Сбербанк, один из ведущих мировых разработчиков систем искусственного интеллекта для беспилотных транспортных средств Cognitive Pilot (дочерняя компания Сбербанка и группы Cognitive Technologies) и крупнейший российский вертикальный агрохолдинг «Русагро» приступили к промышленному внедрению системы автономного управления сельскохозяйственной техникой Cognitive Agro Pilot.
По условиям подписанного компаниями контракта, программно-аппаратный комплекс Cognitive Agro Pilot будет установлен на 242 зерноуборочных комбайнах, используемых «Русагро» в Белгородской, Тамбовской, Курской и Орловской областях, а также Приморском крае. Оснащаться системой техника будет поэтапно в ходе уборочных кампаний 2020-2021 гг. Первые комплексы начнут тестироваться уже в середине июня.
Сотрудничество между компаниями осуществляется в рамках федерального проекта «Цифровые технологии», который реализуется фондом «Сколково» в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 555 от 3 мая 2019 года.
Данный проект развивается в рамках экосистемы Сбербанка и является самым крупным в мире проектом по единовременной роботизации сельскохозяйственной техники сразу в четырех климатических зонах внутри одного агрохолдинга.
Александр Ведяхин, первый заместитель Председателя Правления Сбербанка:
«Сбербанк является ключевым партнером сельскохозяйственной отрасли России и продолжает активно развивать цифровые технологии, в том числе технологии искусственного интеллекта, для агропромышленных компаний. Масштаб подписанного контракта, который представляет собой мировой рекорд по автоматизации флота сельхозтехники, отражает востребованность данного вида технологий и послужит ускоренному развитию этой компетенции в стране».
Вадим Мошкович, Председатель совета директоров «Русагро»:
«Оснащение флота зерноуборочных комбайнов компании системами автономного управления на базе искусственного интеллекта позволит существенно повысить эффективность проведения уборочных работ. Повышение эффективности агрохозяйств за счет использования новейших технологий автономного вождения приведет к новому уровню продуктивности агрохолдинга в целом и новому качеству работы для всей команды "Русагро"».
Роман Школлер, СЕО сельскохозяйственного бизнес-направления «Русагро»:
«Использование во время уборочных работ автономных систем управления техникой позволит минимизировать риски негативного влияния человеческого фактора и более оптимизировать использование комбайнов. Примечательно, что промышленное внедрение системы выпало на год, когда в России ожидается рекордный урожай пшеницы. Мы задействовали все необходимые ресурсы для того, чтобы показать достойный результат на уборочной кампании этого года. Холдинг "Русагро" является одним из ведущих в мире по уровню "цифровизации" и внедрения инноваций в агропромышленном комплексе. Наша стратегия направлена на увеличение EBITDA c гектара (фактически, это аналог юнит-экономики в сельхозбизнесе). "Цифра" является единственным способом ее достичь и выстроить по-настоящему прозрачную и эффективную операционную модель, которую затем можно будет масштабировать дальше».
Согласно техническому заданию, используемая система автономного управления обеспечит автоматическое движение комбайна:
по кромке поля (скошенной культуры, обработанной земли);
по рядку (форма высадки отдельных культур: пшеницы, кукурузы, подсолнечника и др.);
по валку (скошенная и сложенная в ряд с/х культура).
Также система будет автоматически определять препятствия на пути следования техники и оповещать комбайнера о возникновении препятствий или при уходе комбайна с маршрута в случае ручного управления. Операторам будет доступен мониторинг движения каждого оснащенного комбайна по трэку в режиме реального времени.
Ольга Ускова, генеральный директор Cognitive Pilot:
«Пока присутствие водителя за рулем комбайна во время проведения работ будет обязательным. Однако автоматическая система управления позволит ему в большей степени сосредоточиться на управлении и контроле других параметров технологического процесса уборки урожая: например, на угле наклона жатки, настройке процесса обмолота и очистке зерна. Захват кромки при управлении комбайном системой искусственного интеллекта стабильно составляет не более 20 см., что позволяет не допустить излишних проходов и потерь топлива. В целом использование Cognitive Agro Pilot позволяет снизить себестоимости зерна на 3–5% и сократить его потери при уборке до двух раз. В дальнейшем мы планируем создать полностью беспилотную систему».
Внедрение технологий искусственного интеллекта и машинного обучения для построения автоматизированной системы точного земледелия, в том числе автономных систем управления сельхозтехникой, является одним из основных приоритетов для «Русагро». В офисе цифровой трансформации работает более 100 человек; вознаграждение всего топ-менеджмента привязано к цифре.
Cognitive Agro Pilot — это система автономного управления сельскохозяйственной техникой (зерноуборочным комбайном, трактором, опрыскивателем) на базе технологий искусственного интеллекта. Система анализирует поступающие всего лишь с одной видеокамеры изображения и, при помощи, модифицированной под агротехнические задачи конволюционной нейронной сети глубокого обучения, «понимает» типы и положения объектов по ходу движения, строит траектории движения комбайна и передает необходимые команды для выполнения маневров. Это выгодно отличает Cognitive Agro Pilot от зарубежных систем, которые, как правило, используют в своих моделях целый набор сенсоров: лазерные сканеры для движения вдоль кромки поля, стереокамеры для работы по валку и т.п.
Cognitive Agro Pilot обеспечивает безопасную работу в сложных погодных условиях и при любой освещенности. Система не использует комплекс GPS-навигации в основе модели управления, что в частности, позволяет детектировать на пути техники неожиданно возникающие препятствия, включая людей, животных, металлические предметы и камни, а также работать на территориях со слабым спутниковым сигналом. Комплекс, устанавливаемый на комбайны в рамках проекта с «Русагро», включает в себя блок автоматического управления сельхозтехникой, видеокамеру, дисплей, набор соединительных кабелей и других элементов системы управления.
Система Cognitive Agro Pilot уже успешно внедрена в США, Бразилии и Китае, а также в целом ряде субъектов Российской Федерации: в Белгородской, Томской, Курганской областях, республике Татарстан и других. В 2019 году система Cognitive Agro Pilot стала призером международной премии AVT ACES AWARD, организованной американским отраслевым журналом Autonomous Vehicle Technology.