Как стало известно порталу Банки.ру, принятие закона об ограничении максимального размера расчетов наличными опять откладывается на неопределенный срок. Минфин, по словам замминистра финансов Алексея Моисеева, вряд ли успеет внести проект в Госдуму в ноябре этого года, как недавно было объявлено, и ждать новых правил платежей с января 2014-го не стоит.
Россияне, недолюбливающие банковские карты, и ретейлеры, избегающие при расчетах с покупателями безнала, могут на время вздохнуть спокойно. Законопроект об ограничении максимального размера расчетов наличными планкой в 600 тыс. рублей, подготовленный Минфином, а также об обязанности торгово-сервисных точек обеспечить прием банковских карт (эта норма может быть прописана как в этом проекте, так и в поправках к другим законам, идущим в пакете с ним) в ноябре этого года, скорее всего, в Госдуму внесен не будет. И, следовательно, с 1 января 2014 года документ никаким образом в силу вступить не сможет. А сроки, когда таки сможет, еще не определены.
Об этом в среду, 23 октября, корреспонденту портала Банки.ру сообщил замминистра финансов Алексей Моисеев. «Не скажу, что работа над данным законопроектом успешно продвигается, — посетовал Моисеев. — Мы столкнулись с рядом проблем юридического характера и с проблемами, связанными с реализацией надзора в этой области. Поэтому пока нажали на тормоза».
Моисеев сказал, что законопроект будет правительственный и «пока ходит по ведомствам». Он сомневается, что проект будет готов к внесению в нижнюю палату парламента до середины ноября. «Есть риск, что мы «вылетаем» на следующий год», — поделился замминистра финансов.
В середине октября представители Минфина, в том числе и Алексей Моисеев, объявили о том, что законопроект об ограничении размера наличных расчетов поступит в Госдуму в начале — середине ноября этого года. Предполагалось, что максимальная планка наличных операций с 1 января 2014-го будет установлена в размере 600 тыс. рублей, а с 2016-го — 300 тыс. Не исключено, что в дальнейшем планка будет уменьшена до 100 тыс. рублей.
По задумке, данная мера должна стимулировать безналичные расчеты, способствовать повышению собираемости налогов и воспрепятствовать хождению черного нала. Безусловно, нововведение коснется в первую очередь крупных покупок: недвижимости, автомобилей, драгоценностей, дорогостоящей мебели, антиквариата, предметов искусства. Представители Минфина не раз заявляли, что по мере сокращения наличного оборота у предприятий будут снижаться расходы на инкассацию.
Данную инициативу Минфин уже пытался провести через Госдуму весной этого года. Однако это не удалось, по официальной версии, из-за нарушения правил внесения законопроектов. Министерство поддерживают крупные ретейлеры. «Мы уверены, что этот законопроект является очень важным для рынка в целом и положительно скажется на покупателях, которые получат сервис более высокого уровня, — комментирует официальный представитель розничной сети «М. Видео» Антон Пантелеев. — Кроме того, есть данные, которые свидетельствуют о том, что увеличение доли безналичных платежей поможет росту ВВП России на 1—2%».
Однако среди представителей предпринимательских сообществ есть скептические мнения относительно эффективности данной меры. «У большинства экспертов нет возражений против ограничений как таковых и предполагаемой предельной суммы наличных операций. Однако у меня эффективность самой меры вызывает вопросы. Во всяком случае, на данный момент, — сказал первый исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Мурычев. — Я не уверен, что обсуждаемая законодательная инициатива на практике повлияет на минимизацию наличных операций».
На взгляд Мурычева, расчеты «живыми» деньгами более понятны россиянам, учитывая к тому же высокий уровень мошенничества и неясность с возвратом банками гражданам средств, украденных с карт. «Наличные были и будут, — уверен Мурычев. — Здесь нужно последовательно вводить продуманную систему мер, мотивирующих, стимулирующих граждан и предприятия к безналичным операциям. Надо создавать качественную инфраструктуру защищенных, безопасных расчетов, подготовить ретейлеров, ввести строгую ответственность за нарушение правил осуществления безналичных операций для всех участников системы, усовершенствовать страховые механизмы. Пока у государства, по моим впечатлениям, нет понимания, как грамотно все это сделать, поэтому и идет вялотекущий процесс».
Мурычева во многом поддерживает вице-президент, глава комиссии по нестационарной торговле Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Владлен Максимов. «Тема «давайте переведем все на безнал» — не новая. Я отношусь к ней осторожно-негативно, — признался он. — Принимать карты или нет — это всегда должен быть выбор торгово-сервисной точки. Разговоры про страшный черный нал, подпитывающий криминал, — в пользу бедных. Черный нал, если, так сказать, «будет нужно», продолжит свое хождение. Административными мерами вопрос не решить».
К тому же, продолжает Максимов, будет сложно обеспечить осуществление безналичных операций по всей стране, особенно в небольших городах и селах, притом в короткие сроки. «Обращу внимание, что в России пока нет системы, по которой весь товар можно закупать «вбелую». Чтобы данная мера не нанесла по розничной торговле тяжелый удар, нужно начать не с ограничивающих наличные операции мер, а совсем с другого. Например, создать цивилизованные, равные для всех участников рынка условия растаможки товаров, чтобы доступ к легальному ввозу товаров был у каждого ретейлера, а не только у крупных игроков», — заключил Максимов.
Юлия ПОЛЯКОВА, Михаил ТЕГИН,