Олег Солнцев
руководитель направления анализа денежно-кредитной политики, банковской системы и финансовых рынков ЦМАКП
30 января Банк России принял решение снизить ключевую ставку с 17% до 15%. О том, как это повлияет на курс рубля, инфляцию и ставки по кредитам, в интервью порталу Банки.ру рассказал руководитель направления анализа денежно-кредитной политики, банковской системы и финансовых рынков Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Олег СОЛНЦЕВ.
– Как вы оцениваете снижение ключевой ставки?
– Снижение ставки на 2 процентных пункта – конечно, довольно слабый количественный шаг. Но его можно оценить как качественное изменение политики Центробанка. И это ключевое значение такого решения регулятора. Произошел качественный перелом в том, что делает ЦБ. Регулятор впервые за долгие годы начал реагировать на динамику экономики, что является очень позитивным фактором. Я думаю, что этот момент будет хорошо воспринят участниками рынка и позволит отыграть многие негативные изменения, которые произошли в декабре. Это позволит банкам сформулировать более приемлемые предложения по кредитам для их заемщиков. Это запустит процесс пересмотра местами завышенных депозитных ставок, которые создают бремя в виде значительных объемов расходов банков. Такое бремя становится особенно тяжелым, когда банки не могут найти достойных платежеспособных заемщиков, предлагая им высокие ставки по кредитам. В целом этот шаг позволит добиться большей сбалансированности в банковском секторе, и, как следствие, мы увидим меньший провал по показателям экономического роста. Уже само психологическое влияние, которое оказывает этот шаг, существенно превышает то небольшое количественное изменение, которое было сделано.
– На какие типы кредитов в первую очередь будут снижаться ставки?
– Я думаю, что ставки будут снижаться по всем группам кредитов, но наиболее чувствительно снижение произойдет на ставки по краткосрочным кредитам предприятиям. То, что произошло в декабре, запускало механизм кризиса в сегменте оборотных средств предприятий, потому что ставки были неприемлемы с точки зрения сохранения устойчивости заемщиков. Доля кредитов в формировании оборотных средств составляет порядка 40% в целом по экономике. Поэтому невозможность привлечения кредитов вызвала сокращение оборотных средств, что быстро воздействовало на производство. Сейчас реальному сектору станет немного легче.
– Насколько важно, будет ли ЦБ снижать ставку дальше?
– Если ЦБ не продолжит снижать ставку, у рынка будет разочарование, и этот качественный эффект от нынешнего снижения исчезнет. Останется лишь количественный, а он не очень большой. То есть это, конечно, лучше, чем ничего. Но хочу повторить: значение снижения ставки важно как сигнал об изменении тренда. Будет грустно, если этот сигнал исчезнет.
– Как изменение ставки повлияет на курс рубля? Сразу после объявления этого решения рубль усилил падение...
– Ослабление рубля на фоне новостей из Центробанка – абсолютно ожидаемая реакция. Ничего страшного в этом нет. У нас обычно курс реагирует на изменение ставки достаточно быстро, а потом возвращается назад. При повышении ставки была похожая картина, только в обратную сторону: курс полчаса укреплялся, а потом начал слабеть. Приходило понимание, что переход к ставке в 17% является признаком фундаментального неблагополучия, поэтому нужно срочно бежать в защитный актив, то есть в доллар. Поэтому сейчас, я думаю, сначала будет ослабление рубля, а потом нейтрализация этого эффекта.
– Каким будет влияние снижения ключевой ставки на инфляцию?
– Влияние на инфляцию связано с влиянием на курс, а влияние на курс будет не очень большим. Ничего странного с инфляцией не произойдет.
– Скажется ли решение Банка России на динамике ВВП?
– На ВВП снижение ставки может повлиять позитивно. Опять же важно, если снижение ставки станет трендом, чтобы к концу года она составляла 10,5%. Тогда мы увидим снижение темпов роста экономики в 2015 году не на 6%, а на 2%. А такое маленькое изменение ключевой ставки не повлияет на экономику.
– Не придется ли Центробанку снова экстренно пересматривать ставку, как это было в ночь на 16 декабря прошлого года?
– Я не вижу для этого повода, потому что у нас действительно снизились девальвационные ожидания. В данном случае я смотрю на такой показатель, как величина маржи покупки и продажи наличной валюты в Москве. Мне кажется, это хороший индикатор девальвационных ожиданий. Видно, что 15–16 декабря эта маржа подскочила до максимума и держалась на аномально высоких уровнях вплоть до 4 января. Потом она снизилась, и во время последнего ослабления курса, которое было связано с пересмотром рейтинга, маржа уже не подскакивала. Основная масса населения валюту закупила.
Беседовала Юлия ТИТОВА,