Игорь Смуров, Росбанк: «Поднимешь ставку сегодня, завтра клиент к тебе не придет» - «Интервью» » Новости Банков России

Интервью

Игорь Смуров, Росбанк: «Поднимешь ставку сегодня, завтра клиент к тебе не придет» - «Интервью»


Региональный директор Уральского филиала Росбанка о том, как банк с иностранным участием в капитале планирует пережить этот год в России и что будет с экономикой страны в целом.
Текущий год для иностранных банков в России выдался отнюдь не простым. Одна за другой международные банковские группы заявляют о планах свернуть свой бизнес в нашей стране. Росбанк, входящий в международную финансовую группу Societe Generale, в этой череде стоит особняком: ни отделения, ни персонал почти не сокращают, но и об амбициозных планах не заявляют. Региональный директор Уральского филиала Росбанка Игорь Смуров в интервью bankinform.ru рассказал о том, как банк намерен прожить этот год: в чем готов потерять, а где заработать.

- Многие банки с иностранным участием в конце 2014 года приняли решение сократить свой бизнес в России. Сеть отделений в регионах оптимизировали Райффайзенбанк и Нордеа, Хоум Кредит Банк заявил о масштабном сокращении персонала. Что происходит в Росбанке - ждать ли нам сокращения офисов и, как следствие, людей?
- Турбулентные события в экономике страны, происходившие в конце прошлого года, привели к разбалансировке финансовой системы, и их последствия ещё долго будут сказываться в разных секторах экономики России. Сейчас мы можем говорить о том, что ситуация уже перестала носить турбулентный характер и постепенно стабилизируется, макроэкономические показатели приходят к более умеренным значениям.

В этой связи стратегии банков также изменились: кредитные организации ищут новые направления для развития бизнеса и сокращения издержек. Эта задача является ключевой для всех игроков. Мы наблюдаем сильнейшее снижение потребительского спроса на рынке кредитования - люди экономят. Снижение розничного кредитования в текущем квартале составило 9,8%. Если до 2014 года мы жили в условиях бума потребкредитования, и долгосрочные стратегии банки строили исходя из постоянно растущей прибыли от розничного бизнеса, то сейчас все поменялось.

На Урале мы закрыли только один офис. Правильнее будет сказать даже не закрыли, а объединили с другим и открыли новый офис в просторном помещении в экономически более динамичном районе. Еще один наш офис переехал с улицы Щорса на Чайковского: из старого кирпичного здания отделение переместилось в большой жилой комплекс, при этом географически место его расположения почти не изменилось.


- Выходит, для вас 2015-й стал годом переездов?
- Это чуть больше, чем просто переезды. Модернизация сети, которую мы начали еще в прошлом году в рамках реализации новой стратегии бизнеса, подразумевает тщательную оценку коммерческой эффективности сети, а также бизнес-логистики. Мы стали искать лучшие места в городах присутствия, внимательно оценивать все характеристики и состояние помещений. Сейчас выбрать подходящие арендные площади стало чуть проще. Все это положительно сказывается на сокращении издержек и служит задачам повышения рентабельности филиальной сети.

- После отзыва лицензий у ряда банков, представленных в Уральском регионе, высвободилось достаточно много помещений, пригодных для использования банками. Не думали выкупить пару-тройку офисов?
- Нет, такой цели нет. Я вообще не считаю, что эти площади будут востребованы банками, потому что рынок сильно сжался. Пока мы не видим никаких предпосылок для быстрого восстановления спроса и разворота тренда.

- Тем не менее, ваши коллеги по рынку говорят о том, что за апрель выдали кредитов больше, чем за весь предыдущий квартал.
- Да, в апреле мы, действительно, отмечали определенное движение на рынке. Но если мы будем сравнивать цифры не с первым кварталом 2015 года, а с апрелем 2014 года, то вы сразу увидите разницу.

 


 

- В этой сложной ситуации, когда непонятно, как все будет развиваться, какие сегменты рынка будут ключевыми?
- Нам есть чем гордиться: Уральский филиал Росбанка успешно завершил и предыдущий год, и первый квартал текущего года. Ссудный портфель по корпоративным клиентам вырос, причем значительно, портфель документарных операций мы увеличили в два раза. Благодаря тому, что банк всегда придерживался консервативной политики в области рисков, качество розничного портфеля также остается достаточно высоким.

Росбанк работает со всеми отраслями российской экономики. Приоритет стараемся отдавать тем секторам, в которых у нас есть ключевые преимущества. Это, например, добывающие компании. Кроме того, мы видим некоторое оживление в секторах, связанных с импортозамещением. Так, мы активно кредитуем компании по производству молочной и мясной продукции. Этот бизнес получил конкурентное преимущество и активно растет после введения эмбарго со стороны России на ввоз аналогичной продукции из стран Запада. Появилась рыночная ниша, которую оперативно стали заполнять российские производители.

- Совсем недавно произошла передача ипотечного бизнеса от Росбанка к банку ДельтаКредит. Расскажите, как это изменит жизнь ваших действующих и потенциальных ипотечных клиентов?
- Для действующих клиентов не изменится ровным счетом ничего: мы продолжаем обслуживать текущий портфель кредитов. Новым клиентам будут предлагаться ипотечные программы по стандартам ДельтаКредит в офисах Росбанка. В дальнейшем клиент будет вносить ежемесячные платежи на открытый в Росбанке счет, то есть станет и нашим клиентом, сможет использовать все возможности для расчетного обслуживания, включая удобные дистанционные сервисы.

 


 

- Вы упомянули о том, что в непростой период вам удалось существенно нарастить корпоративный кредитный портфель. За счет чего?
- Вы все помните, как в декабре 2014 года ЦБ резко поднял ключевую ставку до 17%. Следом банки вынуждены были поднимать ставки по всем видам кредитования. Если в начале 2014 года бизнес брал кредит под 13-14% годовых, то уже к концу года вынуждены были отдавать по ставке 30% и выше.

В этот период мы приняли важное решение - не изменять свою процентную политику. Ни одному заемщику мы не повысили ставку по ранее выданному кредиту. За счет этого нам удалось не только удержать клиентов, но и остаться с ними в хороших отношениях с перспективой дальнейшего долгосрочного взаимодействия.

- Как вам это удалось? Ресурсы-то подорожали?
- Мы пользуемся в том числе и ресурсами ЦБ, но очень умеренно: ключевая ставка напрямую не влияет на стоимость кредитов. К тому моменту у нас был накоплен приличный запас прочности, Росбанк мог себе позволить не спекулировать на ставках в моменте. Да, можно было неплохо заработать, но мы понимали: поднимешь ставку сегодня, завтра клиент к тебе не придет.

- Кто ваши основные клиенты?
- Это, в основном, крупные производственные предприятия, многие - из сферы металлургии и пищевой промышленности. В этом списке пока нет крупных торговых сетей. Но мы надеемся, что в этом году начнем работать и с ритейлерами. С точки зрения банка это хороший заемщик, поскольку продовольственные товары всегда будут пользоваться спросом. Также особое внимание по-прежнему будем уделять экспортоориентированным предприятиям. Как международный банк, мы многое можем им предложить в рамках обслуживания компаний за рубежом через подразделения группы Societe Generale по всему миру.

Вообще,в этом году именно корпоративные клиенты - наш приоритет и локомотив, который вытянет бизнес, пока спрос в розничном бизнесе не начнет снова расти.

 


 

- А малый и средний бизнес вам интересен?
- С конца прошлого года мы ведем очень осторожную политику в отношении МСБ, поскольку малый бизнес является своего рода индикатором ситуации на рынке. Сейчас мы постепенно активизируем работу по нашим программам кредитования небольших предприятий. Но тут, как и в рознице, пока взрывного роста мы не ждем. Предпринимателям крайне сложно сегодня развивать свой бизнес, а тем более обслуживать кредит с высокой ставкой.

- Вы ожидаете, что ключевую ставку еще снизят?
- Мы приветствуем действия ЦБ по снижению ключевой ставки. Вместе с тем, для того чтобы максимально быстро повлиять на деловую активность регулятору необходимо вернуть ставку, как минимум, на уровень 10%. По мере снижения ключевой ставки, мы ожидаем, что спрос на корпоративное кредитование увеличится, ожидания компаний будут более позитивными, что приведет к разморозке инвестиционных проектов.

- Если геополитический фон зафиксировать, то чего вы ждете к концу 2015 года?
- Безусловно, мы ожидаем оживления в сфере корпоративного кредитования к концу года. Однако бурного роста ждать не стоит, с учетом текущего замедления мы прогнозируем рост в пределах 5% при условии, что ожидания рынка по снижению ключевой ставки и действия ЦБ совпадут.

В рознице произойдет снижение портфеля, такая же ситуация будет и по кредитам МСБ. Самая главная задача в этом сегменте - сохранить качество кредитного портфеля.

 


Региональный директор Уральского филиала Росбанка о том, как банк с иностранным участием в капитале планирует пережить этот год в России и что будет с экономикой страны в целом. Текущий год для иностранных банков в России выдался отнюдь не простым. Одна за другой международные банковские группы заявляют о планах свернуть свой бизнес в нашей стране. Росбанк, входящий в международную финансовую группу Societe Generale, в этой череде стоит особняком: ни отделения, ни персонал почти не сокращают, но и об амбициозных планах не заявляют. Региональный директор Уральского филиала Росбанка Игорь Смуров в интервью bankinform.ru рассказал о том, как банк намерен прожить этот год: в чем готов потерять, а где заработать. - Многие банки с иностранным участием в конце 2014 года приняли решение сократить свой бизнес в России. Сеть отделений в регионах оптимизировали Райффайзенбанк и Нордеа, Хоум Кредит Банк заявил о масштабном сокращении персонала. Что происходит в Росбанке - ждать ли нам сокращения офисов и, как следствие, людей? - Турбулентные события в экономике страны, происходившие в конце прошлого года, привели к разбалансировке финансовой системы, и их последствия ещё долго будут сказываться в разных секторах экономики России. Сейчас мы можем говорить о том, что ситуация уже перестала носить турбулентный характер и постепенно стабилизируется, макроэкономические показатели приходят к более умеренным значениям. В этой связи стратегии банков также изменились: кредитные организации ищут новые направления для развития бизнеса и сокращения издержек. Эта задача является ключевой для всех игроков. Мы наблюдаем сильнейшее снижение потребительского спроса на рынке кредитования - люди экономят. Снижение розничного кредитования в текущем квартале составило 9,8%. Если до 2014 года мы жили в условиях бума потребкредитования, и долгосрочные стратегии банки строили исходя из постоянно растущей прибыли от розничного бизнеса, то сейчас все поменялось. На Урале мы закрыли только один офис. Правильнее будет сказать даже не закрыли, а объединили с другим и открыли новый офис в просторном помещении в экономически более динамичном районе. Еще один наш офис переехал с улицы Щорса на Чайковского: из старого кирпичного здания отделение переместилось в большой жилой комплекс, при этом географически место его расположения почти не изменилось. - Выходит, для вас 2015-й стал годом переездов? - Это чуть больше, чем просто переезды. Модернизация сети, которую мы начали еще в прошлом году в рамках реализации новой стратегии бизнеса, подразумевает тщательную оценку коммерческой эффективности сети, а также бизнес-логистики. Мы стали искать лучшие места в городах присутствия, внимательно оценивать все характеристики и состояние помещений. Сейчас выбрать подходящие арендные площади стало чуть проще. Все это положительно сказывается на сокращении издержек и служит задачам повышения рентабельности филиальной сети. - После отзыва лицензий у ряда банков, представленных в Уральском регионе, высвободилось достаточно много помещений, пригодных для использования банками. Не думали выкупить пару-тройку офисов? - Нет, такой цели нет. Я вообще не считаю, что эти площади будут востребованы банками, потому что рынок сильно сжался. Пока мы не видим никаких предпосылок для быстрого восстановления спроса и разворота тренда. - Тем не менее, ваши коллеги по рынку говорят о том, что за апрель выдали кредитов больше, чем за весь предыдущий квартал. - Да, в апреле мы, действительно, отмечали определенное движение на рынке. Но если мы будем сравнивать цифры не с первым кварталом 2015 года, а с апрелем 2014 года, то вы сразу увидите разницу. - В этой сложной ситуации, когда непонятно, как все будет развиваться, какие сегменты рынка будут ключевыми? - Нам есть чем гордиться: Уральский филиал Росбанка успешно завершил и предыдущий год, и первый квартал текущего года. Ссудный портфель по корпоративным клиентам вырос, причем значительно, портфель документарных операций мы увеличили в два раза. Благодаря тому, что банк всегда придерживался консервативной политики в области рисков, качество розничного портфеля также остается достаточно высоким. Росбанк работает со всеми отраслями российской экономики. Приоритет стараемся отдавать тем секторам, в которых у нас есть ключевые преимущества. Это, например, добывающие компании. Кроме того, мы видим некоторое оживление в секторах, связанных с импортозамещением. Так, мы активно кредитуем компании по производству молочной и мясной продукции. Этот бизнес получил конкурентное преимущество и активно растет после введения эмбарго со стороны России на ввоз аналогичной продукции из стран Запада. Появилась рыночная ниша, которую оперативно стали заполнять российские производители. - Совсем недавно произошла передача ипотечного бизнеса от Росбанка к банку ДельтаКредит. Расскажите, как это изменит жизнь ваших действующих и потенциальных ипотечных клиентов? - Для действующих клиентов не изменится ровным счетом ничего: мы продолжаем обслуживать текущий портфель кредитов. Новым клиентам будут предлагаться ипотечные программы по стандартам ДельтаКредит в офисах Росбанка. В дальнейшем клиент будет вносить ежемесячные платежи на открытый в Росбанке счет, то есть станет и нашим клиентом, сможет использовать все возможности для расчетного обслуживания, включая удобные дистанционные сервисы. - Вы упомянули о том, что в непростой период вам удалось существенно нарастить корпоративный кредитный портфель. За счет чего? - Вы все помните, как в декабре 2014 года ЦБ резко поднял ключевую ставку до 17%. Следом банки вынуждены были поднимать ставки по всем видам кредитования. Если в начале 2014 года бизнес брал кредит под 13-14% годовых, то уже к концу года вынуждены были отдавать по ставке 30% и выше. В этот период мы приняли важное решение - не изменять свою процентную политику. Ни одному заемщику мы не повысили ставку по ранее выданному кредиту. За счет этого нам удалось не только удержать клиентов, но и остаться с ними в хороших отношениях с перспективой дальнейшего долгосрочного взаимодействия. - Как вам это удалось? Ресурсы-то подорожали? - Мы пользуемся в том числе и ресурсами ЦБ, но очень умеренно: ключевая ставка напрямую не влияет на стоимость кредитов. К тому моменту у нас был накоплен приличный запас прочности, Росбанк мог себе позволить не спекулировать на ставках в моменте. Да, можно было неплохо заработать, но мы понимали: поднимешь ставку сегодня, завтра клиент к тебе не придет. - Кто ваши основные клиенты? - Это, в основном, крупные производственные предприятия, многие - из сферы металлургии и пищевой промышленности. В этом списке пока нет крупных торговых сетей. Но мы надеемся, что в этом году начнем работать и с ритейлерами. С точки зрения банка это хороший заемщик, поскольку продовольственные товары всегда будут пользоваться спросом. Также особое внимание по-прежнему будем уделять экспортоориентированным предприятиям. Как международный банк, мы многое можем им предложить в рамках обслуживания компаний за рубежом через подразделения группы Societe Generale по всему миру. Вообще,в этом году именно корпоративные клиенты - наш приоритет и локомотив, который вытянет бизнес, пока спрос в розничном бизнесе не начнет снова расти. - А малый и средний бизнес вам интересен? - С конца прошлого года мы ведем очень осторожную политику в отношении МСБ, поскольку малый бизнес является своего рода индикатором ситуации на рынке. Сейчас мы постепенно активизируем работу по нашим программам кредитования небольших предприятий. Но тут, как и в рознице, пока взрывного роста мы не ждем. Предпринимателям крайне сложно сегодня развивать свой бизнес, а тем более обслуживать кредит с высокой ставкой. - Вы ожидаете, что ключевую ставку еще снизят? - Мы приветствуем действия ЦБ по снижению ключевой ставки. Вместе с тем, для того чтобы максимально быстро повлиять на деловую активность регулятору необходимо вернуть ставку, как минимум, на уровень 10%. По мере снижения ключевой ставки, мы ожидаем, что спрос на корпоративное кредитование увеличится, ожидания компаний будут более позитивными, что приведет к разморозке инвестиционных проектов. - Если геополитический фон зафиксировать, то чего вы ждете к концу 2015 года? - Безусловно, мы ожидаем оживления в сфере корпоративного кредитования к концу года. Однако бурного роста ждать не стоит, с учетом текущего замедления мы прогнозируем рост в пределах 5% при условии, что ожидания рынка по снижению ключевой ставки и действия ЦБ совпадут. В рознице произойдет снижение портфеля, такая же ситуация будет и по кредитам МСБ. Самая главная задача в этом сегменте - сохранить качество кредитного портфеля.
0
Другие новости

Это может то, что вы искали