Помощь музеям позволяет банкам повышать репутационный капитал
Осенью, благодаря поддержке Сбербанка, 18 музеев в 17 городах России проведут «дни открытых дверей»: вход для посетителей будет бесплатным. Пока ГМИИ имени Пушкина и Русский музей готовятся к очередям, Банки.ру выяснил, какие банки особенно щедро финансируют проекты в сфере искусства.
Если все театры начинаются с вешалки, то столичный «Гоголь-центр» — с номерков, на которых выгравирована эмблема Альфа-Банка. «Гоголь-центр» был создан в конце 2012 года на базе Московского драматического театра имени Гоголя: художественным руководителем стал модный режиссер-экспериментатор Кирилл Серебренников, первым решением которого на новом посту стала смена старой труппы на новую, более молодую. Пока оставшиеся без работы актеры писали петиции, где обвиняли Серебренникова в попытке отвергнуть принципы Станиславского, новый худрук не терял времени даром и нашел спонсора, готового оплатить его замыслы, — спонсором стал Альфа-Банк. Сейчас, говорят в театре, от сотрудничества с банком остались только номерки, однако цель была достигнута: на месте театра с пропахшим нафталином репертуаром возник новый — со спектаклями модных режиссеров, книжным, кофейнями и лекциями, на которых любит собираться московская богема.
«Основными направлениями благотворительности для нас всегда были культура и искусство, как классическое, так и современное», — говорит начальник отдела международных, специальных и благотворительных проектов Альфа-Банка Анастасия Глухова. Что неудивительно: председатель совета директоров «Альфа-Групп» Петр Авен — один из самых увлеченных в России коллекционеров живописи XIX—XX веков. Особенно почитает Петр Олегович авангард –— «Эскиз и импровизации № 8» Кандинского и «Три акробата» Шагала он приобрел соответственно за 23 млн и 13 млн долларов, а его коллекция майолики Врубеля больше, чем у Третьяковки и Русского музея.
Часто Авен лично принимает участие в обсуждениях спонсорства Альфа-Банком тех или иных культурных проектов, а самые крупные из них и вовсе не могут быть запущены без последнего слова президента, говорят в кредитной организации. При этом он является сопредседателем попечительского совета Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (вместе с вице-премьером Ольгой Голодец), а также попечителем британской Королевской академии искусств.
Другой известный коллекционер искусства среди банкиров — Алексей Ананьев, совладелец Промсвязьбанка. Правда, авангард он обходит стороной: слишком большое количество подделок, да и любителей этого направления стало очень много. Коллекционированием живописи Ананьев занимается с 2000 года, и интересует его в основном русский реализм XX века. Этот интерес привел к основанию Ананьевым в 2011 году «Института русского реалистического искусства», музея и выставочного комплекса, где и собраны работы указанного периода. Проучившись четыре года в художественном училище, Ананьев до сих пор не отпускает искусство далеко от себя: в его кабинете висит работа Гелия Коржева из серии «Дон Кихот». Кстати, поделиться прекрасным с народом банкиру также не жалко: работы Коржева из его коллекции выставлялись этой весной в Третьяковской галерее на Крымском Валу.
О том, сколько было потрачено на искусство, в банках обычно не говорят: мол, нескромно это — добрыми делами хвастаться. Но кое-какие цифры все же известны. Так, в июне ВТБ и ГМИИ имени Пушкина подписали договор о намерениях: согласно документу, за пять лет объем суммарного спонсорского участия банка в жизни музея составит как минимум 5 млн долларов. «Мы предусматриваем, что минимальный объем наших спонсорских средств будет миллион долларов в год, ну а дальше как получится, может быть, разойдемся и на большее», — намекнул тогда президент — председатель правления ВТБ Андрей Костин на возможное повышение сумм. Притом что в 2015 году чистая прибыль ВТБ по МСФО составила 12,6 млрд рублей, доля трат на музей невелика — около 0,05% от годовой прибыли. Однако Пушкинский музей — лишь один из проектов ВТБ.
«Банк не руководствуется при отборе проектов для спонсорства интересами топ-менеджмента. Выбор проектов осуществляется в соответствии с социальной политикой банка», — уверяют в пресс-службе ВТБ. Однако известно, что с актерами «Мастерской Петра Фоменко» Костина связывает долгая дружба — и много лет «Мастерскую» спонсирует именно ВТБ. Помимо нее и Пушкинского музея, ВТБ поддерживает Большой театр (где глава банковской группы — один из членов попечительского совета и частый гость), Третьяковскую галерею, Мариинский театр, Русский музей и Эрмитаж. В попечительский совет ГМИИ имени Пушкина входит и председатель правления Газпромбанка Андрей Акимов, а Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков спонсируется Росбанком.
Среди попечителей Большого, кроме Костина, значится председатель Внешэкономбанка Сергей Горьков. Костин также входит в попечительский совет Мариинки — вместе с главой Сбербанка Германом Грефом, Эльвирой Набиуллиной (большой поклонницей творчества дирижера и художественного руководителя театра Валерия Гергиева) и Алексеем Ананьевым.
Любитель живописи импрессионистов и бывший аспирант Ленинградского государственного университета Герман Греф, помимо Мариинского театра, попечительствует в Русском музее и Эрмитаже. Много лет Сбербанк поддерживает театральный фестиваль «Золотая маска», МХТ имени Чехова, а также помогает Театру кукол имени Образцова, театру Et cetera, театру балета Бориса Эйфмана и Театру наций. С худруком последнего Евгением Мироновым Греф даже поддерживает дружеские отношения. Например, благодаря поддержке Грефа 2014 году в театре прошла премьера спектакля «Неприкасаемые» о жизни слепоглухонемых людей. «Идея спектакля родилась после того, как Герман Греф предложил мне войти в фонд помощи слепоглухим», — отдавал тогда должное патрону театра Миронов, рассказывая о новой постановке.
Финансирование проектов в области искусства работает не только на имидж банков. «Расходы в подобной области показывают настоящим и будущим клиентам то, что компания продуктивно работает и риски участия в ее бизнесе достаточно малы», — замечает аналитик инвестиционной компании «Открытие Брокер» Андрей Кочетков. Кроме того, финансирование искусства формирует позитивную среду для функционирования бизнеса. «Фактически своими расходами на культурные и прочие «непрофильные» мероприятия банки принимают участие в воспитании своих клиентов. Прямых доходов от культурных мероприятий у финансовых организаций нет, но косвенные выгоды оказываются достаточно весомыми», — объясняет механизм Кочетков.
Банки работают с учреждениями культуры, как правило, в форматах титульного спонсорства, долгосрочной аренды названия объектов, пополнения коллекций музеев с непременным напоминанием об участии спонсора.
Прибыль от таких проектов зачастую невысокая и нестабильная. «Арт-рынок сильно отличается от рынка ценных бумаг. Практически невозможно проанализировать динамику продаж», — говорил Алексей Ананьев в 2013 году в интервью РИА Новости.
Однако культурные объекты и ценности как актив могут диверсифицировать капитал, считает Кочетков. К тому же всегда есть возможность заработать на том, что сопутствует спонсорству искусства. «Некоторые картинные галереи могут стоить сотни миллионов долларов, а концертные залы являются такими же объектами недвижимости, как и бизнес-центры, но с отличным имиджевым дополнением», — заключает аналитик «Открытие Брокер».
Эмма ТЕРЧЕНКО,