ЦБ поручил банкам направить в Федеральное казначейство информацию о платежах в адрес Госавтоинспекции за последние два года. Как выяснил портал Банки.ру, это требование трудновыполнимо, но главное — не решит проблему исчезновения информации о платежах по автомобильным штрафам.
Банк России на днях разослал кредитным организациям письмо (есть в распоряжении Банки.ру
) с указанием предоставить Управлению Федерального казначейства (УФК) по Москве информацию о платежах в адрес Госавтоинспекции в период с 2011 по 2013 год в формате Microsoft Exсel. Как говорится в письме, «это позволит осуществить персонифицированную детализацию уплаченных физическими лицами сумм штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения». Казначейство запрашивает эту информацию у банков потому, что ему трудно персонализировать все платежи, переданные из некоторых кредитных организаций в виде объединенного реестра. Об этом порталу рассказала представитель УФК. По ее словам, аккумулировать информацию о платежах в Росказну попросил первый вице-премьер Игорь Шувалов.Проблема с получением ГИБДД информации о платежах по штрафам получила широкий общественный резонанс в июле нынешнего года, когда департамент транспорта Москвы опубликовал список банков, в которых могли затеряться сведения об оплаченных по квитанциям штрафах. По заявлению столичного департамента транспорта, данные об оплате от кредитных организаций должны поступать в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГПМ) не позднее чем через два часа. Только в первый половине этого года штрафов было выписано на 12 млрд рублей, сообщает управляющий активами финансовой компании AForex Сергей Ковжаров.
Банки и так посылают информацию о платежах по штрафам ГИБДД в Казначейство в каждом платежном поручении, только без указания Ф. И. О. владельца авто. Повторную информацию, по словам представителя УФК, Росказна запросила у банков для персонализации массива сводных платежей. Как пояснила вице-президент и заместитель директора департамента розничного бизнеса ВТБ 24 Юлия Деменюк, среди крупных банков есть такие, которые не детализируют информацию и отправляют сводные платежи за весь день. «Но ВТБ 24 не отсылает ведомству сводных платежей», — добавила она.
Проблемы с доставкой информации о платежах могли возникнуть не только у банков, которые до сих пор не подключены к ГИС ГМП.
Как рассказал директор департамента информационных технологий СБ Банка Максим Волков, проблемы зачисления, движение которых контролируется через ГИС ГМП, определяются универсальным идентификатором начисления (УИН). «Этот УИН строится довольно замысловатым образом. ГИБДД формирует его с указанием даты составления протокола, кодируя сложным математическим алгоритмом. В результате в УИН присутствуют буквы как латинского, так и русского алфавита, — говорит он. — Как известно, в этих двух алфавитах есть совпадающие буквы: «х», «у», «е» и так далее. Зрительно для человека они ничем не отличаются. Для того чтобы их отличать на печатной квитанции, клиенту следует обращать внимание на то, что латинские буквы напечатаны с нижним подчеркиванием. Естественно, это прекрасная возможность для ошибки. Также, когда пользователь ГИС ГМП начинает набирать номер для того, чтобы обнаружить свое начисление, он не в состоянии понять, какую букву набрал: русскую или латинскую. Можно ли при таком раскладе стопроцентно гарантировать поступление информации о зачислениях в ведомство? Нельзя», — уверен Волков.
«Вообще работа самой ГИС ГМП на данный момент отлажена не совсем идеально. Информация о штрафах по запросу физического лица может найтись, а может и не найтись. Водитель может получить «письмо счастья» на домашний адрес, а поиск в системе останется безрезультатным, возможна и обратная ситуация», — добавляет Волков.
В Росказне получили указание собрать данные о платежах по штрафам, и пока банкиры не знают, как его выполнить, говорит Максим Волков. УФК требует предоставить сведения о платежах в виде незашифрованного файла по открытым каналам Интернета через обычные сообщения электронной почты. Это противоречит закону о банковской тайне и закону о защите персональных данных, так как информация будет содержать фамилию, имя и отчество клиента, утверждает Волков. «Дело в том, что в перечень организаций, которым можно предоставлять информацию без согласия клиента, входят лишь Центробанк, суд, налоговые органы, служба судебных приставов, Росфинмониторинг
, органы предварительного следствия по уголовным делам. Росказна вне этого перечня», — объясняет юрист Хоум Кредит Банка Александр Гонтаренко.Кроме того, пожелание УФК высылать информацию в формате Microsoft Exсel на электронный адрес вызывает вопросы с точки зрения безопасности, сказал один из банкиров на условиях анонимности. Ведь обычно банки данные в ЦБ либо отправляют по специальным каналам с надлежащим шифрованием, либо в крайнем случае передают на материальном носителе. В дополнение ко всему банкам, которые не продвигают услуги оплаты штрафов ГИБДД как специальный сервис, может быть трудно «вычленить» платежи в адрес ведомства, не зная реквизитов получателя. А тем более отследить количество счетов, на которые производится оплата штрафов, выписанных ГИБДД, отмечает источник.
Максим Волков из СБ Банка скептически заметил, что, даже если банки и найдут способ предоставить сведения без нарушения законодательства, это мало чем поможет. Вероятнее всего, проблема перебоев с поступлением информации о платежах так и останется нерешенной, пока не будет изменений на правовом уровне. По словам Юлии Деменюк из ВТБ 24, в рамках действующего законодательства у физического лица есть право самому составить платежную квитанцию в банке, на которой он указывает лишь реквизиты получателя и отметку «Штраф». «Таким образом, сам штраф не идентифицируется у ГИБДД. В связи с этим УФК уже выступило инициатором изменений законодательства, которые бы позволили запретить нарушителям самим заполнять квитанцию в банке», — заключила Деменюк.
Юлия ТИТОВА,