Лаборатория Сбербанка по анализу и обработке больших данных «СберДанные» провела еженедельное исследование, в котором изучила траты покупателей с 4 по 10 мая в сравнении с аналогичной неделей 2019 года. Аналитики Беру также проанализировали покупки клиентов маркетплейса.
По данным исследования, за прошлую неделю в плюсе оказалось восемь направлений расходов, тогда как неделей раньше их было десять. По-прежнему с большим отрывом растут «Универсальные магазины» (+70,9% год к году), ведь именно здесь россияне покупают все то, что сегодня не могут купить в обычных магазинах офлайн. Однако на прошлой неделе отрыв был еще больше (+86,6%). Очевидно, это было связано с подготовкой к дачному сезону. Об этом также может свидетельствовать небольшой рост трат в направлении «Контрактные услуги» (подрядчики, выполняющие строительные работы, поклейку обоев, сантехнические услуги, строительство заборов, помощь при переездах, замену домашних окон и т. п.). Здесь потребители увеличивают свои расходы вторую неделю подряд (+3,6% с 4 по 10 мая и +4,1% неделей раньше). Со дна спроса поднимаются товары для строительства и ремонта. На этой неделе они показали –13%, а всего полмесяца назад падение составляло 29%. То есть люди снова занялись ремонтом и привлекают к этому компании малого бизнеса.
Показавшие бурный рост с 27 апреля по 3 мая компьютеры и программное обеспечение (+79,6%) на прошлой неделе несколько «сдулись». Однако все равно они прилично прибавили относительно того же периода в прошлом году (+26,9%). Вероятно, накануне дачного сезона россияне обзаводились не только семенами и секаторами, но и электроникой. Это также подтверждают траты в категории «Телекоммуникационное оборудование» (электронные устройства, которые помогают соединить между собой различные системы передачи данных, роутеры, телефоны, факсы, сотовые телефоны и др.): на прошлой неделе они показали +10,1% к 2019 г. Продолжают оставаться в зеленой зоне и цифровые товары (электронные книги и фильмы, мобильные приложения и игры и т. п.) и бытовая техника и электроника. Расходы по ним находятся на уровнях +8,9% и +5% год к году. Иными словами, потребность в «зрелищах» россияне научились удовлетворять, находясь в самоизоляции и имея в распоряжении онлайн-каналы для оплаты.