Мегауборка банковской системы может привести к появлению мегасанатора
Масштаб «дыр» в балансах санируемых или лишенных лицензии банков заставил ЦБ заговорить об изменении механизма санации. Вариантов два: коммерческие банки будут санировать коллег за свои, а не за государственные деньги либо этим займется госкорпорация на базе АСВ. Банки.ру вспомнил, как это работало в России в прошлый раз.
ЦБ обсуждает возможность привлечения Агентства по страхованию вкладов (АСВ) в качестве соинвестора в капитале санируемых банков. «Одним из вариантов предоставления кредитов является участие Агентства по страхованию вкладов как инвестора в капитале санируемого банка... Нам хотелось бы сохранить коммерческий интерес частного сектора к этим процессам (санации. — Прим. ред.), поэтому вполне возможно сочетание участия частных инвесторов и государства в этих процессах», — недавно заявил заместитель председателя ЦБ Михаил Сухов, отвечая на вопросы журналистов. Он пояснил, что применявшиеся в последние годы процедуры санации банков зачастую оказывались слишком дорогими, что усложняет продажу уже здорового банка на рынке.
«Условно привлекательные банки»
Сейчас практически все банки-санаторы, принимаясь за работу по оздоровлению какого-то проблемного банка, получают от государства в лице АСВ льготные займы — на долгие годы и под весьма скромный процент. Так, кредит СМП Банку на санацию Мособлбанка был предоставлен на десять лет под 0,51% годовых. Сказочные условия.
Но, по словам Сухова, экономия государственных средств всегда являлась задачей Центробанка. Поэтому если финансовое оздоровление банков будет начинаться на более ранней стадии, чем сейчас, это может помочь государству и частному капиталу создать более широкий спектр инструментов для оздоровления, чем прямое вливание денег в капитал финансовых учреждений.
По замыслу ЦБ, мегасанатор (АСВ) в будущем, получая кредит на санацию, сможет лишь примерно половину этих средств напрямую направить на «затыкание дыр», а остальные передать стратегическому инвестору. Но для этого спасаемые банки должны быть в таком «условно привлекательном» состоянии, чтобы в них сразу мог зайти сторонний инвестор, уверен Сухов. При этом способе оздоровления надо смотреть «в оба конца движения денег», пояснил зампред ЦБ. То есть надо контролировать вход денег и вывод их из капитала банка. Потому что когда средства даются на кредитной основе, они в качестве отработанного кредита и возвращаются. А вот когда инвестор входит в капитал, рано или поздно встанет вопрос реализации акций, которые получает такой инвестор.
Проблема заключается в том, что на акции банков сейчас нет спроса. Так, Сухов вспомнил ситуацию с санацией банка «Российский Капитал». По его словам, АСВ обязано в течение недели после обращения потенциального инвестора продать акции «Российского Капитала», если предлагаемая цена устроит АСВ и государство, которое за АСВ стоит, с точки зрения окупаемости уже вложенных средств. «Но сейчас спроса нет ни на какие банки, да и вообще на рынке сегодня можно купить банк за половину от его капитала», — посетовал Михаил Сухов. При этом АСВ не имеет права продать санируемый банк по цене ниже капитала.
Но так было не всегда. В период до кризиса 2008 года банки в России продавались по цене от 2 до 4 капиталов. Самая крупная в этом отношении сделка того периода — покупка Инвестсбербанка в 2006 году венгерской группой OTP за 5,79 капитала.
Триумфальное АРКО
Идея санировать банки за счет государства через специальную государственную корпорацию родилась не сегодня. Российские банки сильно пострадали в 1998 году от рискованной политики работы на рынке госдолга. И когда правительство заморозило выплаты по государственным краткосрочным облигациям (ГКО), большинство банков банально «пришли в негодность», утратив ликвидность. Практически вся она в ГКО и «замерзла».
Для разбора банковских завалов в конце ноября 1998 года Центральный банк приступил к созданию специализированной организации, которая была призвана спасать отечественную финансовую систему. В декабре 1998 года было принято решение об учреждении Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Учредителями АРКО выступили Российский фонд федерального имущества — у него был 51% капитала АРКО — и Банк России с пакетом в 49%. Агентство было создано в виде закрытого акционерного общества с уставным капиталом в размере 10 млрд рублей. 22 марта 1999 года АРКО получило лицензию Банка России.
Сначала банки сдавались на реструктуризацию в АРКО добровольно. Но в июне 1999 года Госдума утвердила закон «О реструктуризации кредитных организаций». После этого АРКО получило право санировать проблемные банки, не ожидая на это разрешения акционеров и менеджмента. Правда, уже на тот момент было ясно, что в большинстве потенциальных клиентов АРКО санировать нечего — их проще ликвидировать.
До июня 1999 года АРКО успело принять решение о санации восьми банков. Это были АвтоВАЗбанк (Тольятти), Инвестбанк (Калининград), четыре кемеровских банка — Кузбасспромбанк, Кузбассоцбанк, Кузбассугольбанк и банк «Кемерово». Были в «портфеле» АРКО и московские банки — «Российский Кредит» и Промстройбанк. Мероприятия по санации начаты в отношении двух банков — АвтоВАЗбанка и Инвестбанка. На середину апреля 2016 года от большинства этих банков не осталось никаких следов.
Всего на середину 1999 года Центробанк насчитал 150 кредитных организаций — кандидатов на реструктуризацию с участием АРКО.
АРКО заходил в банк, и если после обследования его состояния экспертами агентства оно отказывалось от санации, в течение 15 дней после такого решения ЦБ был обязан отозвать у банка лицензию.
На спасение за счет средств АРКО могли рассчитывать те банки, которые в течение последних шести месяцев до момента их взятия на реструктуризацию имели: не менее 1% частных вкладов от совокупной доли вкладов граждан во всех российских банках; не менее 1% активов от совокупной доли активов всех российских банков в виде предоставленных юридическим лицам кредитов (кроме кредитов, предоставленных банкам); не менее 20% частных вкладов от совокупной доли вкладов граждан в банках, расположенных на территории субъекта России (включая филиалы кредитных организаций, головные офисы которых расположены на территории иных субъектов РФ); не менее 20% активов от совокупной доли активов банков, расположенных на территории субъекта РФ (включая филиалы кредитных организаций, головные офисы которых расположены на территории иных субъектов РФ).
Такие банки переходили под управление агентства, если достаточность капитала кредитной организации не превышала 2% и при этом не удовлетворялись требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам. Либо если банк не исполнял обязательные платежи в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты платежа, в связи с отсутствием или недостаточностью средств на его корреспондентских счетах.
В феврале 2004 года АРКО было переименовано в Агентство по страхованию вкладов — АСВ. Частично это было связано с тем, что к 2004 году АРКО уже расчистило авгиевы конюшни банковской системы. Но основная причина смены направления агентства заключалось в том, что в 2004 году начал работать закон о страховании вкладов граждан в коммерческих банках.
Возвращение Будулая
И вот спустя 12 лет на месте АСВ снова могут возродить АРКО. АСВ и сейчас формально обладает полномочиями ликвидатора банков — но уже после того, как у банка отзывают лицензию. Агентство занимается ликвидацией банка в ходе его банкротства. А вот санируют кредитные организации — с привлечением государственных средств — другие банки и даже целые банковские группы.
Практика, согласно которой отчетность санируемых банков банками-санаторами, да и самим Центробанком не раскрывается, в годы кризиса практически стала правилом. Сам факт нераскрытия отчетности санируемого банка не является прямым нарушением закона. Но если банк отчетность публиковал, а потом, перейдя на санацию, ее закрыл, это вредит информационной прозрачности финансового рынка и затрудняет мониторинг процесса оздоровления банков, на которое государство выделяет свои средства, отмечает начальник аналитического отдела е ИК «Велес Капитал» Иван Манаенко. Кроме того, когда отчетность «просто пропадает» из поля зрения, возникает ощущение, что «дыра» у санируемого банка куда больше, чем ее оценки, появляющиеся в СМИ.
Поэтому в недрах регулятора и возникла идея привлекать к санации средства самих кредитных организаций, вызвавшихся спасать других игроков финансового рынка.
Кому это нужно? Никому не нужно
К сожалению, в настоящее время санация за счет средств санатора никому из банков не интересна, и причин тому достаточно много. Кредитные организации, участвующие в настоящее время в санации проблемных банков, по сути, расширяют собственный бизнес в интересующем их сегменте, при этом попутно решая и собственные проблемы, — и все это за счет АСВ, считает старший аналитик Национального рейтингового агентства Егор Иванов. А вот вхождение в капитал «за свой счет» в настоящее время возможно только в случае хорошего финансового состояния приобретаемого банка — и то сделки выверяются с особой тщательностью, оговариваются различные дополнительные условия напоминает Иванов.
Эксперт считает, что добровольно участвовать в санации без финансовой помощи от АСВ в качестве инвестора в обозримом будущем не согласится ни один банк или частный инвестор. Банковский бизнес сам по себе сегодня низкомаржинален, а дополнительные затраты на восстановление финансового состояния санируемого банка увеличат сроки окупаемости проекта в целом, если вообще выведут его в прибыль.
В последнее время в качестве альтернативы санации за счет средств АСВ предлагается вариант санации за счет средств самих кредиторов. Такой вариант выглядит более перспективным. Одновременно необходимо усиление контроля со стороны ЦБ над банками, поскольку в подавляющем большинстве случаев в момент, когда встает вопрос об отзыве лицензии или санации, размер «дыры» становится сравним с размером активов банка, говорит Егор Иванов.
В этом случае возникает вполне логичный вопрос: можно ли было выявить проблемы в банке раньше и не допустить разрастания «дыры» до столь неприличных размеров? К тому же санацию за счет средств кредиторов можно было бы оправдать при относительно небольших размерах «дыры», не более одного капитала. В случаях, когда капитал банка уходит в глубокий минус, спасти его уже не представляется возможным.
Когда санировали лучше
Насколько эффективными были бы те санации, которые в свое время на банках «отработало» АРКО? Об этом в текущих рыночных условиях судить сложно, считает Егор Иванов, поскольку АРКО в основном работало с небольшими региональными банками. В настоящее время, когда финансовый сектор переживает не лучшие времена, развитие банковского сектора в целом ориентировано на укрупнение и еще не закончена работа регулятора по очистке финансовой системы, рыночная привлекательность небольших банков значительно падает, крупным игрокам проще подождать, пока банк «утонет», и занять его место, нежели вкладывать собственные средства на решение его проблем. Причина банальна: вложенные в спасение маленького банка средства просто не окупятся.
«Вариант решения видится в более раннем реагировании регулятора на проблемы в банке и дальнейшей санации за счет средств кредиторов под контролем АСВ», — считает Егор Иванов.
Елена ГОСТЕВА,