Сергей Гаврилов
председатель комитета по вопросам собственности Государственной думы РФ
Председатель комитета Госдумы по вопросам собственности Сергей ГАВРИЛОВ (фракция КПРФ) рассказал в интервью порталу Банки.ру, как будет меняться законодательство о банкротстве банков и физических лиц, как санкции мешают россиянам возвращать деньги из-за рубежа и почему России не нужен почто-банк.
– Не так давно вы внесли в Госдуму законопроект, облегчающий возврат в Россию из-за рубежа денежных средств, размещенных физическими лицами. Действительно ли россиянам так трудно вернуть деньги из-за границы и много ли желающих сделать это?
– Одной из главных причин внесения законопроекта стали существенно возросшие риски введения ограничений со стороны иностранных государств на зарубежные активы российских граждан. Это связано, в первую очередь, с ужесточением антироссийских санкций. Как следствие, необходимы поправки в законодательство, которые позволят беспрепятственно выводить денежные средства россиян из иностранных юрисдикций в Россию.
Внесенный мной законопроект позволит российским гражданам зачислять денежные средства, полученные от продажи внешних ценных бумаг или в виде доходов от доверительного управления, на свои счета, открытые в иностранных банках (на территориях государств – членов ОЭСР или членов FATF), а затем легально переводить их в Россию.
В соответствии с действующим законодательством для россиян сегодня нет ограничений на размещение денег и операции с ценными бумагами за пределами страны. Но до сих пор отсутствует эффективный механизм возврата этих средств. В результате россияне вынуждены оставлять эти средства за рубежом в замороженном состоянии, поскольку не могут вывести их в Россию без зачисления на счета, открытые в иностранных банках. А это является нарушением требований валютного законодательства и наказывается административным штрафом в размере от 80% до 100% от величины совершенной операции. Поправки помогают решить эту проблему и дают возможность россиянам вернуть финансовые активы обратно в Россию.
Вносимые изменения являются также дополнительным фактором, способствующим деофшоризации экономики и повышению прозрачности финансовых операций российских граждан. Существующие в настоящее время ограничения на возврат средств, размещенных физлицами за рубежом, приводят к возникновению различных офшорных схем, связанных с учреждением резидентами подконтрольных фирм в офшорных юрисдикциях и выводом денег на их счета. Создание четкого легального механизма возврата денежных средств в страну позволит остановить эту практику.
– Вы предлагаете также меры по гармонизации корпоративного управления. Могли бы рассказать об этом подробнее? Как это отразится на банковском секторе и остальных участниках финансового рынка?
– Наше корпоративное законодательство имеет относительно недолгую историю. Ныне действующему закону «Об акционерных обществах» – а это первый из корпоративных законов – в январе 2015 года исполнится 20 лет. Все эти годы в Государственной думе не прекращалась работа по совершенствованию этого и других законов корпоративной сферы. Сейчас наступает новый этап этой работы, обусловленный вступлением в силу поправок в первую часть Гражданского кодекса РФ. Внесены серьезные изменения в правовое положение акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью – основных корпоративных организационно-правовых форм юридических лиц, в которых работает бизнес.
Нам предстоит серьезно доработать механизмы корпоративного управления – в частности, переработать положения законов, связанных с акционерными соглашениями. Это связано с необходимостью совершенствования законодательного регулирования отношений между участниками, складывающихся в акционерных обществах для формирования более гибких и дружелюбных инвесторам правовых механизмов по управлению АО.
Кроме того, необходимо доработать положение законов об АО и ООО в части регламентации ответственности должностных лиц хозяйственных обществ, членов советов директоров, ревизионной комиссии, генерального директора. И заодно предусмотреть механизмы защиты этих лиц от профессиональных рисков – например, путем страхования их деятельности. Предполагается доработать положения об информации, которую АО и ООО должны предоставлять своим участникам. Однако здесь очень важно не перегнуть палку. Нельзя допустить, чтобы обществу и стратегическим инвесторам был нанесен урон вследствие чрезмерного предоставления информации. Ответственность должностных лиц не должна отбивать у них желание работать. Совершенствование этих норм – исключительно сложная задача. Здесь мы работаем в тесном взаимодействии в том числе и с банками. Естественно, мы будем учитывать специфику банковской сферы. Мы будем стремиться сблизить положения отечественного и зарубежного корпоративного законодательств, несмотря на существующие сейчас трудности, которые, на наш взгляд, носят временный характер.
– Как поможет предлагаемая вами ускоренная процедура банкротства предотвратить выводы активов банка, находящегося на стадиях коллапса?
– Об ускоренной процедуре банкротства речь не идет. В подготовленном нашим комитетом законопроекте, который касается банкротства всех юрлиц, а не только банков, речь несколько о другом. Мы хотим, чтобы при наступлении определенных объективных признаков неплатежеспособности (например, неисполнение в срок обязательств по платежам контрагентам или в бюджет либо предвидение неизбежности такого неисполнения в ближайшей перспективе) должник был обязан сам подавать заявление о банкротстве.
В свою очередь мы предлагаем освободить кредитора об обязанности предварительно получать судебное решение (то есть исполнительный лист) о наличии просроченной задолженности и только потом подавать заявление о банкротстве. Если между должником и кредитором нет спора о самом факте задолженности и величине долга, кредитор должен иметь право сразу подавать заявление о банкротстве. Обе этих меры нужны для предотвращения вывода активов. Для пресечения сложившейся сегодня практики, когда дело о банкротстве начинается уже после того, как все ликвидные активы уже выведены.
Все это касается в полной мере и банков, естественно, с учетом специфики законодательного регулирования в банковской сфере. Поэтому и предлагается интегрировать закон о банкротстве кредитных организаций в отдельный параграф общего закона о банкротстве юрлиц.
– Как вы оцениваете работу Агентства по страхованию вкладов и временных управляющих в банках с отозванной лицензией?
– АСВ накопило значительный опыт работы с проблемными банками и достаточно уверенно справляется с функциями конкурсного управляющего. За десять лет в качестве конкурсного управляющего агентство провело уже свыше 350 ликвидационных процедур. Из них завершено около 200 процедур, то есть более половины всех возбужденных арбитражным судом дел о банкротстве.
АСВ выступает не только как ликвидатор, но и как санатор проблемных банков. За период действия федерального закона «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2014 года» агентством приняты решения о санации почти 20 банков, деятельность которых являлась значимой для отечественной банковской системы. В настоящее время средства в виде имущественного взноса Российской Федерации и кредитов Банка России, полученные АСВ для санации этих банков, возвращаются согласно утвержденным планам их финансового оздоровления.
Сейчас в Государственной думе идет работа по консолидации норм законодательства о банкротстве в части регулирования процедур финансового оздоровления и ликвидации банков. Одним из важных нововведений станет придание постоянного действия нормам законодательства, регламентирующим деятельность АСВ в части предупреждения банкротства банков – участников системы страхования вкладов. При этом предусматривается ряд новаций, расширяющих полномочия АСВ при проведении процедур финансового оздоровления банков. Так, агентству предполагается предоставить право по предложению Банка России принимать участие в совершенно новой с законодательной точки зрения процедуре урегулирования обязательств банка. Эта процедура предполагает возможность передачи имущества и обязательств лишенного лицензии банка иным кредитным организациям. В рамках работы по совершенствованию законодательства о банкротстве кредитных организаций планируется установить особенности деятельности АСВ как временной администрации по управлению банком, а также наделить агентство правом изменения размера уставного капитала банка.
– Необходимы ли, на ваш взгляд, поправки к законопроекту о банкротстве физических лиц?
– Да, законопроект, принятый в первом чтении, нуждался в серьезной доработке. В него необходимо было включить правовые нормы, позволяющие соблюсти баланс интересов заемщиков и кредиторов. Требовалось также повысить эффективность реабилитационных процедур, применяемых в отношении граждан-должников. Необходимые поправки были подготовлены с учетом предложений профильных министерств, Верховного суда Российской Федерации и Банка России.
В их числе, прежде всего, ограничение расходов должников на проведение процедуры банкротства, обязательное участие в ней финансового управляющего. Совершенствование процедуры созыва и проведения собраний кредиторов, а также утверждения плана реструктуризации долгов.
Законопроект наделяет граждан-должников, потерявших способность обслуживать свои долги, правом подать заявление на банкротство и защититься от непосильных платежей. Граждане смогут теперь предложить кредиторам план реструктуризации долгов. Этот план может быть реализован в течение трех лет. В период реструктуризации долга ставка по кредитным обязательствам заемщика будет снижена до уровня ставки рефинансирования. Таким образом, гражданин, подавший заявление о банкротстве, будет избавлен от неподъемных процентов, начисляемых на просроченную задолженность.
Исполнение плана реструктуризации будет означать восстановление платежеспособности должника и его выход из банкротства. Если заемщик из-за потери источников дохода не сможет реструктурировать долги, он получит возможность очиститься от них, продав имущество. Эта процедура позволит полностью освободиться от требований кредиторов. Но при таком решении вопроса гражданин признается банкротом, и в течение последующих пяти лет он будет обязан сообщать о своем банкротстве при заключении любых кредитных договоров.
Принятие законопроекта позволит смягчить остроту проблемы «плохих» долгов для банков и непосильной задолженности для граждан-должников. По данным Банка России, размер неурегулированной проблемной задолженности продолжает расти ускоренными темпами. За восемь месяцев 2014 года объем кредитов, по которым заемщики – физические лица допустили просрочку платежей более чем на 90 дней, вырос в полтора раза и достиг 813 миллиардов рублей. Их удельный вес в совокупном кредитном портфеле банков увеличился с 5,8% до 7,7%. При этом еще полтора года назад размер проблемных долгов населения в банках не превышал 375 миллиардов рублей, а их доля в кредитном портфеле банков составляла менее 5%.
– Почему ваш комитет выступает против создания почто-банка?
– Идея создания почто-банка, призванного расширить перечень оказываемых населению через почтовые отделения финансово-банковских услуг и повысить прибыльность Почты России, кажется малоперспективной в силу объективных рыночных причин. Это прежде всего существенное снижение доходности банковского бизнеса, высокие риски работы на рынке розничных банковских услуг, быстрый рост проблемных долгов населения, ужесточение конкурентной борьбы между банками и узость круга потребителей услуг подобного почто-банка. Думаю, потенциальные учредители такого банка, в первую очередь государство, вряд ли когда-либо смогут получить обратно те значительные средства, которые требуется вложить в него для финансирования развития розничной сети.
– Возникают ли у вас противоречия и конфликты с представителями думского комитета по финансовому рынку и с правительством?
– Комитет по вопросам собственности тесно взаимодействует с правительством РФ и комитетом по финансовому рынку по вопросам совершенствования действующего законодательства. В том числе в сфере регулирования деятельности кредитных организаций, если они относятся к сфере ведения нашего комитета по вопросам собственности. В качестве одного из недавних примеров такого успешного взаимодействия можно отметить подготовку при участии двух думских комитетов федерального закона о докапитализации госбанков. Правительство и Банк России получили законодательную возможность заместить ранее предоставленные госбанкам субординированные кредиты на участие в их капитале в форме владения крупными пакетами привилегированных акций.
Беседовала Юлия ТИТОВА,