Как выяснил портал Банки.ру, с 2014-го принимать к оплате карты могут обязать не только все «наземные» торгово-сервисные точки, но и интернет-магазины. Такую поправку в закон «О защите прав потребителей» предполагается принять этой осенью. Крупные виртуальные ретейлеры потирают руки, но защитники покупателей протестуют, опасаясь роста цен на товары.
Обсуждение необходимости обязать розничные точки принимать к оплате банковские карты идет уже несколько лет. С такой инициативой выступал Минфин, ее поддерживают банкиры. На днях вновь зашла речь о принятии закона об ограничении наличных расчетов между гражданами и юрлицами (как передало агентство «Прайм» со ссылкой на документы Минфина, с 2014-го планка может быть установлена на уровне 600 тыс. рублей, а с 2016-го — 300 тыс.). По данным портала Банки.ру, вместе с этим как раз и был поднят вопрос о том, что торговые и сервисные предприятия должны принимать банковские карты.
До сих пор речь шла в основном о «наземных» точках. Однако, как сообщил порталу Банки.ру источник, близкий к Минфину, если не обратить внимание на виртуальные продажи, которые растут быстрыми темпами, серые торговцы непродовольственными товарами «перетекут» в Интернет. Поэтому поправку в закон «О защите прав потребителей», предусматривающую данную «карточную» обязанность ретейлеров, Минфин, по словам источника, планирует быстро доработать и внести в Госдуму.
Свои лоббистские усилия к принятию такой поправки прикладывает Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), объединяющая крупных игроков этого рынка. Например, стол заказов E5.RU (входит в X5 Retail Group), многопрофильный гипермаркет Enter (его совладельцем является хозяин группы «Связной» Максим Ноготков), Media Markt, «Белый Ветер Цифровой», «Детский мир», «М. Видео», «Эльдорадо» и др.
Эта ассоциация декларирует в качестве одного из основных стратегических направлений своей деятельности как раз введение безналичных платежей как обязательной формы оплаты при совершении покупок в российских интернет-магазинах. Предоставление клиенту возможности выбора способа оплаты — наличными или банковской картой — по мнению учредителей АКИТ, станет важным шагом к прозрачности рынка. И чем быстрее этот шаг будет сделан, тем лучше, поскольку объем теневого рынка в Интернете, по данным ассоциации, составляет около 70%.
Так, официальный представитель розничной сети по продаже электроники и бытовой техники «М. Видео» Антон Пантелеев уверен, что обсуждаемые изменения в законодательство серьезно повлияют на структуру интернет-торговли. «Прежде всего, существенно сократится число «серых» игроков, — надеется Пантелеев. — Конкурентное преимущество многих продавцов через Интернет состоит сейчас в установлении более низких, чем у «белых» участников рынка, цен. Это возможно благодаря обычным для российского бизнеса «инструментам»: ввозу нелегальных товаров, сокрытию большей части выручки, отсутствию современных технологий продаж, избеганию работы с банковскими картами и тому подобному».
В сегменте интернет-торговли бытовой техникой и электроникой компаний, работающих подобным образом, сейчас около 80%, приводит пример Пантелеев. По его мнению, «обеляться» таким игрокам невыгодно, поскольку понадобятся слишком большие затраты, в том числе вложения в раскрутку бренда, IT-системы, сервис. «А в этом плане крупные известные компании уже ушли далеко вперед», — похвастался официальный представитель «М. Видео».
Его поддерживает директор департамента корпоративного управления и правового обеспечения Enter Денис Косенков. «Следует отметить, что действующим гражданским законодательством предусмотрена возможность и право потребителя производить расчеты за приобретенные товары, работы и услуги в безналичном порядке, — комментирует он. — Тем не менее не все компании на рынке (особенно в Интернете) предлагают клиенту такую возможность. Отчасти это связано с высокой стоимостью эквайринга, а отчасти имеет своей целью сокрытие доходов от государства».
Косенков также говорит о том, что одной из основных проблем интернет-торговли в России на данный момент является высокая доля теневого сектора, которая, на его взгляд, порождает недоверие потребителей к отрасли и стимулирует недобросовестную конкуренцию на рынке. «Компании, соблюдающие закон, поставлены в неравные условия с теневым бизнесом, маржинальность которого формируется за счет уклонения от уплаты налогов и продажи товара сомнительного происхождения», — жалуется Косенков.
По известным ему оценкам, объем теневого рынка электронной коммерции может достигать 80% от общего оборота этого бизнеса в России в зависимости от сегмента. «В этой связи любая инициатива государства, направленная на стимулирование безналичного оборота, несомненно, положительно скажется на рынке розничной торговли», — уверен Косенков.
Сооснователь интернет-ресурса Biglion, продающего купоны на скидки, Олег Савцов пояснил, как на практике могут применяться обсуждаемые изменения. «Сейчас в большинстве случаев чек выбивается на складе, и курьер, «вооружившись» этим чеком, едет к покупателю, — рассказывает Савцов. — А в законодательстве хотят установить, что чек нужно выбивать при непосредственном вручении товара клиенту. В связи с этим все курьеры должны быть оснащены мобильными платежными терминалами».
По опыту Савцова, у крупных компаний здесь проблемы не возникнет. «Но небольшие… Ну, у них возникнут сложности. Им придется работать до тех пор, пока их не «поймают», — полагает сооснователь интернет-ресурса Biglion. Он подчеркнул, что ситуация затронет и курьерский рынок, поскольку при договоре интернет-магазина о доставке товаров с аутсорсинговой компанией ответственность за правомерное осуществление расчетов с клиентом лежит на логисте.
Савцов заверил, что в связи с новыми правилами цены на товары вряд ли вырастут. Эту же позицию продвигает и Денис Косенков из Enter. «Роста цен вряд ли стоит ожидать. Особенно принимая во внимание последние инициативы Банка России по контролю в стране за ставками эквайринга и предложения со стороны участников розничного и финансового рынка по установлению льготных ставок НДС при безналичной оплате товаров, — мотивирует Косенков. — Получив прозрачные денежные потоки, выиграют все, кроме теневого рынка. Недобросовестные игроки потеряют часть своего дохода, связанного с уклонением от уплаты обязательных платежей, а потребитель будет иметь возможность безопасно покупать товары в Интернете, так как компании, связанные с незаконной оптимизацией налогов, как правило, не преследуют цели соблюдения потребительского законодательства».
Однако предправления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин категорически против требования об обязательном приеме торговцами к оплате карточек. «Цены на товары неминуемо вырастут, — уверен Янин. — Недопустимо вводить такое требование и тем более включать его в закон «О защите прав потребителей». Соблюдение его норм отстаивает КонфОП, и мы смело можем говорить о том, что последствия будут негативны для покупателей. Мы даже давали президенту России свое отрицательное заключение на данный законопроект».
Янин указал, что финансовые посредники забирают около 1,5—2% от оборота продавца, и эта комиссия ляжет на плечи потребителей. «К тому же 2% — это сейчас, пока торговые точки вправе работать без терминалов. Когда же такой возможности у ретейлеров не будет, из-за отсутствия «конкуренции с наличными» процент может возрасти, — предостерегает Янин. — Не говоря уж о том, что если за соблюдением данного требования со стороны государства будет проводиться жесткий контроль, количество торговых точек, работающих «в серую», значительно сократится. То есть игроков на розничном рынке станет меньше, что также приведет к удорожанию товаров».
Юлия ПОЛЯКОВА,