Дженнифер Бейли, вице-президент Apple по Apple Pay, рассказала Bankir.Ru о приходе сервиса в Россию, о российских партнерах, о влиянии Apple Pay на банковский бизнес и о безопасности платежей.
- Дженнифер, итак — пришло время официального старта?
- Да, мы невероятно взволнованы тем, что с 4 октября Apple Pay начинает работать в России. У российских пользователей появится новая возможность просто, быстро и безопасно совершать платежи в магазинах, приложениях и в Интернете. На начальном этапе Apple Pay смогут воспользоваться клиенты Сбербанка, имеющие кредитные и дебетовые карты MasterCard. Но, конечно, цель — сделать Apple Pay доступной всем нашим клиентам в России. И в ближайшем будущем мы поделимся подробностями о новых банках-партнерах.
- Кто ваши партнеры в розничных сетях?
- На данный момент это сети супермаркетов «АТАК», «Ашан», «Азбука Вкуса», «Магнит», сеть заправок BP, рестораны Burger King, сети электроники «Эльдорадо», Media Markt, re:Store, «М.Видео», а также кафе Starbucks и ЦУМ. Среди разработчиков приложений, добавивших поддержку Apple Pay, TicketLand, OneTwoTrip, Biglion, WebMoney и ряд других. Список партнеров опубликован на Apple.com и также будет пополняться.
- Путь в Россию был довольно длинным. Слухи о скором запуске начали ходить еще в конце прошлого года, но все случилось только в октябре. Почему запуск занимает столь длительный срок?
- Каждая страна требует определенной технической работы между банками, сетью и, конечно, партнерами среди продавцов. Планируя запуск в новой стране, мы очень тщательно оцениваем срок, требуемый на устранение всех технических трудностей и просто шероховатостей. И все происходит, когда мы полностью готовы. Не раньше. Так было и в России.
- Вы запустили Apple Pay уже в девяти странах. По вашему мнению, влияет ли сервис на банковский бизнес в целом?
- Платежи — неотъемлемая часть повседневной жизни. Это то, что мы делаем по много раз в день. Перенося их на цифровую платформу, мы не только расширяем спектр применения наших собственных электронных устройств, но и спектр услуг банков-партнеров. После того, как человек начинает пользоваться Apple Pay, он чаще обращается и к другим цифровым финансовым услугам — например, мобильному банкингу. Он чаще платит за товары и услуги в приложениях, где интегрирована поддержка Apple Pay. Можно говорить, что наш сервис во многом устраняет барьер на пути приобщения к цифровым финансовым услугам в целом.
- Один из самых частых вопросов — безопасность платежей при помощи телефона.
- В России сегодня уже 4 из 10 карт поддерживают бесконтактные платежи, и многие россияне уже оценили их удобство и скорость. Apple Pay предлагает владельцам iPhone и Apple Watch платить за товары и услуги так же быстро, но еще более удобно и, главное, безопасно.
Почему это так?
У Apple Pay несколько уровней безопасности.
Мы не храним данные о карте в смартфоне или на наших серверах. Мы используем токены — своеобразные виртуальные номера кредитных карт, хранящиеся в специальном модуле iPhone и Apple Watch. Он называется Secure Element, и это настоящий аппаратный сейф для платежных данных. Эта информация создается только после того, как пользователь надежно идентифицировал себя отпечатком пальца или пин-кодом. Если телефон или часы утеряны, никто не сможет ими расплатиться просто потому, что без отпечатка пальца или пинкода они бесполезны в качестве средства платежа.
В Apple Watch есть дополнительная защита — ими можно платить только до тех пор, пока часы у вас на руке. Стоит их снять, и оплата опять же не пройдет. Есть и другие инструменты защиты — и программные, и аппаратные — делающие Apple Pay действительно безопасной системой.
- У вас были какие-то проблемы с безопасностью в предыдущих девяти странах?
- Нет, никаких. И пока неизвестны даже теоретические сценарии взлома и получения доступа к конфиденциальным данным.
- Apple известна тем, что объединяет свои продукты и сервиса в единую экосистему. С какими сервисами компании может взаимодействовать Apple Pay?
- В недавно вышедшей iOS 10 появился ряд примеров такой интеграции.
Первый — возможность внутри iMessage сделать заказ на доставку из ресторана и сразу же оплатить его через Apple Pay, не покидая приложение.
Второй пример — вызов машины Uber или Lyft через голосового помощника Siri, когда вы идентифицируете себя по отпечатку пальцев и оплачиваете услуги при помощи Apple Pay.
Третий пример — расширение функциональности приложения Wallet. Уже сейчас вы можете заплатить Apple Pay за общественный транспорт в Великобритании и Японии.
Примеров на самом деле больше, и по мере того, как растет число пользователей сервиса, неизбежно появятся и новые идеи синергии.
- Вы верите в то, что однажды Apple Pay де-факто заменит международные платежные системы, и банки будут работать напрямую с Apple?
- Apple Pay изначально создавалась, чтобы работать с международными платежными системами и банками-партнерами, выпускающими кредитные и дебетовые карты. Мы верим, что у клиентов и банков есть давние доверительные отношения. Задача — не вмешиваться в них, а вместе создавать цифровую инфраструктуру для того, чтобы Apple Pay была доступна на глобальном уровне.
- Где вы видите главную точку роста Apple Pay — в «физических» платежах в магазинах, или в онлайн-платежах?
- Многое зависит от страны. Там, где популярны мобильные устройства и сервисы, мы видим бурный интерес к in-app-покупкам. Он наблюдается, к примеру, в Китае. Практически во всех странах после появления нашего платежного сервиса идет взрывной рост числа платежей за аренду автомобилей, доставку еды на дом, билеты в кино. Apple Pay в данном случае становится мостом между онлайн и оффлайн-мирами, связывая их между собой и создавая выгодную всем синергию.
Беседовал Сергей ВИЛЬЯНОВ, редактор направления IT и инноваций Банкир.Ру