Об основных трендах МСБ в интервью с заместителем директора департамента малого бизнеса Росбанка.
Фото: предоставлено банком
Малый бизнес в регионе, наконец, начал оживать. О том, что этот сегмент вышел из стагнации говорит интерес предпринимателей к инвестиционным кредитам и продуктам для экспортной деятельности, считает Александра Бугаева, заместитель директора департамента малого бизнеса Росбанка.
- Подходит к концу 2019 год. Каким был этот год для Росбанка?
- Для нас этот год был очень продуктивным. Чистая прибыль в целом по группе в сегменте малого бизнеса только за 9 месяцев 2019 года выросла на 47% по сравнению с уровнем прошлого года. А клиентская база в нашем регионе за 11 месяцев 2019 года увеличилась на 40%.
- Банки всегда были лакмусом экономики, особенно региональной. По вашим ощущениям, как сегодня чувствует себя малый бизнес на Урале?
- Малому бизнесу всегда было сложно. И этот год - не исключение, об этом говорят сами предприниматели. Но со своей стороны мы видим, что все не так печально. С 2018 года мы отмечаем рост объемов кредитования в сегменте малого бизнеса. Что особенно радует: в 2019 году возрождается интерес к инвестиционным кредитам. Предприниматели приходят в банк не только за деньгами на пополнение оборотных средств, они покупают недвижимость в коммерческую ипотеку, берут кредиты на приобретение оборудования, оформляют автокредиты. Есть бизнес, который не просто выживает, а активно растет и развивается.
- Вы говорите, что количество клиентов выросло. Чем сейчас бак привлекает клиентов?
- Мы понимаем, что для малого бизнеса очень важна стоимость обслуживания, и поэтому стараемся сделать тарифы доступными. Так, например, сейчас у нас действует акция для новых клиентов “Время открытий”, в рамках которой можно начать работу с банком абсолютно бесплатно. Также у нас есть стартовый пакет, который позволяет обслуживаться в банке бесплатно в первые шесть месяцев.
Есть акция и для клиентов, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью: мы бесплатно открываем валютные счета и дарим первые три месяца обслуживания. Кроме того, для таких клиентов есть возможность снизить расходы на конвертацию валюты и валютный контроль.
Но мало сделать банковское обслуживание доступным, нужно сделать его удобным. Мы очень большое внимание уделяем цифровизации, диджитализации банка - сегодня это критически важно, чтобы не проиграть конкурентную борьбу.
- Что конкретно вы делаете в направлении диджитализации? Какие услуги и сервисы переводите в цифровой формат?
- Мы постоянно модернизируем интернет-банк и мобильное приложение для бизнеса. Уже сегодня наши клиенты-предприниматели могут решать большинство оперативных задач бизнеса через мобильный телефон: оплачивать счета, выставлять их, выгружать выписки или направить реквизиты контрагенту с помощью приложения PRO ONLINE. Мы запустили это приложение для бизнеса 1 сентября, а сейчас им пользуется 80% клиентов.
- Получается, мобильное приложение по функционалу совпадает с интернет-банком?
- В интернет-банке, конечно, возможностей больше. Когда необходимо начислить заработную плату сотрудникам, разместить депозит, провести операции по ВЭД (внешне - экономической деятельности), без полноценной десктопной версии интернет-банка не обойтись. В нашем интернет-банке есть целый ряд специальных сервисов, например, возможность конвертировать валюту напрямую через биржу, по более выгодному курсу. Мобильное же приложение нужно для оперативных дел, чтобы иметь возможность из любой точки планеты, на бегу сделать самые частые операции.
- А нужно ли бизнесу в мобильном приложении больше возможностей и функций? Некоторые банки дополняют свои приложения небанковскими сервисами.
- Да, такая потребность у предпринимателей есть. И она больше выражена в малом бизнесе, когда штат очень ограничен, непрофильные задачи (юристы, бухгалтерия) по максимуму выведены на аутсорс. Но пока, мне кажется, наиболее удобно реализовать это не через мобильное приложение, а в интернет-банке.
Мы внимательно следим за этим трендом, анализируем потребности наших клиентов и, возможно, в скором времени у нас появятся подобные дополнения в системах дистанционного обслуживания. Уже сегодня у нас есть партнерские программы, в рамках которых мы готовы клиентам предоставлять дополнительные сервисы.
- Диджитализация очень сильно поменяла сам процесс коммуникации банка с клиентом. Онлайн-поддержка, чаты - это уже маст-хэв для кредитной организации. Какие инструменты сегодня используете вы?
- Безусловно, мы используем все современные возможности общения с клиентом удаленно. Большинство из них обращается в банк именно через цифровые каналы - это касается и частных, и корпоративных клиентов. Но переоценивать диджитал тоже не стоит: есть определенный тип клиентов, которые предпочитают личные консультации самым быстрым и удобным чатам, и есть определенный пул вопросов, которые даже самые продвинутые клиенты хотят решать при личной встрече с сотрудником банка. Мы понимаем, что клиенты по-прежнему хотят живого общения, и уделяем особое внимание и качеству сервиса в отделениях.
- Каковы ваши прогнозы на 2020 год?
- Мы всегда верим в лучшее. И сейчас у нас есть для этого основания. Мы видим, сколько новых проектов появляется у наших клиентов. Многие из них уже начали работать на экспорт, пусть пока только в страны СНГ, но это уже большой шаг. Я очень часто слышу от клиентов, что растет количество и объем контрактов.
Есть все предпосылки к тому, чтобы российский бизнес, в особенности малый, не просто ожил, но и начал активно развиваться. Поэтому и банк не стоит на месте: мы регулярно внедряем новые продукты, которые позволяют клиентам очень оперативно получать денежные средства на развитие. Конечно, многое тут зависит от политики государства, от законодательства и программ поддержки малого и среднего бизнеса. Мы, со своей стороны, сделаем все возможное, чтобы обеспечить бизнес заемными средствами и необходимыми сервисами для развития.