Обвал китайского фондового рынка, эскалация конфликта на Ближнем Востоке, критически низкие для России цены на нефть, обесценение рубля уже заставляют правительство пересматривать бюджет на 2016 год. Не добавляют эти события оптимизма и частным инвесторам, которые благоразумно забыли о доходах в 20% годовых в валюте и довольствуются тем, что хотя бы не в убытке.
В интервью Банки.ру генеральный директор компании «Персональный советник» Наталья СМИРНОВА рассказала, в какие инструменты инвестирования предпочитают обеспеченные сограждане.
– Изменились ли предпочтения частных инвесторов в отношении инструментов инвестирования с момента, когда во втором полугодии 2015 года начался новый виток девальвации рубля?
– В декабре прошлого года, на фоне нового витка ослабления рубля, к нам стали обращаться клиенты, державшие свои сбережения в национальной валюте. Основной вопрос, волнующий людей в этот период, очевиден: что делать с рублями? Вариантов мы предлагали два. Первый – конвертировать рубли в валюту и активно играть, выбирая доходные, но рискованные инструменты. При этом мы честно говорили, что предсказать развитие ситуации сейчас не может никто, непонятно, что будет с нефтью, что будет с китайской экономикой. Второй вариант – ждать стабилизации ситуации, пытаться сохранить покупательскую способность в рублях. Например, получить 15% годовых в рублях по ОФЗ или по облигациям российских компаний – это вполне реально. А дальше ждать более удобного момента для перехода в валюту. В долгосрочном плане инвесторы все равно ориентируются на иностранные валюты. Веру в рубль подрывают даже не столько низкие цены на нефть, сколько внешнеполитическая ситуация. Более привлекательную стоимость доллара или евро можно ждать и год, и более. Клиенты выбирают второй вариант.
Что касается тех, кто пришел к нам до ноября-декабря, почти все эти инвесторы «сидят» в валюте. Мы их активы еще в апреле прошлого года благополучно перевели в валюту по курсу 49–50 рублей за доллар. Если клиенты приходили после, их накопления конвертировали уже по менее выгодному курсу. Самый «дорогой» клиент у нас перешел в валюту осенью по курсу около 60 рублей.
Общий тренд инвесторов – мы хотим сохранить свои сбережения. Если клиенты еще год назад говорили, что им неинтересна доходность в валюте на уровне 12% годовых, то сейчас они вполне довольны 3–5%.
Клиенты следуют двум основным инстинктам – это страх и жадность. Сейчас превалирует страх.
– Как люди реагируют на обвал рынков и новый виток ослабления рубля в начале нового года?
– У меня праздники закончились 4 января, когда открылись рынки. А первый звонок от клиента раздался в 10 утра 1 января. И это было не поздравление с Новым годом. Звонили в основном с вопросами «что происходит?», «как эти события отразятся на нашем портфеле?», но паники не было.
Наших клиентов можно условно разделить на две категории: это довольно состоятельные клиенты, которые располагают капиталом в несколько миллионов долларов, и средние клиенты, чьи инвестиции не превышают 150–200 тысяч долларов.
– Какие сейчас наиболее популярные инвестиционные инструменты?
– Популярность инструментов зависит от того, какой валюте отдают предпочтения инвесторы. Если говорить о наших «рублевых» клиентах, самые консервативные из них открывают вклады в банках с возможностью частичного снятия. Более продвинутые и мыслящие шире инвестируют в облигации российских компаний, но чаще всего в ОФЗ, потому что там купон не облагается налогом. Очень малая доля клиентов пытается играть в структурные рублевые продукты, но сроком не более шести месяцев и по возможности с защитой капитала.
Что касается «валютных» инвесторов, тут топовый инструмент – еврооблигации. Клиенты-консерваторы, которые хотят сохранить свои сбережения, выбирают бумаги эмитентов развитых стран – облигации европейских государств, США, Австралии, Новой Зеландии, также они избегают бумаг нефтяных и металлургических компаний. Инвесторы ищут предприятия более стабильных отраслей. Пусть эти вложения принесут 3–5% годовых, но для них это надежнее, чем хранить деньги в российских банках. Кто не настолько консервативен и обладает капиталом для инвестирования от 500 тысяч долларов, может включать в свой портфель и бумаги российских эмитентов, например Альфа-Банка, Газпромбанка, Промсвязьбанка. У таких клиентов, как правило, не более 30–50% портфеля состоит из российских бумаг. Полностью формировать свои инвестиции из российских инструментов люди не готовы.
Среди валютных инструментов, помимо еврооблигаций, можно отметить инвестиции в недвижимость. Их выбирают самые консервативные инвесторы. Они покупают доходные дома, номера в отелях, гаражи, складские помещения и отдают их в управление управляющим компаниям. Топовые страны для таких покупок – Великобритания и Германия. За вычетом своих расходов инвесторы «выходят» на 5–7% годовых в валюте и очень этому рады. Если они готовы расстаться с деньгами на 5–7 лет, это понятный способ инвестирования. Недвижимость в Германии, по мнению таких инвесторов, не может полностью обесцениться, несмотря ни на какие кризисы. В 2008 году, например, она подешевела всего на 10%. Поэтому с учетом притока беженцев в Германию спрос на недвижимость там останется высоким. Третий инструмент валютных инвесторов, готовых к большему риску, – это структурные продукты, тоже с полной или частичной защитой капитала. На четвертом месте – акции, сырье, первичные размещения, то есть агрессивные инструменты, где могут быть убытки, и весьма серьезные.
– Какие валюты из доступных широкой аудитории, помимо доллара и евро, сейчас привлекательны для сбережения денег?
– Все равно преимущественно люди инвестируют в доллары США. Евро выбирают те инвесторы, которым эта валюта нужна в обычной жизни: например, их дети учатся в Европе или люди часто путешествуют по европейским странам. Второй вариант – у людей достаточный капитал, и для диверсификации вложений они выбирают евро или фунты, в том числе и потому, что в этих валютах немало инструментов. А так в основном инвесторы выбирают доллары, и это обоснованно: после декабрьского заседания ФРС стало очевидно, что политика повышения ставки будет продолжена. А значит, доллар, скорее всего, будет продолжать доминировать и укрепляться к основным валютам. Поэтому для инвестирования американский доллар остается валютой номер один.
– Вы назвали ОФЗ как один из наиболее популярных рублевых инструментов для инвесторов. Сейчас в правительстве обсуждается идея эмиссии этих бумаг для населения. Насколько они могут быть востребованы среди граждан?
– Почему клиенты сейчас инвестируют в ОФЗ? Не потому, что люди такие продвинутые и отчетливо понимают все преимущества данного продукта, а потому, что им брокеры, финансовые консультанты рассказывают, что на текущий момент по соотношению «доходность – риск» это наиболее предпочтительный вариант для тех, кого не устраивают вклады под 10–12% годовых.
Чтобы люди массово стали покупать такие бумаги, нужна очень активная и понятная рекламная кампания. И тогда может получиться. Например, была кампания по индивидуальным инвестиционным счетам, однако, судя по тем вопросам, которые задавали нам клиенты, они так и не поняли суть этого инструмента.
Самым популярным инструментом сбережения для массового потребителя остается банковский вклад. Многие из тех, кто недоволен снижением ставок по депозитам, просто не знают о других возможностях. Даже если клиенты и уходят на рынок облигаций, до конца деньги из банков не выводят, принимая во внимание простоту и надежность этого продукта.
Беседовала Наталья РОМАНОВА,