«Новости Банков»
Для борьбы с мошенниками страховщики могут получить доступ к системе ГИБДД «Поток», отслеживающей перемещение автомобилей. Какие еще меры помогут страховому сообществу не платить жуликам и в каких видах страхования махинации растут «в геометрической прогрессии», в интервью Банки.ру рассказал вице-президент Всероссийского союза страховщиков Сергей ЕФРЕМОВ.
– Сергей Иванович, фиксируется ли всплеск мошенничества с ОСАГО после повышения тарифов в апреле прошлого года?
– Мошенничество всегда возрастает в условиях кризиса – мы это видели в 1998-м, в 2008 году и наблюдаем в 2015-м. Сейчас до 30% от всех выплат по ОСАГО достается мошенникам. Большую долю мошеннических операций составляют поддельные полисы, страхование задним числом, поддельные исполнительные листы, которые приносят страхователи, пытаясь получить страховые выплаты сразу в нескольких банках, играют роль проблемы с автоюристами. Кроме того, это зависит от региона: в таких городах, как Ульяновск или Оренбург, уровень мошенничества выше, чем в среднем по России, поскольку там более сложная экономическая обстановка.
– Много ли случаев мошенничества возникает при оформлении европротокола?
– Доля отказов по европротоколу, связанная с тем, что предоставленная информация не соответствует данным трасологической экспертизы, составляет 8–10%. Точных цифр по мошенничеству нет, но процент тоже немалый. В основном здесь бывает сговор между водителями. Поскольку базовый лимит по европротоколу – 50 тысяч рублей, то уже имеющиеся повреждения автомобиля в пределах этой суммы недобросовестные граждане пытаются «повесить» на страховщика. Договариваются между собой, выезжают на какое-то место, делают видимость дорожно-транспортного происшествия и заполняют извещение о ДТП. Затем обращаются к страховщикам, и страховщики платят, так как доказать, что заявленного ДТП не было, очень сложно.
– Как с этим бороться?
– У ГИБДД есть программа видеорегистрации «Поток», которая фиксирует движение автомобиля и его местоположение в определенное время. Если страховщик видит, что во время якобы ДТП автомобиль движется и не поврежден, а к нам заявляется с повреждениями, компания может автовладельцу такого авто отказать, потому что здесь налицо фальсификация.
– Страховщики используют эту систему?
– Мы точечно запрашиваем у ГИБДД эту информацию, когда по результатам трасологической экспертизы у нас возникает подозрение, что эти конкретные повреждения были получены раньше по времени, или нам кажется, что два транспортных средства не могли получить именно такие повреждения в описанной ситуации. ГИБДД эту информацию по запросу предоставляет, правда, на это уходит определенное время. Мы надеемся получить полный доступ к системе «Поток», чтобы получать эту информацию в автоматизированном порядке.
– Когда планируете получить этот доступ?
– Сейчас ведутся переговоры с ГИБДД. Здесь не все зависит от нас, поэтому по срокам сказать сложно. Помимо этого, мы ожидаем, что большинство ДТП по европротоколу будет фиксироваться в Глобальной навигационной спутниковой системе (ГЛОНАСС) – как это происходит сейчас в рамках пилотного проекта в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В этих регионах лимит европротокола с лимитом в 400 тысяч рублей работает только с привязкой к ГЛОНАСС: когда на автомобиль устанавливается специальное устройство, которое фиксирует место, время страхового случая и собственно сам факт ДТП. Надеемся, что в дальнейшем такие устройства смогут фиксировать и повреждения. Но в любом случае с массовым вводом таких устройств мы будем уверены, что оба автомобиля находились в этом месте и там произошла авария. Это серьезно снизит процент мошенничеств. Через год уже надеемся этого достичь.
– Достичь того, чтобы через год все ДТП по европротоколу фиксировались в ГЛОНАСС?
– А пока ничего другого здесь придумать нельзя. Ну и конечно, более тщательно проверять страховые случаи, проводить экспертные исследования, трасологические экспертизы, повышать общую культуру страхователей.
– Что еще мешает страховщикам бороться с мошенниками?
– Проблема страховых компаний состоит в том, что у них нет права делать запросы в государственные и официальные органы. Специалисты, которые занимаются расследованием страховых случаев, не имеют необходимых для своей работы прав – даже тех, которые имеют, например, частные детективы, – запрашивать информацию и производить выемку документов. Чтобы страховщики получили такие права, нужно вносить изменения в закон о страховании.
– Вы уже выступали с такими инициативами, предлагали изменения регулятору?
– На экспертном совете в Центральном банке страховщики довели до сведения регулятора, что, по нашему мнению, необходимо дать статус расследованиям страховых случаев и соответствующие полномочия страховым компаниям. Законодательных инициатив пока не выдвигали. Этим вопросом будет заниматься Всероссийский союз страховщиков, так как проблема существует не только в автостраховании.
– Какие еще виды страхования кроме ОСАГО подвержены мошенничеству?
– В ОСАГО наблюдается больше всего случаев мошенничества, поскольку это самый массовый вид страхования. Кроме того, за последнее время мы наблюдаем рост мошенничества в добровольном медицинском страховании и страховании жизни, и этот рост идет просто в геометрической прогрессии. Мошенничество в страховании жизни составляет 15–20% от всех выплат (пять лет назад, до кризиса, этот показатель был на уровне 5–10%).
– Какие уловки используют мошенники в ДМС и страховании жизни? Неужели люди специально подстраивают несчастные случаи?
– Люди делают липовые справки о получении травм, оформляют инвалидность по подложным документам, чтобы предъявить потом эти бумаги банкам. По ДМС мошенникам часто удается получить фальшивые справки в сговоре с врачами, есть злоупотребления в лечебных учреждениях, которые проводят по полису ДМС лечение, положенное по ОМС, и списывают деньги у страховых компаний. Встречается лечение застрахованных по болезням, которые не входят в покрытие полиса, оформление страховых случаев задним числом.
Бороться с этим очень сложно, поскольку не все травмы можно впоследствии подтвердить – например, как проверить сотрясение головного мозга? А главное препятствие – тот факт, что страховые компании не имеют статуса для запроса в лечебные учреждения.
Беседовала Елена ПЕТЕШОВА,