Стефан Ульчакар
вице-президент банка Lombard Odier
Вице-президент швейцарского банка Lombard Odier Стефан УЛЬЧАКАР в интервью порталу Банки.ру рассказал об особенностях управления счетом в швейцарском банке и тенденциях в направлении privat banking.
— Кого Lombard Odier считает целевыми клиентами?
— Наша глобальная политика нацелена на работу с состоятельными клиентами, которые готовы на долгосрочной основе разместить в Lombard Odier не менее нескольких миллионов швейцарских франков. Банк был основан в 1796 году и входит в число старейших частных банков в Швейцарии и мире. При этом у нас нет фиксированного минимального требования к инвестируемому капиталу, особенно с учетом специфики российского рынка. Иногда мы открываем счета для перспективных клиентов и с меньшим размером активов. Нам также известно о том, что по сравнению с остальным миром отток капитала из России — более распространенное явление. Обычно клиент открывает счет, продав свою компанию, после чего использует часть денег для начала нового предприятия, получает доход от операций с недвижимостью и так далее. Нам известна местная специфика, и мы можем предложить гибкие решения по инвестированию в высоколиквидные активы.
— В чем специфика управления счетом в швейцарском банке?
— Нужно четко понимать: счет открывается в Швейцарии. Это означает, что он находится в юрисдикции Швейцарии и на него распространяются законы и банковские нормы этой страны. В частности, мы должны четко знать, кто является владельцем счета и фактическим собственником активов. Нам также необходимо знать источник происхождения средств и подтверждение этому. Например, если перспективный клиент занимает высокую должность в банке или компании и приносит нам пару миллионов долларов, мы считаем это нормальным. Но мы не сможем принять деньги от человека с миллионами, происхождение которых никак не подтверждается. Что касается управления активами, у клиента есть возможность доверить это банку. Банк, в свою очередь, составляет предложение по инвестициям, которое будет соответствовать требованиям клиента по таким параметрам, как доход на инвестиции, риск и ликвидность, и включать целый спектр финансовых продуктов: от прямого доступа к акциям и облигациям, долговых инструментов на развивающихся и развитых рынках до диверсифицированного предложения на валютном рынке. После того как клиент одобрил предложение, банк будет управлять его портфолио на ежедневной основе, постоянно адаптируя его для получения максимального результата, но в то же время соблюдая требования клиента. Естественно, клиента мы всегда держим в курсе происходящего и консультируемся с ним по серьезным вопросам, касающимся его счета. Клиент и его деньги защищены, прежде всего, тем фактом, что банковская система Швейцарии — одна из самых надежных в мире, вкупе с профессиональной деятельностью нашего Центрального банка. Кроме того, у банка Lombard Odier нет долгов и рейтинг «AA» по Fitch.
— Сколько клиентов у Lombard Odier в России?
— Это конфиденциальная информация. В прошлом банк преимущественно работал с клиентами в странах Западной Европы. Теперь значительную долю составляют клиенты из России и с других развивающихся рынков – Объединенных Арабских Эмиратов, Китая. Причем потенциал роста для нас здесь намного выше.
Что касается российского капитала, всем известно, что он преимущественно сосредоточен в Москве, и мы не исключение. В Москве у нас и работает представительство банка. Но помимо столицы интерес для нас представляют Санкт-Петербург и другие города-миллионники.
— Насколько отличаются российские инвесторы от инвесторов других стран?
— В России популярно инвестировать в недвижимость или бизнес. Однако инвестирование в финансовые активы вызывает у людей недоумение и непонимание. Отчасти это объясняется тем, что финансовое планирование тесно связано с эмоциональными и трудно прогнозируемыми событиями в жизни человека. Например, свадьба, рождение детей, изменение профессиональной ситуации, выход на пенсию…
Можно сказать, что подобные события на том или ином этапе переживают все инвесторы. При этом только финансовые вложения обладают должным уровнем ликвидности, в отличие от недвижимости, которую в определенных фазах экономического цикла в лучшем случае можно реализовать только с большим убытком.
— Какие тенденции развития в сфере private banking вы видите в России в ближайшем будущем?
— Клиенты ожидают от банка больше инвестиционных рекомендаций. Это означает рост доли управляемых счетов. Как только они станут прибыльными, их количество превысит количество других видов счетов.
Одновременно клиенты желают получать от банка больше информации о ситуации в экономике и принимаемых инвестиционных решениях, а не просто пассивно наблюдать за состоянием своего счета. В этом отношении наличие представительства в стране — явный плюс для клиентов. В целом финансовое планирование становится среди российских клиентов все более популярным. Если раньше вопросы выхода на пенсию и передачи благосостояния, то есть капитала, по наследству представляли для российских клиентов меньший интерес в силу их более молодого состава по сравнению с Западной Европой, теперь ситуация изменилась.
— На что следует обращать внимание инвесторам при выборе того или иного инструмента вложений?
— В основе правильного управления активами лежит вдумчивое финансовое планирование. Надо отвечать себе на ряд вопросов. Сколько денег мне понадобится? Когда? Зачем? Как мне передать свое благосостояние? Кому? Как обеспечить должную защиту моих интересов и интересов моих родственников? Рассматривая финансовые активы в качестве заначки, сберегаемой на будущее, необходимо определиться по таким вопросам, как доходность, уровень рисков и ликвидности, диверсификация, нормативно-правовые аспекты. Поэтому просто хранить деньги на классическом банковском счете — не самый лучший вариант. Целесообразнее активно управлять капиталом с учетом своих потребностей и предпочтений.
— Как вы оцениваете общее состояние экономики России? В частности, как скажутся последствия санкций против России на поведении инвесторов?
— Рубль восстановил свои позиции по сравнению с острой фазой кризиса, когда евро стоил 51 рубль. Но и сейчас евро все еще стоит дорого. В 2014 году рост ВВП прогнозируется максимум на уровне лишь 1%, хотя некоторые представители бизнеса уже говорят о рецессии. С одной стороны, растет просрочка по кредитам, а замедление темпов роста потребительского кредитования сказывается на потреблении. С другой — инвестиции остаются на низком уровне. Это означает существенную зависимость экономики от госрасходов и цен на нефть. При этом появляются также возможности для импортозамещающего производства. Например, промтоваров, продуктов питания. К этому же сейчас, кстати, стремятся и США. Сами санкции пока имеют ограниченное влияние на российскую экономику, поскольку затрагивают небольшой круг физических лиц. Очевидно, ситуация кардинально изменится, если санкции будут распространены на целые сектора экономики, в частности на банки и энергетику.
Беседовала Анна БРЫТКОВА,