Как выжить небольшому бизнесу, если банк заблокировал счет? «Банки ТВ» ищут ответ вместе с бизнесменом из Кирова.
Смотрите телеформат «Цена вопроса».
Сегодня в центре нашей истории оказались любовь и внимание к своему бизнесу. Общий язык не смогли найти крупный банк и молодое предприятие из региона, но обе стороны действовали в интересах своего дела. Кто же прав? Попробуем разобраться. За помощью в нашу редакцию обратился Николай Покрова, генеральный директор транспортной компании из города Кирова.
Николай Покрова, генеральный директор компании «Премьер-Логистик»:
— Компания занимается оказанием услуг в сфере грузоперевозок, то есть мы ищем автомобили, предоставляем для грузоотправителей подходящий транспорт, также для водителей мы ищем подходящие грузы. Таким вот образом. То есть являемся посредниками.
Компания «Премьер-Логистик» работает чуть меньше года, но за это время успела обзавестись надежными партнерами и заслужить доверие шоферов и грузоотправителей. Беда пришла, откуда не ждали: по словам Николая, 9 декабря прошлого года банк ВТБ 24 заблокировал расчетный счет фирмы без объяснения причин.
Николай Покрова, генеральный директор компании «Премьер-Логистик»:
— Девятого числа позвонила операционист, сказала, что счет заблокирован. Нам нужно предоставить ряд документов. Я говорю: «Как счет заблокирован? В связи с чем? У нас все в порядке, у нас нет задолженности перед бюджетом по налогам, по приставам никаких проблем нет, то есть все в порядке!» «Ну вот, счет заблокирован», причину объяснять не стали.
Сотрудники банка сообщили, что намерены провести проверку в отношении компании, и попросили Николая предоставить ряд документов, в том числе справку из налоговой, договоры и заявки на перевозки.
Николай Покрова, генеральный директор компании «Премьер-Логистик»:
— Я думаю, что, может быть, сомнения вызвало то, что к нам деньги приходят на счет, а мы их так же переводим. То есть, может быть, кто-то решил, что, может быть, признаки какие-то фиктивной компании. Но мы говорим: компания не фиктивная, потому что мы являемся агентами, то есть мы деньги получаем, мы удерживаем свое агентское вознаграждение и оставшуюся сумму переводим на счет водителю. Здесь все в рамках правового поля! Вот, пожалуйста, пачка договоров!
Когда все документы были готовы, Николай отвез их в отделение ВТБ 24.
Николай Покрова, генеральный директор компании «Премьер-Логистик»:
— На форуме Банки.ру писал вице-президенту банка — я не помню, как зовут женщину… Обращался я 19 декабря 2016 года, ответ пришел такой, что, мол, там на месте все разъяснят. На месте, говорят мне, «мы причины назвать не можем».
Если какие-либо операции вызывают у банка сомнения, то на следующий день он должен сообщить о них в Росфинмониторинг. Вспомнив об этом, Николай написал запрос в эту организацию, а также обратился в прокуратуру с заявлением о несогласии с действиями банка. Его компания между тем оказалась в очень непростом положении.
Николай Покрова, генеральный директор компании «Премьер-Логистик»:
— Мы работаем в программе «Автотрансинфо» — то есть ну это своего рода как бюро кредитных историй, мы можем провести аналогию. То есть там указываются все заметки касаемо репутации компании. Если, например, вы не оплачиваете водителю вовремя за перевозку груза, соответственно, вам пишут претензию либо упоминают вашу компанию на форуме как недобросовестного партнера.
Кроме того, за срыв погрузки предусмотрены штрафы, добавляет Николай. Они составляют 20% стоимости перевозки, а в некоторых случаях доходят до 20% стоимости самого груза.
Николай Покрова, генеральный директор компании «Премьер-Логистик»:
— Пока нам удается сдерживать водителей, как-то с ними договариваться, то есть пытаться как-то из последних сил с ними договориться. Люди стараются, конечно, входить в положение, но это крайне тяжело. Где-то ищем даже деньги свои, пытаемся рассчитаться с ними своими деньгами, потому что через счет не удается.
Николай сделал все возможное, чтобы спасти бизнес.
Николай Покрова, генеральный директор компании «Премьер-Логистик»:
— Мы думали: ладно, счет заблокирован, мы деньги сейчас как-то снимем, рассчитаемся.Но получилось так, что деньги снять со счета нашего расчетного мы не можем вообще и перевести на другую компанию тоже не можем. Потому что даже при закрытии счета, то есть мы можем только деньги с закрытого расчетного счета, то есть заблокированного, перевести на новые расчетный счет этой же компании в другом банке.До Нового года занимались тем, что пытались открыть счет в других банках, нам три или четыре банка отказали. «Вот, счет заблокирован, мы вам открывать не можем». Это какой-то замкнутый круг получается!
Сразу после новогодних праздников Николай получил ответы из Росфинмониторинга и прокуратуры Кировской области. Первый сообщил, что ни сам Николай, ни его компания не находятся в перечне организаций, в отношении которых имеются сведения о причастности к терроризму. Прокуратура, в свою очередь, в действиях банка ничего противоправного не усмотрела: ряд операций компании имел признаки сомнительных, поэтому ВТБ 24 принял решение отказать в их проведении. Такое право дает банку 115-й федеральный закон «О противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма».
Марат Сафиулин, управляющий Федеральным общественно-государственным фондом по защите вкладчиков и акционеров:
— Действительно, банк имеет право, в соответствии со 115-м законом, отказать либо заблокировать счет.Так ли виноват банк? Действительно, многие говорят о том, что банк может перестраховываться, банку страшен гнев регулятора. Понятно, что у банка целая совокупность таких случаев и он старается, очевидно, рассмотреть каждый случай в отдельности — и должен так рассмотреть. И при наличии достаточных обстоятельств использовать то правовое поле, которое имеет место быть уже сейчас.
Несоблюдение 115-го закона чревато отзывом лицензии, указывает эксперт, поэтому кредитные организации бывают излишне подозрительны. Вместе с тем клиент имеет право знать, по какой причине банк ограничил доступ к его расчетному счету.
Марат Сафиулин, управляющий Федеральным общественно-государственным фондом по защите вкладчиков и акционеров:
— Если у потребителя финансовой услуги в данном случае заблокирован счет, он, конечно, должен выяснить, что произошло, почему произошла блокировка счета, получить соответствующую позицию банка. И если он ее не получил или банк ее не готов сформулировать — наверное, обращаться за разъяснением к регулятору.
На момент подготовки сюжета Николай Покрова, по его словам, не получил письменного ответа банка на оставленную в отделении претензию. Поэтому мы обратились в ВТБ 24 с просьбой прокомментировать ситуацию.
Пресс-служба ВТБ: «В соответствии с законами о банковской тайне и 115-ФЗ, ВТБ 24 не раскрывает информацию о своих клиентах, а также о тех мерах, которые применяются в соответствии с законодательством.
Вместе с тем отметим, что банк действует строго в рамках прав, предоставленных ему законом и нормативными документами Банка России. Это касается и операций, которые банк расценивает как имеющие признаки подозрительных, подпадающих под 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Согласно данному закону, банк имеет право принять необходимые меры по выяснению экономического смысла операций, а также по снижению рисков вовлечения в подозрительные операции клиентов.
Дополнительно отметим, что документы, публично предъявляемые данным гражданином, не имеют отношения к запросам со стороны банка. Кроме того, не соответствует действительности публично распространяемая им информация о запрете проведения операций или блокировке всех его счетов.
Мы еще раз настоятельно рекомендуем всем клиентам, столкнувшимся с подобными ситуациями, обращаться в офис банка для выяснения всех возникших вопросов и предоставлять сотрудникам банка все необходимые документы».
К сожалению, случай компании «Премьер-Логистик» не уникальный: российские банки ежедневно блокируют десятки счетов по всей стране, и доказать свою правоту предпринимателям бывает сложно. Какие операции вызывают у банков подозрения? Каждая кредитная организация самостоятельно разрабатывает критерии по выявлению необычных сделок. Некоторые рекомендации дает Росфинмониторинг, и список маркеров обширный: скажем, подозрительной может быть признана сделка, не соответствующая целям организации или имеющая запутанный характер.
Марат Сафиулин, управляющий Федеральным общественно-государственным фондом по защите вкладчиков и акционеров:
— Если предприниматель считает, что его права действительно нарушены, то он должен пойти и отстаивать свою защиту в судебном порядке. Если речь идет о существенных убытках, тогда потребитель должен доказать размер этих убытков и в принципе понимать, что, в общем-то, вернуть эти денежные средства будет достаточно непросто, потому что банки со стороны законодателя, государства в этом плане защищены.
В момент подготовки сюжета к эфиру нам позвонил Николай Покрова и сообщил, что ему удалось открыть новый расчетный счет в другой кредитной организации и перевести на него деньги из ВТБ 24. Но нет никаких гарантий, что завтра новый банк не заподозрит компанию в проведении сомнительных операций и снова не заблокирует счет. По словам предпринимателя, борьба с терроризмом очень важна, но не менее важно не выплеснуть с водой младенца и дать возможность бизнесу доказать свою честность. А что думаете вы?
Оставлять комментарии призывают Татьяна КАЛИННИКОВА и Сергей МОЖАРОВ, Банки ТВ