Уровень пессимизма российских предпринимателей достиг рекорда. Согласно исследованию МСП Банка, в 2015 году более половины опрошенных малых и средних предприятий заявили об ухудшении условий для ведения бизнеса. При этом проблема доступа к кредитам стала волновать предприятия намного больше и вышла на второе место в списке негативных факторов, сдерживающих развитие бизнеса.
Хуже есть куда
Аналитический центр МСП Банка подготовил ежегодное исследование «Финансовое состояние и ожидания малого и среднего бизнеса в 2015 году» (есть в распоряжении Банки.ру.). В нем приняли участие более 1200 руководителей средних, малых и микропредприятий из 16 регионов: Москва, Нижегородская, Рязанская, Ростовская, Челябинская, Томская, Свердловская, Вологодская, Ленинградская, Магаданская области, Краснодарский, Ставропольский, Приморский края, а также Кабардино-Балкария, Татарстан, Алтай.
Согласно опросу, финансовое положение своих компаний предприниматели оценивают преимущественно негативно. Практически у половины — 44,6% респондентов, — финансовое состояние предприятия по их оценкам ухудшилось, у почти 10% — ухудшилось сильно. Только 9,1% опрошенных заявили об улучшениях. Для сравнения: в 2014 году на 35,8% негативных оценок приходилось 33,4% позитивных.
Сильнее всего, по оценкам респондентов, пострадал оборот предприятий. О его изменении в негативную сторону заявило в 2,5 раза больше опрошенных, чем тех, кто отметил увеличение этого показателя. Каждый третий предприниматель не увидел серьезных изменений. Как отмечают в аналитическом центре МСП Банка, предприниматели с 2012 года говорят об ухудшении предпринимательского климата в стране. Но в 2015 году уровень пессимизма показал рекорд – более половины опрошенных предпринимателей (53,4%) заявили об ухудшении условий для ведения деятельности, более 10% — о серьезном ухудшении.
Что мешает счастью
Каковы, по мнению предпринимателей, основные факторы, сдерживающие развитие бизнеса? Самой важной проблемой респонденты считают острую конкуренцию (27,3%). В основном речь идет о конкуренции с предприятиями такого же размера (74%). С крупными компаниями за рынки сбыта конкурируют 38% опрошенных. Комментируя формы конкуренции, авторы указывают, что популярность такого ответа как «борьба за рынок сбыта с дешевым импортом» снизилась в два раза. По мнению авторов исследования, это связано с девальвацией рубля, создавшей преференции для российской продукции.
На второе место в списке негативных факторов вышла проблема с доступом к кредитам или другим формам заемного финансирования. Ее назвали 23,5% опрошенных. В сравнении с прошлым годом популярность этого варианта выросла в более чем в два раза. Такой фактор, как «высокий уровень налогов», наоборот, сместился за год со второго на третье место, его популярность упала почти в 1,5 раза.
В наиболее сложном положении оказались микропредприятия, отмечает аналитический центр МСП Банка. Микробизнес свою финансовую устойчивость оценивает негативнее всего. У малых и средних предприятий оценка своей финансовой устойчивости выше. Однако и их ответы не отличаются излишним оптимизмом, признают авторы исследования.
Помимо размера бизнеса, на оценку финансовой устойчивости бизнесом оказывает влияние и сфера деятельности. Выяснилось, что хуже всего ощущают себя представители строительных и торговых компаний. Более позитивно – предприятия, занятые в сельском хозяйстве и в сфере услуг. Так, из 4,1% респондентов, которые заметили смягчение климата, наиболее активны были предприятия аграрного сектора. Они, по всей видимости, успели почувствовать некоторые выгоды, связанные с введенными Россией продовольственными контрсанкциями, отмечается в исследовании.
Самый тяжелый год за пять лет
«По совокупности указанных показателей и их динамики можно констатировать, что 2014 год стал для малого и среднего бизнеса самым тяжелым за последние пять лет. Очевидно, что основной причиной стали проблемы в экономике страны – они же стали одним из основных факторов, повлиявших на общее изменение условий для ведения предпринимательской деятельности в нашей стране», — говорится в резюме исследования.
По мнению старшего аналитика «Альпари» Вадима Иосуба, опрос МСП Банка полностью отражает непростую ситуацию, которая сложилась в экономике. «Она характеризуется отрицательной динамикой ВВП и падением реальных доходов населения, что для малого и среднего предпринимательства выливается в снижение спроса на их продукцию или услуги», — говорит Иосуб.
В такой ситуации, отмечают в МСП Банке, все более острой становится проблема с доступом предприятий к заемному финансированию. В банке подчеркивают: нынешние ставки по кредитам на уровне 18—19% годовых слишком высоки. «По сути, такая стоимость ресурсов делает практически невозможным финансирование за счет кредитов проектов инвестиционного характера. Доля проектов, которые сохраняют рентабельность при таких условиях, крайне мала», — поясняет руководитель аналитического центра МСП Банка Наталья Литянская. По ее мнению, страдают не только компании, которые вынуждены отложить реализацию инвестиционных проектов. Действующие ставки даже, к примеру, для краткосрочного пополнения оборотных средств, в большинстве случаев избыточны.
«Для восстановления активности рынка кредитования МСП на уровне, скажем, 2013 года требуется снижение стоимости хотя бы до уровня в 13—14% годовых. В настоящий момент таких предложений практически нет», — указывает Литянская. По ее словам, отдельные банки могут позволить себе предложить рынку ограниченный объем ресурсов по подобным ставкам благодаря фондированию, привлеченному от МСП Банка при ставках до 15% годовых. Но этого, уверяет собеседница Банки.ру, недостаточно для активного развития сектора.
Банки видят риски
Представители банков со своей стороны указывают, что ставки по кредитам МСП намного комфортнее по сравнению с декабрем 2014 года. Руководитель дирекции корпоративного бизнеса МДМ Банка Максим Лукьянович рассказал, что процентная ставка по вновь заключаемым договорам для малого бизнеса в МДМ Банке существенно снизилась по сравнению с пиковыми значениями декабря 2014 года – с 28% до 17—20% годовых в зависимости от срока, устойчивости финансового состояния и обеспечения. Для беззалоговых микрокредитов в банке уровень ставки выше – около 27%.
О том, что в течение года несколько раз снижались ставки по кредитам для предпринимателей, рассказали и в Росбанке. В рамках программы с Агентством кредитных гарантий льготная ставка составляет не выше 11% годовых, сообщил представитель пресс-службы Росбанка. Замначальника управления партнерских программ и крупного бизнеса банка «Возрождение» Алексей Веселов отмечает, что ставки по кредитам для малых и средних предприятий в банке «традиционно на уровне ниже среднерыночных ставок». Но признает, что с учетом сложившейся ситуации на рынке, ставки по-прежнему высоки.
Впрочем, дело не только в стоимости заемных ресурсов, но и в серьезных ужесточениях требований к заемщикам, говорит вице-президент — управляющий директор по развитию малого бизнеса Промсвязьбанка Кирилл Тихонов. С ним солидарен и директор департамента регионального бизнеса Абсолют Банка Павел Трофимов. «Логика банкиров такова: лучше не выдать высокорисковый кредит под очень высокую ставку, чем выдать продукт, который будет нести высокую вероятность проблем с его обслуживанием», — считает он.
При этом банкиры прогнозируют дальнейший тренд на снижение ставок по кредитам и смягчение политики андеррайтинга. По мнению Алексея Веселова, созданы все предпосылки для сохранения положительной тенденции к снижению ставок по кредитам для бизнеса.
Кирилл Тихонов указывает, что в прогнозах на III квартал 2015 года предприниматели ожидают улучшения ситуации с получением кредитов. «У нас сейчас уже идет дискуссия: не пора ли смягчать требования с точки зрения рисков и начать кредитование», — говорит он.
«Мы ожидаем, что тенденция к снижению ставок продолжится, возможно, еще на 2—3% до конца года. Хотя это зависит во многом от внешних факторов, поэтому полной уверенности здесь быть не может», — предполагает Максим Лукьянович. В текущих условиях он советует клиентам при выборе банка обращать внимание не только на процентную ставку, но на совокупность факторов. В частности, на комплексное обслуживание, наличие дополнительных комиссий по обслуживанию кредита, качество сервиса, наличие льготных условий для действующих клиентов.
Надеемся на государство
В сложившихся условиях предприниматели ждут со стороны государства активных шагов навстречу бизнесу, говорит Наталья Литянская. По итогам исследования наиболее ожидаемой мерой государственной поддержки продолжает оставаться снижение налоговой нагрузки – почти две трети опрошенных считают эту меру одной из первоочередных. За год увеличилось число респондентов, высказывающихся за увеличение объемов финансовой поддержки, — с 44,1% до 57,5% опрошенных. Также бизнес ждет от государства мер по снижению избыточных административных барьеров и борьбе с коррупцией.
По мнению Натальи Литянской, определенный оптимизм внушают меры, которые принимает государство для оживления предпринимательской активности, – это и меры антикризисного плана правительства, содержащие, в частности, налоговые послабления, и отдельные решения, принятые по итогам прошедшего в апреле Госсовета. Еще одним фактором является принятие Госдумой закона, запрещающего плановые проверки субъектов малого предпринимательства с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года (закон был принят 1 июля 2015 года сразу во втором и третьем чтении. – Прим. ред.).
Однако, предполагает Литянская, вряд ли до конца 2015 года мы увидим значительный рост числа предпринимательской активности – потенциальные предприниматели могут занять выжидательную позицию и будут ждать стабилизации экономики и оживления спроса.
Павел Трофимов из Абсолют Банка также считает, что несмотря на меры, принимаемые на государственном уровне, предпринимателей беспокоит ситуация неопределенности. «Лишь некоторые предприниматели, имея стабильный бизнес, готовы инвестировать в расширение или создавать новые направления», — рассуждает Трофимов.
Доля малого и среднего бизнеса в России составляет 21%, в то время как в основных экономиках мира – не менее 50%, отмечает директор Института актуальной экономики Никита Исаев. «К примеру, в Китае доля малого среднего бизнеса – 56%, в США – 65%, в Евросоюзе – около 50%. Это единственный драйвер экономики, который существует», — убежден Исаев. По его словам, рост бизнеса во многом зависит от политической воли, которая могла бы «развязать этот узел и сменить драйвер экономики».
«Кредиты не помогут, если проблемы бизнеса лежат в плоскости снижения спроса на его продукцию», — продолжает Вадим Иосуб из «Альпари». По его мнению, ситуация изменится, когда закончится циклический спад. В противном случае активный рост объема кредитования может привести к увеличению доли «плохих» долгов, которое мы уже наблюдаем.
Анна БРЫТКОВА,