказали в «Трасте», отметив, что для получения вклада размером более 300 тыс. рублей нужно делать предварительную заявку за 2—3 дня.
В калининградских отделениях «БФГ-Кредита», Юниаструм Банка, «Авангарда», банка «Союз», ОТП Банка порталу Банки.ру сообщили, что никаких комиссий на досрочное снятие вкладов и ограничений на выдачу наличных в этих кредитных организациях нет. В «БФГ-Кредите» и ОТП Банке заявили, что вклад в любом размере можно получить в день обращения.
Татьяна НОВОЖИЛОВА, Калининград, для , Анна БРЫТКОВА,
Соломон Гинзбург: «Создаются предпосылки для социального взрыва»
Ситуацию после отзыва лицензии у Инвестбанка корреспонденту портала Банки.ру Анне Брытковой прокомментировал руководитель фракции «Гражданская платформа» в Калининградской областной думе Соломон Гинзбург:
— То, что произошло с Инвестбанком, наотмашь, сплеча ударило по людям. Особенно накануне Нового года. В Инвестбанке около 4 100 юридических лиц — представителей малого и среднего бизнеса хранили свои средства на сумму 1 миллиард рублей. В результате лишения лицензии банка люди остаются в новом году ни с чем: без подарков, премий, тринадцатой зарплаты. А самое главное в этой ситуации — то, что растет недоверие к банковской системе и к властям. Есть определенное разочарование и в губернаторе. Он за сутки до отзыва лицензии у банка сделал через СМИ заявление о том, что в Инвестбанке все в порядке. Но после этого лицензия у кредитной организации была отозвана.
Инвестбанк был старейшим банком в регионе. Никаких оснований для отзыва лицензии у него, на мой взгляд, не было. Что касается клиентов — физических лиц, то в основном в Инвестбанке хранили свои сбережения люди небогатые — кто-то с севера приехал, кто-то с Дальнего Востока. Все эти люди рассчитывали на высокий процент.
На заседании областной думы 19 декабря мы планируем поднять вопрос о том, что будет с юридическими лицами — клиентами Инвестбанка. Ведь за юридическими лицами стоят тысячи людей, которые могут остаться без работы, а за ними — семьи. Так создаются предпосылки для социального взрыва. Мы планируем пригласить регионального министра финансов и, возможно, губернатора Калининградской области.
Мы считаем, что, во-первых, для поддержки юридических лиц, пострадавших от отзыва лицензии у Инвестбанка, срочно нужно использовать резервный фонд губернатора Калининградской области, который оценивается в 413 миллионов рублей. Во-вторых, в региональном бюджете на 2014 год заложена строчка о развитии имиджа губернатора и региона в размере 60 миллионов рублей. В ситуации, в которой оказалась банковская система региона, тратить такие деньги на подобные статьи нереально. Эти средства также должны быть срочно направлены на поддержку юридических лиц — клиентов Инвестбанка.