Банки начнут передавать в налоговую больше сведений о клиентах. Разбираемся, о каких данных идет речь и как это скажется на добросовестных налогоплательщиках.
Что произошло?
Федеральная налоговая служба (ФНС) получила расширенный доступ к банковской тайне россиян. 17 марта вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ, которые предоставили налоговым органам право получать от банков идентифицирующую информацию о клиентах. Изменения коснулись объема информации, которую налоговые органы смогут запрашивать у банков, а также сроков предоставления сведений.
Что поменялось?
Раньше российские банки были обязаны передавать в налоговые органы сведения об открытии и закрытии счетов и вкладов клиентов, а по мотивированным запросам — справки о наличии у любого клиента счетов и вкладов, об остатках денежных средств на счетах и операциях по счетам. Также с 1 апреля 2020 года в ФНС в обязательном порядке направлялись сведения об открытии или закрытии электронных кошельков («Яндекс.Деньги», «QIWI Кошелек», WebMoney, PayPal и др.).
Теперь банки обязаны в течение трех дней после запроса ФНС передавать ведомству копии паспортов клиентов, доверенности на получение денег, договоры, заявления и другие документы на открытие счетов и распоряжение ими, карточки с образцами подписей и оттиском печати, сведения о выгодоприобретателях по операциям и о представителях клиента.
Когда ФНС может запрашивать документы?
Запрашивать информацию о клиентах банков налоговики могут только избирательно в рамках проводимых налоговых проверок, а также для принятия решения о взыскании налогов или в случае приостановления операций по счету, комментирует председатель Московской коллегии адвокатов «Инконсалт» Алексей Кирсанов. В отношении счетов физических лиц процедура предусматривает получение обязательного согласия руководителя вышестоящего налогового органа.
Может ли банк отказаться передавать сведения?
Закон не дает банкам полномочий проверять обоснованность запросов налоговиков. Так что оснований для отказа ФНС у банков нет, разъясняет управляющий партнер Санкт-Петербургского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Алексей Добрынин.
Случаи отказов в предоставлении сведений, по всей видимости, могут быть связаны только с нарушением формы запроса, добавляет Алексей Кирсанов.
Что изменится для клиентов банков?
Почти вся перечисленная в поправках информация была и раньше доступна налоговым органам
Все опрошенные Банки.ру эксперты считают, что новая форма закона никак не отразится на добросовестных налогоплательщиках. Почти вся перечисленная в поправках информация была и раньше доступна налоговым органам, но получалась из различных источников. Поправки носят, скорее, технический характер и закрепляют уже сложившуюся практику обмена информацией между банками и налоговыми органами, например, при выполнении требований «антиотмывочного» законодательства, поясняет Алексей Кирсанов.
С ним согласен партнер и исполнительный директор юридического бюро «Падва и Эпштейн» Антон Бабенко: «Внешне клиенты не заметят изменений. Но те, кто ожидает проведения налоговых проверок, должны быть готовы к тому, что ФНС задаст вопросы не только по движению денег на счетах, но и об участии в операциях клиента других связанных с ним лиц».
Как поправки помогут ФНС контролировать доходы клиентов?
Для добросовестных налогоплательщиков ничего страшного не произошло
Свободный доступ к банковской информации о налогоплательщиках — мечты ФНС, которые в скором времени могут стать реальностью, считает член Палаты налоговых консультантов, руководитель компании «Налоговая азбука» Наталья Русакова. «Тем не менее для добросовестных налогоплательщиков ничего страшного не произошло. Последние поправки в кодекс больше направлены на борьбу с обналом и различными схемами — например, когда фирмы регистрируются на подставных лиц, а деятельность фактически ведут другие люди. Теперь налоговикам будет проще выявить эти махинации», — поясняет она.
Налоговый контроль станет более совершенным, налоговые органы быстрее будут получать информацию о налогоплательщике и приходить к своим выводам, добавляет Алексей Добрынин.