Сбербанк в рамках развития экосистемы принял решение о продаже Яндексу 45% в компании Yandex.Market B.V., которая оперирует в России под брендами Яндекс.Маркет, Беру, Суперчек и другими.
Сумма сделки составляет 42 млрд руб. Совокупная прибыль Сбербанка от сделки составит около 20 млрд руб., ее окончательный размер будет определен на момент закрытия транзакции.
Кроме того, Сбербанк полностью выкупает у Яндекса его долю (25% + 1 руб.) в компании Яндекс.Деньги и проведет ее ребрендинг до конца текущего года.
Сбербанк полностью выкупает долю в компании Яндекс.Деньги примерно за 2,4 млрд руб. с существенным дисконтом к рыночной стоимости, поскольку она осуществляется по цене, определенной на базе акционерного соглашения между Сбербанком и Яндексом от 2013 года. При этом окончательная сумма зависит от курса доллара США перед завершением сделки и даты закрытия.
После сделки Сбербанку будет принадлежать 100% Яндекс.Денег.
Все сервисы Яндекс.Денег продолжат работать в обычном режиме.
Яндекс.Деньги — один из лидеров электронных платежных сервисов в России. Компания занимает ведущие позиции в сегментах B2B и B2C: через кошелек Яндекс.Денег платят 53% пользователей интернета в России (Mediascope, 2019); Яндекс.Кассу используют 38% сайтов Рунета (MARC, 2019 год). Бизнес Яндекс.Денег кратно вырос с момента приобретения Сбербанком контроля в компании: так, годовой оборот компании увеличился в 13 раз и составил в 2019 году 502,7 млрд руб., EBITDA — в 16 раз (до 2,9 млрд руб.). Чистая прибыль за 2019 год составила 1,9 млрд руб., чистые активы (на 31.12.2019) — 6,9 млрд руб. Собственные средства компании на счетах превышали 6 млрд руб.
Лев Хасис, первый заместитель Председателя Правления Сбербанка:
«Мы приветствуем подписание соглашений с Яндексом. О возможной реорганизации совместных с Яндексом бизнесов мы сообщали участникам рынка еще во время ежегодной встречи с инвесторами в 2019 году. Конкуренция между экосистемами Сбербанка и Яндекса стала нарастать, мы искали взаимоприемлемый выход из этой ситуации, и нам совместно с менеджментом Яндекса удалось найти взвешенное и взаимовыгодное решение. Мы планируем остаться партнерами с Яндексом в рамках коммерческих соглашений по многим направлениям».
Стороны подписали юридически обязывающую документацию по сделке, ее закрытие ожидается в третьем квартале 2020 года после получения необходимых регуляторных одобрений.
Герман Греф остается членом совета директоров компании Яндекс до собрания акционеров Яндекса, на котором будет избираться новый состав Совета Директоров Яндекса, но в будущем не предполагает своего дальнейшего участия в этом коллегиальном органе управления компании Яндекс.
Лев Хасис, первый заместитель Председателя Правления Сбербанка:
«Мы признательны коллегам из компании Яндекс за совместную работу и активное внедрение лучших практик наших компаний. Вместе мы смогли за короткое время создать с нуля маркетплейс Беру и обеспечить ему стремительное развитие на высококонкурентном российском рынке электронной коммерции. Посещаемость Беру сейчас превышает 1 млн человек в день, а ежемесячный оборот составляет уже около 4 млрд руб. Построение экосистемы — живой процесс и эта сделка открывает для нас совершенно новые возможности в развитии сегмента e-commerce, а также снимает с нас целый ряд ограничений, ранее предусмотренных нашими соглашениями с Яндексом».