Солвита Деглава: «Из Парекс Банка у нас остались только рядовые сотрудники» - «Интервью» » Новости Банков России

Интервью

Солвита Деглава: «Из Парекс Банка у нас остались только рядовые сотрудники» - «Интервью»






Солвита Деглава: «Из Парекс Банка у нас остались только рядовые сотрудники» - «Интервью»

АО Reverta называет себя крупнейшей в Восточной Европе компанией по управлению проблемными активами. Связано это с ее происхождением: предшественник Reverta — Парекс Банк оказался в очень сложном финансовом положении и, чтобы спастись, произвел на свет компанию Reverta и банк «Цитадель». Reverta достались проблемные активы, банку «Цитадель» — хорошие.

О том, что в результате стало с Парекс Банком, одним из крупнейших и «самым русским» латвийским банком, порталу Банки.ру рассказала старший вице-президент, член правления АО Reverta Солвита ДЕГЛАВА.

— Почему на базе испытывающего финансовые трудности Парекс Банка было принято решение создать компанию по управлению проблемными активами? Ведь в Латвии есть Фонд гарантирования вкладов (ФГВ) — аналог российского Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Разве это не работа ФГВ — заниматься управлением проблемных активов?

— В 2008 году, после того как американский банк Lehman Brothers объявил о своем банкротстве, пошла волна кризиса по всему мировому финансовому рынку. Коснулись проблемы с ликвидностью и Парекс Банка. Когда банк был национализирован, выяснилось, что довольно значимая часть активов была проблемной. Банк был несколько раз докапитализирован. Но оставался и портфель хороших активов, который был очень рентабельный.

В правительстве решили не банкротить банк, а разделить его. Хорошая часть активов и весь портфель вкладов были переданы банку «Цитадель», а проблемная — Парекс Банку. Позже, в марте 2012 года, Парекс Банк отказался от банковской лицензии и был переименован в АО Reverta. Если бы банк был обанкрочен, то, разумеется, весь портфель активов перешел бы под управление Фонду гарантирования вкладов. На тот момент это было нецелесообразно.

— Каково было соотношение проблемных и непроблемных активов при разделе Парекс Банка?

— В тот момент, когда банк разделили, 1/3 всех активов считалась проблемной, они перешли к нам, 2/3 хороших — банку «Цитадель».

— Каковы основные показатели компании: объем проблемных активов, сколько вернули долгов, сколько долгов приходится на российские компании?

— На текущий момент портфель проблемных активов компании составляет более одного миллиарда долларов. Около 280 миллионов долларов — это общий кредитный портфель АО Reverta (остатки по основным суммам кредитов) по странам СНГ на данный момент. На Россию приходится большая часть данного портфеля.

Порядка 260 миллионов долларов — общая сумма долга российских компаний, которую АО Reverta смогла вернуть после 2008 года. Порядка 115 миллионов — сумма кредитов, по которым удалось достигнуть договоренностей с клиентами о реструктуризации или по которым клиенты производят платежи согласно условиям ранее заключенных кредитных договоров.

— Какова сейчас структура пассивов Reverta?

— Сейчас единственный кредитор компании — это правительство Латвии в лице Казначейства. На текущий момент задолженность перед Казначейством составляет 387 миллионов латов.

— Получается, вы работаете за счет налогоплательщиков Латвии? Или компания зарабатывает за счет возвращенных кредитов?

— Да, мы работаем за счет налогоплательщиков Латвии. Наша компания не получает прибыли. Мы работаем на государство, и оно, соответственно, платит нам зарплату. Наша задача как можно больше вернуть проблемных активов. Чем больше вернем — тем лучше. Никаких «дивидендов» от возвращенных займов мы не имеем.

— Сколько сейчас сотрудников работает в Reverta? Остался ли кто-либо из менеджмента Парекс Банка?

— Сейчас у нас около 130 сотрудников. После разделения Парекс Банка топ-менеджмент полностью поменялся. Из Парекс Банка у нас остались только рядовые сотрудники. В основном это как раз те специалисты, которые занимались работой с проблемными активами.

— Долгое время Парекс Банк преследовала череда громких скандалов, стоит вспомнить хотя бы нашумевший судебный процесс с российской нефтяной компанией «Севернефть»…

— В 2006 году Парекс Банк выдал ЗАО «Североргсинтез» кредит на строительство производственного комплекса по переработке природного газа мощностью 1,2 миллиарда кубометров в год. Проект также предусматривал строительство всей необходимой для его эксплуатации инфраструктуры в Пуровском районе ЯНАО. Общая сумма кредита, выданного ЗАО «Североргсинтез», за несколько лет составила около 87 миллионов долларов. Поручителем по кредиту выступила НК «Севернефть», осуществлявшая добычу природного газа. Кредит был выдан в 2006 году, срок первого платежа по кредиту наступил 1 февраля 2010 года. Однако до сих пор «Североргсинтез» в счет погашения долга в 2011 году перечислил только 30 тысяч долларов. На настоящий момент общая сумма задолженности превышает 100 миллионов долларов. Начались разбирательства в судах. Сначала мы выиграли в Рижском международном третейском суде дело о взыскании с «Североргсинтеза» ранее выданного кредита и с «Севернефти» средств в размере предоставленного обеспечения по кредиту. Затем суд первый инстанции в Салехарде весной 2012 года отказал AO Reverta во включении требований в реестр компании «Севернефть». А совсем недавно, 1 февраля 2013 года, Восьмой арбитражный апелляционный суд Омска включил долг перед латвийской компанией Reverta в размере 2,218 миллиарда рублей в реестр требований кредиторов НК «Севернефть».

— Кредит был залоговый. Какова стоимость залога на текущий момент? Планируете ли вы его реализовывать?

— По закону, если объект строится на средства банка, он автоматически становится предметом залога банка, если иное не предусмотрено в договоре. Объект сейчас завершен на 95%. Мы точно не собираемся управлять этим объектом, так как не профессионалы в области переработки природного газа. Единственное, что мы хотим, — это продать его и получить обратно вложенные в него денежные средства. По поводу его стоимости — мы даже не можем сейчас сказать, сколько он стоит. Представители «Севернефти» говорят, что он стоит дорого. А в материалах дела о банкротстве ЗАО «Североргсинтез» сказано, что завод стоит ноль рублей, его использование невозможно. И вообще, мол, этот завод нужно распилить на черный металл. В общем, ситуация достаточно запутанная.
— А есть ли у Reverta какие-либо успешные завершенные проекты по возврату проблемных активов в России?

— Конечно, могу привести два наиболее ярких примера. Первый — это успешная реструктуризация долга группы компаний «Настюша». Напомню, что по состоянию на конец 2010 года общая сумма долга компании перед Reverta составляла более 100 миллионов долларов. Платежи по кредитам не осуществлялись более двух лет, ГК «Настюша» находилась в крайне тяжелом финансовом состоянии. При этом общая задолженность группы перед всеми кредитными учреждениями была порядка миллиарда долларов. Reverta являлась одним из инициаторов создания в 2010 году комитета банков-кредиторов, которые работали над совместным планом реструктуризации задолженности группы «Настюша». Мы стали первым кредитором, который согласовал и подписал реструктуризацию с группой.

Второй успешный опыт — возврат долгов от универмага «Москва». В 2010 году в результате конфликта акционеров пострадала хозяйственная деятельность предприятия. Универмаг работал с перебоями. Во второй половине 2010 года была начата процедура банкротства. Введено конкурсное управление. Парекс Банк был вынужден отстаивать свои интересы в судах. Были пройдены все инстанции — вплоть до Президиума ВАС. Мы 17 месяцев вели переговоры со всеми сторонами, вырабатывали условия решения. 9 февраля 2012 года Парекс Банк вернул 28 миллионов евро, продав свои права требования к ОАО «Универмаг «Москва» и связанным с ним компаниям. Таким образом, успешно проведенная крупная и очень сложная сделка позволила банку вернуть основную сумму кредита в полном объеме.

— В планах компании к 2017 году разобраться со всеми проблемными активами. Что будет дальше с компанией?

— Согласно плану реструктуризации проблемных кредитов, работа действительно должна завершиться к 2017 году. Это максимальный срок, который мы сами определили, так как затягивать процесс возврата проблемных долгов после этого срока будет неэффективно. До этого срока мы должны вернуть весь портфель проблемных активов, а если не получится, то по возможности его рефинансировать или продать оставшуюся часть другим специализированным компаниям. После этого срока мы планируем ликвидировать компанию Reverta.

— Латвия сильно пострадала от финансового кризиса. Есть ли сейчас какие-либо признаки восстановления экономики?

— Экономика Латвии постепенно восстанавливается, в частности растет экспорт, есть хороший рост в сфере сельскохозяйственного производства, также развивается туризм. Все больше людей приезжают в Латвию и тратят свои деньги. Это придает экономике новое дыхание, и, надеюсь, повторения кризиса 2008 года не будет.

Беседовал Рамиль ШАРАПОВ,


АО Reverta называет себя крупнейшей в Восточной Европе компанией по управлению проблемными активами. Связано это с ее происхождением: предшественник Reverta — Парекс Банк оказался в очень сложном финансовом положении и, чтобы спастись, произвел на свет компанию Reverta и банк «Цитадель». Reverta достались проблемные активы, банку «Цитадель» — хорошие. О том, что в результате стало с Парекс Банком, одним из крупнейших и «самым русским» латвийским банком, порталу Банки.ру рассказала старший вице-президент, член правления АО Reverta Солвита ДЕГЛАВА. — Почему на базе испытывающего финансовые трудности Парекс Банка было принято решение создать компанию по управлению проблемными активами? Ведь в Латвии есть Фонд гарантирования вкладов (ФГВ) — аналог российского Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Разве это не работа ФГВ — заниматься управлением проблемных активов? — В 2008 году, после того как американский банк Lehman Brothers объявил о своем банкротстве, пошла волна кризиса по всему мировому финансовому рынку. Коснулись проблемы с ликвидностью и Парекс Банка. Когда банк был национализирован, выяснилось, что довольно значимая часть активов была проблемной. Банк был несколько раз докапитализирован. Но оставался и портфель хороших активов, который был очень рентабельный. В правительстве решили не банкротить банк, а разделить его. Хорошая часть активов и весь портфель вкладов были переданы банку «Цитадель», а проблемная — Парекс Банку. Позже, в марте 2012 года, Парекс Банк отказался от банковской лицензии и был переименован в АО Reverta. Если бы банк был обанкрочен, то, разумеется, весь портфель активов перешел бы под управление Фонду гарантирования вкладов. На тот момент это было нецелесообразно. — Каково было соотношение проблемных и непроблемных активов при разделе Парекс Банка? — В тот момент, когда банк разделили, 1/3 всех активов считалась проблемной, они перешли к нам, 2/3 хороших — банку «Цитадель». — Каковы основные показатели компании: объем проблемных активов, сколько вернули долгов, сколько долгов приходится на российские компании? — На текущий момент портфель проблемных активов компании составляет более одного миллиарда долларов. Около 280 миллионов долларов — это общий кредитный портфель АО Reverta (остатки по основным суммам кредитов) по странам СНГ на данный момент. На Россию приходится большая часть данного портфеля. Порядка 260 миллионов долларов — общая сумма долга российских компаний, которую АО Reverta смогла вернуть после 2008 года. Порядка 115 миллионов — сумма кредитов, по которым удалось достигнуть договоренностей с клиентами о реструктуризации или по которым клиенты производят платежи согласно условиям ранее заключенных кредитных договоров. — Какова сейчас структура пассивов Reverta? — Сейчас единственный кредитор компании — это правительство Латвии в лице Казначейства. На текущий момент задолженность перед Казначейством составляет 387 миллионов латов. — Получается, вы работаете за счет налогоплательщиков Латвии? Или компания зарабатывает за счет возвращенных кредитов? — Да, мы работаем за счет налогоплательщиков Латвии. Наша компания не получает прибыли. Мы работаем на государство, и оно, соответственно, платит нам зарплату. Наша задача как можно больше вернуть проблемных активов. Чем больше вернем — тем лучше. Никаких «дивидендов» от возвращенных займов мы не имеем. — Сколько сейчас сотрудников работает в Reverta? Остался ли кто-либо из менеджмента Парекс Банка? — Сейчас у нас около 130 сотрудников. После разделения Парекс Банка топ-менеджмент полностью поменялся. Из Парекс Банка у нас остались только рядовые сотрудники. В основном это как раз те специалисты, которые занимались работой с проблемными активами. — Долгое время Парекс Банк преследовала череда громких скандалов, стоит вспомнить хотя бы нашумевший судебный процесс с российской нефтяной компанией «Севернефть»… — В 2006 году Парекс Банк выдал ЗАО «Североргсинтез» кредит на строительство производственного комплекса по переработке природного газа мощностью 1,2 миллиарда кубометров в год. Проект также предусматривал строительство всей необходимой для его эксплуатации инфраструктуры в Пуровском районе ЯНАО. Общая сумма кредита, выданного ЗАО «Североргсинтез», за несколько лет составила около 87 миллионов долларов. Поручителем по кредиту выступила НК «Севернефть», осуществлявшая добычу природного газа. Кредит был выдан в 2006 году, срок первого платежа по кредиту наступил 1 февраля 2010 года. Однако до сих пор «Североргсинтез» в счет погашения долга в 2011 году перечислил только 30 тысяч долларов. На настоящий момент общая сумма задолженности превышает 100 миллионов долларов. Начались разбирательства в судах. Сначала мы выиграли в Рижском международном третейском суде дело о взыскании с «Североргсинтеза» ранее выданного кредита и с «Севернефти» средств в размере предоставленного обеспечения по кредиту. Затем суд первый инстанции в Салехарде весной 2012 года отказал AO Reverta во включении требований в реестр компании «Севернефть». А совсем недавно, 1 февраля 2013 года, Восьмой арбитражный апелляционный суд Омска включил долг перед латвийской компанией Reverta в размере 2,218 миллиарда рублей в реестр требований кредиторов НК «Севернефть». — Кредит был залоговый. Какова стоимость залога на текущий момент? Планируете ли вы его реализовывать? — По закону, если объект строится на средства банка, он автоматически становится предметом залога банка, если иное не предусмотрено в договоре. Объект сейчас завершен на 95%. Мы точно не собираемся управлять этим объектом, так как не профессионалы в области переработки природного газа. Единственное, что мы хотим, — это продать его и получить обратно вложенные в него денежные средства. По поводу его стоимости — мы даже не можем сейчас сказать, сколько он стоит. Представители «Севернефти» говорят, что он стоит дорого. А в материалах дела о банкротстве ЗАО «Североргсинтез» сказано, что завод стоит ноль рублей, его использование невозможно. И вообще, мол, этот завод нужно распилить на черный металл. В общем, ситуация достаточно запутанная. — А есть ли у Reverta какие-либо успешные завершенные проекты по возврату проблемных активов в России? — Конечно, могу привести два наиболее ярких примера. Первый — это успешная реструктуризация долга группы компаний «Настюша». Напомню, что по состоянию на конец 2010 года общая сумма долга компании перед Reverta составляла более 100 миллионов долларов. Платежи по кредитам не осуществлялись более двух лет, ГК «Настюша» находилась в крайне тяжелом финансовом состоянии. При этом общая задолженность группы перед всеми кредитными учреждениями была порядка миллиарда долларов. Reverta являлась одним из инициаторов создания в 2010 году комитета банков-кредиторов, которые работали над совместным планом реструктуризации задолженности группы «Настюша». Мы стали первым кредитором, который согласовал и подписал реструктуризацию с группой. Второй успешный опыт — возврат долгов от универмага «Москва». В 2010 году в результате конфликта акционеров пострадала хозяйственная деятельность предприятия. Универмаг работал с перебоями. Во второй половине 2010 года была начата процедура банкротства. Введено конкурсное управление. Парекс Банк был вынужден отстаивать свои интересы в судах. Были пройдены все инстанции — вплоть до Президиума ВАС. Мы 17 месяцев вели переговоры со всеми сторонами, вырабатывали условия решения. 9 февраля 2012 года Парекс Банк вернул 28 миллионов евро, продав свои права требования к ОАО «Универмаг «Москва» и связанным с ним компаниям. Таким образом, успешно проведенная крупная и очень сложная сделка позволила банку вернуть основную сумму кредита в полном объеме. — В планах компании к 2017 году разобраться со всеми проблемными активами. Что будет дальше с компанией? — Согласно плану реструктуризации проблемных кредитов, работа действительно должна завершиться к 2017 году. Это максимальный срок, который мы сами определили, так как затягивать процесс возврата проблемных долгов после этого срока будет неэффективно. До этого срока мы должны вернуть весь портфель проблемных активов, а если не получится, то по возможности его рефинансировать или продать оставшуюся часть другим специализированным компаниям. После этого срока мы планируем ликвидировать компанию Reverta. — Латвия сильно пострадала от финансового кризиса. Есть ли сейчас какие-либо признаки восстановления экономики? — Экономика Латвии постепенно восстанавливается, в частности растет экспорт, есть хороший рост в сфере сельскохозяйственного производства, также развивается туризм. Все больше людей приезжают в Латвию и тратят свои деньги. Это придает экономике новое дыхание, и, надеюсь, повторения кризиса 2008 года не будет. Беседовал Рамиль ШАРАПОВ,
0
Другие новости

Это может то, что вы искали