В то время, когда иностранные банки покидают банковский рынок России, закрывая и продавая свои подразделения в РФ, скандинавская группа Nordea продолжает развивать и поддерживать дочерний Нордеа Банк. Председатель его совета директоров, руководитель блока Group Operations and Other Lines of Business группы Nordea Торстен Хаген ЙОРГЕНСЕН в интервью Банки.ру рассказывает об эффективности и перспективах развития российского банка.
— Вы возглавили совет директоров Нордеа Банка летом прошлого года. Какие цели перед вами стояли, какие задачи вам предстояло выполнить? Что уже удалось, что еще предстоит?
— Нордеа Банк является самостоятельным подразделением в составе группы Nordea, с сильным корпоративным сегментом и развивающимся розничным бизнесом. Российская банковская система существенно отличается от скандинавской, соответственно, одна из основных задач — продолжить интеграцию российского банка в группу Nordea. Другая цель — это уточнение бизнес-стратегии Нордеа Банка в связи с планом New Normal*. Необходимо внедрить план New Normal в России, равно как и во всей группе.
— В какие сроки вы планируете реализовать New Normal в российском банке и завершить интеграцию банка в группу?
— В части интеграции банка в группу мы достигли очень многого. Мы усовершенствовали кредитный процесс, организацию работы с юридическими и физическими лицами, создали различные координационные комитеты. Реализацию New Normal мы планируем на 12 месяцев, поскольку все вокруг меняется очень быстро — и на банковском рынке, и в макроэкономике, так что мы должны быть готовы к корректировкам и держать руку на пульсе. Такая стратегия действует не только для России, для остальной группы тоже.
— Как события мировой экономики отражаются на группе Nordea и, как следствие, на его политике относительно российского банка? Многие иностранные банковские группы покидают российский рынок…
— Больше всего нас беспокоит ситуация на рынках Западной Европы и экономическая обстановка в США. Это может повлиять на наш бизнес в Скандинавии. По поводу российской экономики мы переживаем меньше. Конечно, если кризис будет развиваться и цены на нефть значительно снизятся, то экономическая обстановка и в России начнет вызывать опасения. Но даже во время кризиса 2008—2009 годов, когда ситуация в российской экономике сильно ухудшилась и наши экономические показатели и бизнес-активность снизились, даже тогда наши потери по ссудам были очень низкими. Наши российские клиенты оказались более устойчивы по сравнению с клиентами группы в Скандинавском регионе. Что касается присутствия на российском банковском рынке — наш стимул ведения бизнеса в России остается тем же, что и в 2006 году. Скандинавский банковский рынок достаточно насыщен, сильного роста здесь быть уже не может, а конкуренция высокая. А у российского рынка до сих пор сохраняется высокий потенциал роста.
— Насколько эффективно работает российский банк, по мнению группы Nordea? Насколько результаты его деятельности соответствуют ожиданиям группы?
— Для определения эффективности мы внутри группы используем показатель RaRoCaR (доходность капитала с учетом коррекции на риски). Для России целевой ориентир этого показателя был 20%, и мы его достигли. И это выше, чем у многих других сравнимых по структуре бизнеса подразделений группы. Я имею в виду скандинавские подразделения, работающие в корпоративном сегменте. Так что результатами деятельности Нордеа Банка мы довольны. Но, конечно, стремимся их улучшать.
— Какую поддержку группа оказывает российскому банку сейчас? И в какой дополнительной поддержке будет нуждаться Нордеа Банк в этом году?
— На текущий момент он не нуждается в поддержке, он сам по себе сильный. Но, безусловно, при необходимости мы предоставим и фондирование, и капитал. Мы оказываем поддержку и другого рода: помогаем с оптимизацией кредитных процессов, с составлением отчетности, с внедрением различных политик Nordea. Также помогаем развивать определенные продукты, например кэш-менеджмент, продукты на рынках капитала, депозиты и другие продукты для физических лиц, опираясь на опыт Скандинавских стран. Мы поддерживаем российский банк в плане более эффективного использования капитала. И, разумеется, мы оказываем поддержку в реализации новой клиентской концепции — программы привилегий «Домашний банк», которая в скандинавских отделениях группы уже реализована.
— Какие направления деятельности Нордеа Банка планируется в 2012 году развивать более активно, поменяется ли что-нибудь в бизнес-модели банка?
— Больших изменений в бизнес-модели не будет. Я бы сказал, что изменения, которые мы хотим видеть в российском банке, — те же самые, которые мы хотим видеть и в подразделениях в Скандинавском регионе. Это повышение уровня процентной маржи, повышение эффективности бизнеса, оптимальное использование капитала, увеличение доли Нордеа Банка в банковских операциях клиентов.
— Как группа Nordea относится к политической ситуации в России — отставке министра финансов осенью прошлого года, протестным митингам и так далее? Не пугает ли это ее как иностранного инвестора?
— Группа Nordea занимается бизнесом в России с 2006 года, и мы обращаем внимание на те события, которые непосредственно затрагивают нашу деятельность в России, например изменения, касающиеся банковского рынка, — новые законы, требования регулятора и тому подобное. Да, мы иногда обсуждаем политическую ситуацию как в России, так и в других странах, но на принятие решения относительно банковской деятельности это никак не влияет.
Беседовала Женни ЛУБЕНЕЦ,
Справка:
* Стратегия развития New Normal введена группой Nordea в 2011 году и направлена на развитие и усиление бизнеса группы в условиях предстоящего ужесточения требований по капиталу, ликвидности и фондированию со стороны законодательных и надзорных органов. Основная цель данной стратегии — рост доходов при одновременной оптимизации расходов группы.