Кто виноват в том, что россияне оказались бесчувственны в плане налогового контроля? И что делать государству, чтобы повысить уровень налогового сознания у своих граждан? «У нас в России нет чувства налогоплательщика, то есть вас почему-то мало интересует, куда тратят деньги», — отметил в начале марта глава Счетной палаты, а в прошлом вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин. А без заинтересованности гражданского общества в том, как реализуются национальные цели, трудно достичь высоких результатов, добавил он. Кто виноват в том, что россияне оказались бесчувственны в плане налогового контроля? Чем отличаются от нас более сознательные жители других стран? И главное, что делать государству, чтобы повысить уровень налогового сознания у своих граждан? Идеи Алексея Кудрина вполне в тренде последних лет. И развитые, и развивающиеся страны постепенно привлекают собственных граждан к контролю за бюджетом — от этапа формирования до трат. И Россия, на первый взгляд, не на последнем месте. Согласно данным Международного бюджетного партнерства, с 2006 по 2017 год (за 2018 год рейтинг еще не опубликован) индекс открытости бюджета России вырос с 47 до 72 баллов из 100 возможных. «Речь идет как о самом факте, так и о своевременности размещения основных бюджетных документов в сети Интернет для ознакомления гражданами, — поясняет руководитель проектов «Налогия» Василий Кисленко. — Немаловажным является и то, насколько всесторонне и доступно изложена информация, учитывая средний уровень подготовки «конечного потребителя». Однако та же организация рассчитывает и другой показатель — уровень участия общественности в процессах формирования и контроля исполнения бюджета. И тут наши результаты хуже: по итогам 2017 года Россия набрала 13 баллов из 100. Это, конечно, лучше, чем у Таджикистана (7 баллов) или Турции (0 баллов), но хуже, чем у Новой Зеландии (59 баллов), Южной Кореи (39 баллов) или Грузии (22 балла). Вот вам и ответ, почему у россиян нет того самого чувства налогоплательщика. «Чувство налогоплательщика проистекает из чувства причастности гражданина к государственным делам, — говорит юрист адвокатского бюро «Казаков и партнеры» Елена Муратова. — Если граждане смогут влиять на принятие решений по тратам тех или иных бюджетных средств, тогда может возникнуть и чувство налогоплательщика». Но сегодня у нас такой возможности нет, поэтому нет смысла изучать, куда ушли бюджетные средства. «В этом и кроется одна из главных причин отсутствия интереса граждан к бюджетным тратам, как на федеральном, так и на местном уровне», — уверен старший риск-менеджер ИК «Алго Капитал» Виталий Манжос. Причем эта проблема возникла очень и очень давно. Виновато монгольское иго, считает адвокат и член философского общества РАН Рустам Чернов. «До вторжения монголов русские княжества развивались по полисному европейскому типу, в них было все то, что сейчас присутствует в европейской традиции: народовластие, выборность должностей, система налогообложения», — указывает Чернов. Под игом структура власти меняется: теперь князья назначаются в Орде — в зависимости от того, насколько они эффективны в сборе дани с населения. Население привыкает скрывать имущество и обманывать представителей власти. На смену Золотой Орде пришло Московское царство (возвышение которого связано с тем, что Иван Калита получил право собирать дань со всех земель русских), затем революция с ее продразверсткой и коллективизацией, потом советский режим, где практически не было частной собственности. «С начала XIII века русский народ просто не имеет возможности осознать, что налоги — это естественное следствие общественной кооперации и сожительства на одной территории в рамках единого государства», — считает Чернов. Он добавляет, что «монгольская традиция власти» сохраняется в России и сегодня. Поэтому, чтобы переломить ситуацию, важно изменить само государственное устройство, передав распределение части бюджетных средств в руки самоуправления. Но, возможно, пришло время перейти из реальности «Заплати налоги и спи спокойно» на следующий этап — когда человек ответственен за собственное завтра. Как это сделать? Говоря об общественном контроле государственного бюджета, сложно обойти пример США. «Примерно 9/10 рабочего времени конгресса США тратится на работу, связанную с утверждением и контролем исполнения федерального бюджета, — говорит партнер ФБК Legal Александр Ермоленко. — Депутаты имеют собственный очень мощный аналитический центр для анализа проекта госбюджета, и исполнительной власти в буквальном смысле приходится «выгрызать» каждую статью». Что касается «секретных» статей бюджета, то они могут не раскрываться при публикации, но не при рассмотрении в конгрессе — скрыть содержание любых статей от депутатов невозможно. «Само же количество «секретных» статей минимально, как и возможность «перепрограммирования» ассигнований: если в бюджете заложен авианосец, на этапе исполнения бюджета его нельзя «разменять» на 30 танков и 50 истребителей», — поясняет Ермоленко. В России же парламент при формировании федерального бюджета выполняет, скорее, роль декорации, считает управляющий директор по макроэкономике «Эксперт РА» Антон Табах. Вряд ли возможен контроль непосредственно со стороны населения, поскольку оно практически не участвует в наполнении федеральной казны — основные средства поступают от крупнейших экспортеров. Впрочем, контроль федерального бюджета со стороны населения и не нужен. «Федеральные проекты трудно мониторить, — говорит Табах. — Мы не в состоянии оценить, насколько адекватны расходы, например, на Сирию и прочую геополитику. А вот оценить расходы на укладку плитки в состоянии». Так что с вопросом, на что потрачены деньги, следует идти не в Госдуму, а в мэрию. «Кстати, в Москве больше половины бюджета уже формируется за счет НДФЛ, налогов на имущество и на транспорт. К этому показателю приближаются и некоторые другие регионы», — отмечает Табах. Так что желание Кудрина, чтобы у россиян болело сердце за исполнение национальных проектов, не совсем реально. «Для воспитания чувств можно провести эксперимент по гражданскому контролю за тратами хотя бы на местном уровне», — считает Елена Муратова. «С точки зрения интересов самих налогоплательщиков, важной представляется задача постепенного формирования чувства ответственности и сопричастности налогоплательщиков к развитию своей среды проживания — дома, квартала, района, города или села», — говорит партнер департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Донат Подниек. Для этого, считает Подниек, важно развивать простую и доступную информационную среду, информированность о задачах, которые стоят перед этим образованием (районом или селом), задачах, которые решены за счет собранных налогов, и о программах развития, к которым налогоплательщики могут присоединиться для решения этих задач. Поможет и отмена навязывания различных централизованных услуг: например, надо дать родителям самим выбирать поставщика школьного питания, добавляет Муратова. Печалясь по поводу несознательных россиян, Алексей Кудрин подразумевал, что граждане некоторых других стран гораздо более ответственно относятся к своему праву контролировать бюджетные расходы. Чем отличаются эти страны от России? Уж точно не тем, что их граждане с радостью платят налоги. Никто не любит расставаться со своими деньгами, поэтому собираемость налогов, подчас довольно высоких, во многом держится на понимании, что в случае уклонения от уплаты наказание будет очень суровым. Так что проблема уклонения от уплаты налогов не решена окончательно ни в одной стране. Однако помимо вынужденной ответственности платить налоги у этих стран есть еще кое-что общее. «Если мы посмотрим на страны, где у граждан развито чувство налогоплательщика, то увидим, что это или небольшие по площади страны с малочисленным населением, например скандинавские страны, или же государства с четким федерализмом и развитым самоуправлением, такие как Германия и США», — отмечает Табах. Например, содержание локальных участков образцовых немецких дорог лежит на плечах местных жителей. «Если в коммуне не хватает средств на оплату ремонта дороги, то жители выплачивают эти деньги из своего кармана, — рассказывает финансовый консультант Елена Казакевич. — Это ли не самая эффективная система отслеживания бюджетных средств на местном уровне? Житель заплатил налоги, зная, что часть из них пошла в местный бюджет, но при этом в местном бюджете нет средств. Появляется вопрос: куда они делись?» В странах с высокой налоговой культурой граждан обычно и налоговое бремя довольно высоко. Типичным примером могут служить скандинавские страны. Большие налоги возвращаются гражданам высокой степенью социальной защиты. С одной стороны, это примиряет людей с большими налогами, а с другой — побуждает их внимательно относиться к тому, на что тратятся их деньги. Низкий же уровень налоговой культуры, наоборот, характерен для стран, где люди не рассчитывают на государство и решают свои проблемы за счет денег, которые у них остались после уплаты налогов. Особого разговора заслуживают США. Эту страну часто приводят в пример, когда говорят об ответственных налогоплательщиках. У налоговой системы этой страны есть существенная специфика. «В Соединенных Штатах каждый гражданин обязан раз в год самостоятельно подавать налоговую декларацию и выплачивать рассчитанные на ее основе налоги, — рассказывает Виталий Манжос. — В целом это похоже на то, как в России уплачивают налоги индивидуальные предприниматели». Это принципиально отличается от российской практики, где подоходный налог наемного работника выплачивает работодатель. «В США каждый платит свои налоги сам. И четко представляет себе, сколько денег забирает из его кармана Дядя Сэм», — говорит генеральный директор аудиторской компании «Уверенность» Максим Гладких-Родионов. «Безусловно, чувство налогоплательщика у гражданина лучше развито там, где налоги платит он сам, а не его работодатель», — уверена директор по развитию бизнеса фискальных решений «Атол» Юлия Русинова.
Другие новости
Это может то, что вы искали
В фонд Продкорпорации поступило 729 тысяч тонн зерна - «Экономика»
Фото: Руслан Пряников Фермеры Восточно-Казахстанской и Павлодарской областей полностью
Продкорпорация готова поставлять сырье на завод по глубокой переработке зерна - «Экономика»
Фото: Руслан Пряников Председатель правления АО «Продкорпорация» Асылхан Джувашев и руководитель
В Казахстане планируют добывать ежегодно 10 тыс. тонн каспийской кильки - «Экономика»
Фото: пресс-служба Минсельхоза РК Вице-министр сельского хозяйства Амангалий Бердалин посетил порт