По дороге разочарований - «Новости Банков» » Новости Банков России

Новости Банков

По дороге разочарований - «Новости Банков»


По дороге разочарований - «Новости Банков»
Более половины клиентов управляющих компаний не доверяют тем, кто управляет их деньгами

Рынок доверительного управления и коллективных инвестиций в III квартале вырос на 2% до 5,4 трлн рублей, показал опрос RAEX. По данным ЦБ, у финансовых посредников в первом полугодии стало на 6,3% больше клиентов. Но более половины клиентов управляющих им не доверяют. Почему — разбирался Банки.ру.

Недоверительное управление

Абсолютным доверием среди всех финансовых институтов у россиян пользуется Сбербанк, показал опрос ФОМ, проведенный по заказу ЦБ. Среди людей, которые пользуются его услугами, доверяют банку 76%. Клиенты негосударственных пенсионных фондов, страховых, брокерских и инвестиционных компаний неоднозначно относятся к этим финансовым институтам: тех, кто доверяет и не доверяет, в среднем по 20—25%.

Управляющие компании — единственный сегмент финансового рынка, в котором негативное отношение гораздо сильнее проявляют люди, которые являлись или являются клиентами. Более половины клиентов УК не доверяют им. А среди тех, кто клиентами не является, — только 15%.

По мнению экспертов, такое отношение связано с негативным опытом инвестирования через УК и несбывшимися ожиданиями заработать высокую доходность. «Дело в том, что клиенты брокеров сами несут ответственность за сделки, и в случае убытков никому не придет в голову винить своего брокера, — отмечает управляющий директор по корпоративным рейтингам агентства RAEX («Эксперт РА») Павел Митрофанов. — Депозиты — безрисковые вложения, и негативный опыт даже в случае отзыва лицензии банка, как правило, нивелируется выплатой АСВ». А вот в УК клиенту продают инвестиционный продукт без гарантий дохода. При этом он не принимает решений по сделке. «Соответственно, в случае убытков клиент будет винить не себя за готовность войти в агрессивную рисковую стратегию УК, а саму УК, которая потеряла его деньги», — рассуждает Митрофанов.

Сами участники рынка подтверждают, что подавляющее большинство клиентов УК в своей практике работы с ними познакомились с неприятным явлением под названием «убытки». Основная часть клиентов приходит за доходом, но сталкивается с неумением работать на падающем рынке, говорит генеральный директор General Invest Алексей Ищенко: «К сожалению, вряд ли можно найти управляющего с хрустальным шаром, поэтому единственное средство от больших потерь — диверсификация вложений».

Небезопасный маркетинг

Управляющие обращают внимание на то, что разочарование в них клиентов — уже давний процесс. Часто в этом виноваты сами управляющие — из-за стремления получить быструю прибыль, не заботясь об интересах клиента. «Это происходит за счет применения маркетинговых уловок. Обычно клиентам «втюхивают» фонды, уже показавшие высокую доходность (в последние годы это были фонды, ориентированные на иностранные активы, показавшие хорошие результаты благодаря девальвации 2014—2015 годов)», — отмечает заместитель председателя правления УК «Арсагера» Алексей Астапов. К тому же, говорит он, немногие УК проводят образовательную работу среди клиентов, не обучают элементарной технике безопасности. Да и само качество управления часто оставляет желать лучшего.

Последнее часто связано с дефицитом кадров и резервов на их привлечение. Как рассказал Алексей Ищенко, есть конкуренция между управляющими компаниями, в которых важной компонентой является качество инвестиционной команды. Маленькая компания просто не может позволить себе нанять лучших управляющих, пояснил эксперт.

Определяющим для клиентов при выборе УК чаще всего становится известность бренда и размер доходности, а не качество управления. К тому же, как говорят участники рынка, многие банки предлагают повышенный процент по депозиту, если клиент покупает ПИФы их УК. Например, условия вклада «Инвестиционный» Райффайзенбанка предполагают размещение части средств клиента на срочном вкладе, а части — в ПИФы под управлением УК «Райффайзен Капитал». «По вкладу вам гарантированно будут начислены проценты по высокой ставке», — отмечается в описании продукта.

Высокая доходность УК не всегда является показателем качества управления. Например, в случае с фондами, ориентированными на иностранные активы, высокая доходность — результат ослабления рубля, а не качества управления. Благодаря этому в 2014 году, например, динамика стоимости паев ПИФов, ориентированных на долларовые активы, составила 80—100%. «Оценка качества управления — это очень сложный вопрос, — говорит Алексей Астапов. — Как минимум надо смотреть на бенчмарк (среднерыночный результат). Самый простой совет: смотреть на результаты как на коротких периодах (год), так и на длинных (5—10 лет)». Астапов рекомендует сравнивать результаты с аналогичными фондами и индексами (ММВБ, например) и не стесняться спрашивать управляющих, что они делают для обеспечения результата в будущем (узнавать, как построен инвестиционный процесс, риск-менеджмент и прочее).

Играем по-новому, рискуем по-старому

О защите интересов клиентов финансовых посредников не перестают думать в ЦБ. Несколько месяцев управляющие активами работают по новым правилам. В январе 2016 года вступило в силу положение регулятора «О единых требованиях к правилам осуществления деятельности по управлению ценными бумагами». Полностью перейти на работу по новым стандартам УК должны были с 3 июля. Одно из новшеств — определение инвестиционного профиля клиента, то есть набора критериев, по которым клиенту может быть предложен инвестиционный портфель. Например, неопытным инвесторам нельзя предлагать спекулятивные стратегии с высоким уровнем риска.

Как показала практика управляющих, с момента вступления требований в силу сами клиенты не слишком стремятся инвестировать с высоким риском потерь. Например, в УК «Открытие» 90% клиентов отнесены к аналогу консервативного типа инвестпортфеля и только 6,5% — агрессивного (остальные отнесены к умеренному). «Наибольшим спросом у нас пользуются консервативные стратегии, например еврооблигационные», — говорит директор по стратегическому развитию УК «Альфа-Капитал» Вадим Логинов.

О тяге к консервативным инструментам свидетельствует и статистика управляющих за последний квартал. По данным Национальной лиги управляющих, приток в фонды облигаций в III квартале составил 4,9 млрд рублей, а динамика фондов акций — минус 133 млн рублей. Как рассказал начальник управления маркетинга и продаж УК «Райффайзен Капитал» Константин Кирпичев, фонды облигаций остаются самым востребованным инструментом, потому что являются наиболее стабильными и прогнозируемыми в условиях сохраняющейся неопределенности на глобальных финансовых рынках. «ПИФы рублевых облигаций демонстрируют доходность выше ставок по банковским депозитам, что также делает их более привлекательными для инвестиций. По сути, это единственный консервативный инструмент, способный показать двузначную доходность на интервале одного года», — отмечает он.

Допустимый риск не определяется индивидуально с каждым клиентом при заключении договора доверительного управления, обращает внимание начальник управления инвестиционных продуктов и технологий УК «Открытие» Евгений Горбунов. «Работает это следующим образом: допустимый риск присвоен тому или иному инвестпрофилю, который, в свою очередь, привязан к стратегии. А клиент при переводе средств в стратегию соглашается с инвестпрофилем и, соответственно, допустимым риском», — поясняет эксперт.

Алексей Ищенко отмечает, что риск-профилирование уже достаточно давно стало обычной практикой в работе рыночных компаний, беспокоящихся по поводу юридической защищенности и клиента, и компании. «Конечно, наличие этого механизма, помимо юридического аспекта, меняет и психологическую готовность клиента к последствиям в рамках выбранного им риск-профиля», — считает он.

Навеки ваш

По словам управляющих, некорректно говорить о «среднем сроке» жизни договора клиента с УК, поскольку большинство клиентов действующие и нечасто меняют компанию. «Обычный срок «жизни» клиента в компании при высоком уровне сервиса — 5—10 лет, смена компании напоминает по проблематичности смену семьи», — говорит Алексей Ищенко.

По словам Алексея Астапова, практически нет клиентов, которые сотрудничают с УК менее года. Зато много тех, кто пользуется услугами сразу нескольких УК. «В нашем случае при прекращении сотрудничества клиент скорее разочаровывается в самих активах (обычно это акции), нежели в качестве управления (с целью перейти в другую УК)», — добавляет зампред правления УК «Арсагера». В последние пару лет, по его наблюдениям, это происходит крайне редко, так как рынок акций растет хорошими темпами и результаты фондов радуют клиентов.

Евгения НОСКОВА,

Определиться в выборе инвестиционной стратегии, купить в режиме онлайн акции российских компаний, оставить заявку на приобретение облигаций, а также открыть индивидуальный инвестиционный счет теперь можно с помощью раздела «Инвестиции» портала Банки.ру.


Более половины клиентов управляющих компаний не доверяют тем, кто управляет их деньгами Рынок доверительного управления и коллективных инвестиций в III квартале вырос на 2% до 5,4 трлн рублей, показал опрос RAEX. По данным ЦБ, у финансовых посредников в первом полугодии стало на 6,3% больше клиентов. Но более половины клиентов управляющих им не доверяют. Почему — разбирался Банки.ру. Недоверительное управление Абсолютным доверием среди всех финансовых институтов у россиян пользуется Сбербанк, показал опрос ФОМ, проведенный по заказу ЦБ. Среди людей, которые пользуются его услугами, доверяют банку 76%. Клиенты негосударственных пенсионных фондов, страховых, брокерских и инвестиционных компаний неоднозначно относятся к этим финансовым институтам: тех, кто доверяет и не доверяет, в среднем по 20—25%. Управляющие компании — единственный сегмент финансового рынка, в котором негативное отношение гораздо сильнее проявляют люди, которые являлись или являются клиентами. Более половины клиентов УК не доверяют им. А среди тех, кто клиентами не является, — только 15%. По мнению экспертов, такое отношение связано с негативным опытом инвестирования через УК и несбывшимися ожиданиями заработать высокую доходность. «Дело в том, что клиенты брокеров сами несут ответственность за сделки, и в случае убытков никому не придет в голову винить своего брокера, — отмечает управляющий директор по корпоративным рейтингам агентства RAEX («Эксперт РА») Павел Митрофанов. — Депозиты — безрисковые вложения, и негативный опыт даже в случае отзыва лицензии банка, как правило, нивелируется выплатой АСВ». А вот в УК клиенту продают инвестиционный продукт без гарантий дохода. При этом он не принимает решений по сделке. «Соответственно, в случае убытков клиент будет винить не себя за готовность войти в агрессивную рисковую стратегию УК, а саму УК, которая потеряла его деньги», — рассуждает Митрофанов. Сами участники рынка подтверждают, что подавляющее большинство клиентов УК в своей практике работы с ними познакомились с неприятным явлением под названием «убытки». Основная часть клиентов приходит за доходом, но сталкивается с неумением работать на падающем рынке, говорит генеральный директор General Invest Алексей Ищенко: «К сожалению, вряд ли можно найти управляющего с хрустальным шаром, поэтому единственное средство от больших потерь — диверсификация вложений». Небезопасный маркетинг Управляющие обращают внимание на то, что разочарование в них клиентов — уже давний процесс. Часто в этом виноваты сами управляющие — из-за стремления получить быструю прибыль, не заботясь об интересах клиента. «Это происходит за счет применения маркетинговых уловок. Обычно клиентам «втюхивают» фонды, уже показавшие высокую доходность (в последние годы это были фонды, ориентированные на иностранные активы, показавшие хорошие результаты благодаря девальвации 2014—2015 годов)», — отмечает заместитель председателя правления УК «Арсагера» Алексей Астапов. К тому же, говорит он, немногие УК проводят образовательную работу среди клиентов, не обучают элементарной технике безопасности. Да и само качество управления часто оставляет желать лучшего. Последнее часто связано с дефицитом кадров и резервов на их привлечение. Как рассказал Алексей Ищенко, есть конкуренция между управляющими компаниями, в которых важной компонентой является качество инвестиционной команды. Маленькая компания просто не может позволить себе нанять лучших управляющих, пояснил эксперт. Определяющим для клиентов при выборе УК чаще всего становится известность бренда и размер доходности, а не качество управления. К тому же, как говорят участники рынка, многие банки предлагают повышенный процент по депозиту, если клиент покупает ПИФы их УК. Например, условия вклада «Инвестиционный» Райффайзенбанка предполагают размещение части средств клиента на срочном вкладе, а части — в ПИФы под управлением УК «Райффайзен Капитал». «По вкладу вам гарантированно будут начислены проценты по высокой ставке», — отмечается в описании продукта. Высокая доходность УК не всегда является показателем качества управления. Например, в случае с фондами, ориентированными на иностранные активы, высокая доходность — результат ослабления рубля, а не качества управления. Благодаря этому в 2014 году, например, динамика стоимости паев ПИФов, ориентированных на долларовые активы, составила 80—100%. «Оценка качества управления — это очень сложный вопрос, — говорит Алексей Астапов. — Как минимум надо смотреть на бенчмарк (среднерыночный результат). Самый простой совет: смотреть на результаты как на коротких периодах (год), так и на длинных (5—10 лет)». Астапов рекомендует сравнивать результаты с аналогичными фондами и индексами (ММВБ, например) и не стесняться спрашивать управляющих, что они делают для обеспечения результата в будущем (узнавать, как построен инвестиционный процесс, риск-менеджмент и прочее). Играем по-новому, рискуем по-старому О защите интересов клиентов финансовых посредников не перестают думать в ЦБ. Несколько месяцев управляющие активами работают по новым правилам. В январе 2016 года вступило в силу положение регулятора «О единых требованиях к правилам осуществления деятельности по управлению ценными бумагами». Полностью перейти на работу по новым стандартам УК должны были с 3 июля. Одно из новшеств — определение инвестиционного профиля клиента, то есть набора критериев, по которым клиенту может быть предложен инвестиционный портфель. Например, неопытным инвесторам нельзя предлагать спекулятивные стратегии с высоким уровнем риска. Как показала практика управляющих, с момента вступления требований в силу сами клиенты не слишком стремятся инвестировать с высоким риском потерь. Например, в УК «Открытие» 90% клиентов отнесены к аналогу консервативного типа инвестпортфеля и только 6,5% — агрессивного (остальные отнесены к умеренному). «Наибольшим спросом у нас пользуются консервативные стратегии, например еврооблигационные», — говорит директор по стратегическому развитию УК «Альфа-Капитал» Вадим Логинов. О тяге к консервативным инструментам свидетельствует и статистика управляющих за последний квартал. По данным Национальной лиги управляющих, приток в фонды облигаций в III квартале составил 4,9 млрд рублей, а динамика фондов акций — минус 133 млн рублей. Как рассказал начальник управления маркетинга и продаж УК «Райффайзен Капитал» Константин Кирпичев, фонды облигаций остаются самым востребованным инструментом, потому что являются наиболее стабильными и прогнозируемыми в условиях сохраняющейся неопределенности на глобальных финансовых рынках. «ПИФы рублевых облигаций демонстрируют доходность выше ставок по банковским депозитам, что также делает их более привлекательными для инвестиций. По сути, это единственный консервативный инструмент, способный показать двузначную доходность на интервале одного года», — отмечает он. Допустимый риск не определяется индивидуально с каждым клиентом при заключении договора доверительного управления, обращает внимание начальник управления инвестиционных продуктов и технологий УК «Открытие» Евгений Горбунов. «Работает это следующим образом: допустимый риск присвоен тому или иному инвестпрофилю, который, в свою очередь, привязан к стратегии. А клиент при переводе средств в стратегию соглашается с инвестпрофилем и, соответственно, допустимым риском», — поясняет эксперт. Алексей Ищенко отмечает, что риск-профилирование уже достаточно давно стало обычной практикой в работе рыночных компаний, беспокоящихся по поводу юридической защищенности и клиента, и компании. «Конечно, наличие этого механизма, помимо юридического аспекта, меняет и психологическую готовность клиента к последствиям в рамках выбранного им риск-профиля», — считает он. Навеки ваш По словам управляющих, некорректно говорить о «среднем сроке» жизни договора клиента с УК, поскольку большинство клиентов действующие и нечасто меняют компанию. «Обычный срок «жизни» клиента в компании при высоком уровне сервиса — 5—10 лет, смена компании напоминает по проблематичности смену семьи», — говорит Алексей Ищенко. По словам Алексея Астапова, практически нет клиентов, которые сотрудничают с УК менее года. Зато много тех, кто пользуется услугами сразу нескольких УК. «В нашем случае при прекращении сотрудничества клиент скорее разочаровывается в самих активах (обычно это акции), нежели в качестве управления (с целью перейти в другую УК)», — добавляет зампред правления УК «Арсагера». В последние пару лет, по его наблюдениям, это происходит крайне редко, так как рынок акций растет хорошими темпами и результаты фондов радуют клиентов. Евгения НОСКОВА, Определиться в выборе инвестиционной стратегии, купить в режиме онлайн акции российских компаний, оставить заявку на приобретение облигаций, а также открыть индивидуальный инвестиционный счет теперь можно с помощью раздела «Инвестиции» портала Банки.ру.
0
Другие новости

Это может то, что вы искали