Дальнейшее укрепление рубля может заставить ЦБ подумать об укреплении доллара
В марте реальный курс рубля к доллару укрепился на 10% по отношению к февралю, следует из данных ЦБ. Это происходит на фоне резкого сокращения профицита текущего платежного баланса и угрозы разрастания дефицита бюджета из-за укрепления рубля. Банки.ру спросил экономистов, стоит ли ожидать повторения сценария весны прошлого года, когда Банк России с помощью словесных и финансовых интервенций не дал курсу опуститься ниже 50 рублей за доллар.
На фоне роста мировых цен на нефть 11 апреля рубль и фондовый индекс РТС обновили годовые максимумы. Реальный курс рубля к доллару укрепился в марте на 10% по отношению к февралю и на 0,6% с начала года, следует из статистической сводки Центробанка «Основные производные показатели динамики обменного курса рубля в январе — марте 2016 года». При этом, по статистике ЦБ, профицит текущего счета платежного баланса в I квартале 2016 года сократился более чем в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 11,7 млрд долларов против 30 млрд в I квартале 2015-го. Сокращение произошло из-за уменьшения более чем вдвое положительного сальдо внешней торговли товарами в условиях значительного снижения экспорта при замедлении падения импорта, поясняет Банк России.
В конце марта аналитики Росбанка порекомендовали покупать доллар — в преддверии валютных интервенций ЦБ, так как курс рубля почти на 6% превышал средний прогноз аналитиков на конец 2016 года. По их мнению, это увеличивало вероятность того, что Центробанк начнет совершать интервенции на валютном рынке и продавать рубли. Напомним, весной 2015 года, когда доллар опустился до отметки 50 рублей, Центробанк с помощью таких интервенций и заявлений о намерениях увеличить золотовалютные резервы до 500 млрд долларов в течение 2—3 лет фактически «не пустил» рубль укрепляться далее. После этого доллар в течение нескольких месяцев только рос, начав вновь ослабляться к рублю только в последние два месяца.
«Сильный рубль России невыгоден»
Из-за чересчур крепкого курса рубля ситуация с исполнением доходной части федерального бюджета выглядит весьма драматично, констатирует ведущий аналитик Промсвязьбанка Алексей Егоров. И в апреле, и в предыдущих месяцах этого года рублевая стоимость нефти находится ниже заложенной в бюджете (50 долларов за баррель. — Прим. ред.), указывает он, что ставит под сомнение получение запланированных доходов на этот год. При котировках нефти марки Brent вблизи уровня 40 долларов за баррель, плюс если брать заложенную в бюджет стоимость нефти Urals на уровне 3 165 рублей — курс доллара должен находиться выше 80 рублей, говорит эксперт (на 12 апреля официальный курс установлен на уровне 67,1 рубля за доллар). С учетом тренда на импортозамещение и развитие экспорта сильный рубль России невыгоден, отмечает член президиума «Деловой России» Анна Нестерова.
Банки.ру спросил у экономистов, пойдет ли Банк России снова на искусственное ослабление рубля, чтобы не допустить разрастания бюджетного дефицита (запланирован на уровне 3% ВВП), и на какой отметке курса рубля к доллару можно ожидать от ЦБ подобных попыток.
При этом сам регулятор пока таких намерений не высказывает. Искусственное поддержание валютного курса на определенном уровне всегда приводит к негативным последствиям, сказала председатель Центробанка Эльвира Набиуллина в эфире программы «Вести в субботу» 9 апреля. «Искусственно найти какой-то уровень курса, который будет удовлетворять всех, я думаю, практически невозможно, поэтому мы перешли к плавающему курсу рубля», — отметила она. По ее словам, негативными последствиями фиксации валютного курса могут быть и финансовые пузыри, и долларизация экономики. Впрочем, о фиксации рубля никто и не говорит: бизнес жалуется на слишком сильную волатильность курса. В ответ Банк России неоднократно давал понять, что не в состоянии уменьшить эту волатильность и не собирается отказываться от плавающего курса.
Главной причиной такой позиции регулятора является то, что он скептически относится к перспективе восстановления цен на нефть, считает эксперт-аналитик MFX Broker Александр Гриченков: «По мнению Центробанка, нефтяные котировки в любой момент могут снова обрушиться ниже 30 долларов за баррель».
Большинство опрошенных Банки.ру экспертов сходятся во мнении, что пока о сложившихся условиях для выхода ЦБ на валютный рынок говорить рано. Однако при курсе 60—65 рублей за доллар Банк России может начать вмешиваться в процессы курсообразования тем или иным образом. «При цене доллара в 70—73 рубля бюджет можно будет выполнить без увеличения параметров дефицита, а при достижении планки в 65 рублей дефицит начнет разрастаться слишком быстро. Проще всего этот процесс взять под контроль, сыграв на девальвации отечественной валюты», — считает аналитик «Альпари» Анна Бодрова, добавляя, что контролировать курс можно и с помощью сужения денежной массы или путем пополнения Резервного фонда. Тем не менее вряд ли интервенции дадут хороший долгосрочный эффект в случае существенного роста цен на нефть, считает Анна Нестерова из «Деловой России».
«Спусковым крючком» для шагов по сдерживанию национальной валюты для Центробанка скорее послужит не достижение какого-то конкретного обменного курса рубля, а падение рублевой цены нефти ниже 2 600 рублей за баррель, считает Александр Гриченков: «Такая ситуация, например, возможна, если при цене нефти в 40 долларов национальная валюта укрепится до 65 рублей за доллар».
ЦБ пойдет на такую нежелательную меру, как интервенции, только в случае аномального укрепления рубля, не соответствующего внешним условиям, например ситуации на сырьевых рынках, полагает аналитик Росбанка Евгений Кошелев: «В мае — июне 2015 года наблюдалась именно такая ситуация». Она может сложиться и из-за притока спекулятивного капитала, добавляет он.
«Мы определенно не ждем от ЦБ интервенций»
Финансовым властям важен не курс рубля как таковой, а размер бюджетных поступлений с нефтяной отрасли, который определяется соотношением котировок «доллар-рубль» и нефти, считает аналитик ВТБ 24 Алексей Михеев. Нефть в последние недели выросла еще сильнее рубля, ситуация с наполнением бюджета улучшилась, поэтому «у ЦБ, наоборот, стало меньше причин желать ослабления рубля» по сравнению с январем, когда цена нефти проседала до 2 240 рублей за баррель, полагает аналитик. «Мы определенно не ждем от ЦБ РФ интервенций, если и дальше рубль будет расти более медленными темпами, чем нефть, что приведет к еще большему росту цены нефти в рублях», — говорит Михеев.
Нынешнее укрепление рубля нельзя сравнивать с прошлогодним, уверен он. «В мае 2015 года при отскоке цены нефти к 70 долларов за бочку пара доллар-рубль проседала до 47, и ЦБ только после этого начал интервенции. Но тогда был совсем другой бюджет, а нефть в рублях торговалась по 3 300. Теперь и цена в 3 000 рублей за баррель будет для бюджета комфортным уровнем. А значит, при росте нефти к 60 долларам за баррель мы вполне можем увидеть курс в 50 рублей за доллар», — рассуждает эксперт. Повторение ситуации с курсом в 50, и даже в 60 рублей за доллар в ближайшее время вряд ли возможно, считает главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин, а при текущих ценах на нефть регулятор вряд ли вернется к интервенциям. Кроме того, интервенции могут разогнать инфляцию. И ЦБ прибегнет к ним не раньше, чем показатель инфляции достигнет комфортного уровня. «Во втором полугодии высока вероятность ускорения инфляции, это мой базовый сценарий. Пока, полагаю, ЦБ будет крайне осторожен в части любых возможных вмешательств в денежно-кредитную политику, помимо тех, что он уже производит, — рассуждает эксперт. — В целом, я думаю, регулятор пока все устраивает — с точки зрения текущего уровня ставок, соотношения его с инфляцией, того эффекта, который он оказывает на экономику. В моем понимании стратегия ЦБ сейчас — это выждать».
На данный момент инфляционный фактор выходит на первый план, согласен главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик, а использование слабого рубля для решения бюджетных проблем нецелесообразно. «Действия ЦБ и его позиция сейчас скорее поддерживают рубль, чем наоборот, — говорит эксперт. — Кроме того, в последний месяц мы видим со стороны правительства активизацию собственно бюджетных инструментов для финансирования дефицита». В ближайшие месяцы курс будет колебаться в пределах 67—73 рублей за доллар, прогнозирует Евгений Кошелев из Росбанка.
Предпосылок для интервенций ЦБ нет по крайней мере до июня, когда ожидается повышение учетной ставки США, считает заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Михаил Емельянов. «Пока это ожидание не приобрело зримых очертаний, доллар так и будет падать. Спекулянты бегут от доллара, вкладываются в нефть, в акции, в валюты развивающихся стран, усиливая укрепление рубля. А если американская ФРС четко обозначит тренд на повышение учетной ставки, доллар и без вмешательства ЦБ будет укрепляться, а рубль — падать», — говорит депутат. При этом, по его словам, ЦБ очень осторожно вмешивается в политику валютного курса, и это произойдет не раньше, чем доллар начнет тестировать отметку в 50 рублей.
При этом текущее укрепление рубля ЦБ может использовать для снижения ключевой ставки — это могло бы оказать косвенное влияние на курс валюты, считает Михаил Емельянов.
«В целом за последние годы Банк России продемонстрировал высокую компетентность в формировании инструментов влияния как на рынок процентных ставок, так и на валютный рынок. И мы полагаем, что любые действия регулятора не приведут к резким движениям на рынке», — подытоживает Алексей Егоров из Промсвязьбанка.
Кстати, согласно данным недавнего опроса ВЦИОМ, 68% россиян ожидают через год укрепления российской валюты до 49 рублей за доллар.
Елена ПЕТЕШОВА,