В добрый путь. В России гражданин теперь может официально стать банкротом
1 октября вступил в силу долгожданный закон о банкротстве физлиц. Некоторые заемщики-должники утром уже отправились в суд, в то время как другие решили занять выжидательную позицию и посмотреть, как работает новый закон. Банки.ру прожил первый день закона о банкротстве вместе с адвокатами и банкирами.
По информации агентства «Интерфакс», в Арбитражный суд Москвы уже утром 1 октября поступило 108 заявлений, из них 79 от банков. В картотеке арбитражного суда в целом по России среди истцов пока высвечиваются Сбербанк и банк «Снежинский».
Партнер коллегии адвокатов «Град» Сергей Ященко рассказывает, что в их компании клиент уже подал документы на банкротство и сразу столкнулся с проблемой. «Ожидаем, что заявление останется без движения, потому что там есть некоторые технические проблемы, — говорит адвокат. — По закону должник должен внести на депозит арбитражного суда 10 тысяч рублей за услуги финансового управляющего. Однако для того, чтобы внести депозит, надо указать номер дела, который присваивается только после принятия заявления. Поэтому возникают трудности. Возможно, в судах есть какая-то внутренняя инструкция, объясняющая, что делать в таких случаях. Однако на сайте арбитражного суда она не вывешена».
По ожиданиям адвоката, проблема будет решена минимум через неделю. «Сейчас у арбитража и так высокая нагрузка. Заявление же решили все равно подать – мало ли, в ходе проверки обнаружится нехватка еще каких-документов», – поясняет Ященко.
Прямо 1 октября обратился в суд о банкротстве и победитель конкурса «Банкротство в подарок», учрежденного челябинским социальным проектом «Стоп! Коллектор!». «Мы выезжаем в суд с нашим победителем, который наиболее активно собирал документы, – рассказывает организатор проекта Вячеслав Курилин. – Мы знали о проблемах с номером дела. Написали ходатайство об отсрочке внесения депозита. Сейчас мы сможем подать документы, а депозит сможем подать позже».
В январе 2015 года организаторы конкурса «Банкротство в подарок» принимали истории сложных кредитных ситуаций, из их авторов выбрали победителя, которому будет оказываться юридическая помощь в реструктуризации долга. Победителем стала Дарья Расторгуева, семья которой в 2008 году при поддержке большого количества поручителей купила дом в ипотеку в Сбербанке в городе Челябинске по цене 8 млн рублей.
«На тот момент мы имели стабильный, прибыльный бизнес и полную уверенность в завтрашнем дне, – рассказывает Дарья. – Но в 2009 году в результате финансового кризиса наше предприятие стало убыточным, и мы вынуждены были прекратить выплаты по ипотечному кредиту. Наш банк, откровенно говоря, был лоялен к нам – сильно не давил, всю процедуру взыскания проводил с учетом действующего законодательства. Но проблема была в том, что дом мы приобрели в пиковых ценах 2008 года. А после кризиса цена недвижимости резко сократилась, и наш дом уже не имел прежней ценности. Реализация дома по цене в два раза меньше суммы долга не имела смысла, так как не снимала бы с нас сложность погашения остальной суммы».
Ситуация осложнилась в 2014 году – долг Дарьи был перепродан коллекторам. «В настоящее время, насколько мне известно, коллектор готовит иск о присуждении мне неполученных неустоек и пеней за период просрочки на сумму еще около 6–7 миллионов. И, что самое обидное, у него есть все шансы его выиграть! Таким образом, долг моей семьи перед банками, управлением Федеральной службы судебных приставов и коллекторами составит порядка 17–18 миллионов», – переживает Дарья.
«У нас никто в суды не побежал, – сообщил юрист коллегии адвокатов «Железников и партнеры» Вячеслав Голенев. – Этим законом больше пугали. Процедура дорогая для «физиков», потому что необходимо нанимать юриста, также из средств гражданина будут оплачиваться оценщик и услуги финансового управляющего. Документы для банкротства собирать довольно сложно, неподготовленному человеку просто вернут заявление. Среди потенциального круга клиентов, интересующихся сопровождением банкротства, есть интерес, но пока он не стал предметным».
Опрошенные нами банки тоже пока не готовы банкротить своих заемщиков. «Как нам представляется, суды еще не вполне готовы к тому, чтобы начать формировать единообразную правоприменительную практику, поэтому пока нам видится целесообразным понаблюдать за ней со стороны. Возможно, где-нибудь через полгода работы закона, когда тенденции в судебной практике приобретут более-менее стабильный характер, мы воспользуемся соответствующими правами в полной мере», – говорит руководитель главной исполнительной дирекции корпоративного управления и правового обеспечения банка «Уралсиб» Нина Семина.
«Банк сегодня заявлений об инициировании банкротства должников-физлиц в суд не подавал. Сначала Росбанк планирует оценить практику применения процедуры банкротства по должникам – физическим лицам. В дальнейшем, возможно, используем свое право инициировать процедуру банкротства в отношении 5–10 должников в различных регионах», – рассказал Банки.ру директор департамента по работе с просроченной задолженностью Росбанка Игорь Шкляр.
Юлия ТИТОВА,