Новые автомобили покупают меньше, а вот число сбытых подержанных машин растет. Приобретая б/у транспорт, клиенты выбирают потребительские кредиты, а не целевые займы. На этом фоне банки стремятся сделать автокредиты все более привлекательными.
Согласно исследованию Райффайзенбанка, больше половины счастливых покупателей подержанного автомобиля оформляют в банке потребительский, а не автокредит
. Основные причины такого поведения — удобство, более выгодная процентная ставка, отсутствие лишних переплат и требований оставлять автомобиль в залоге.По словам начальника управления развития автокредитования Райффайзенбанка Наталии Морозовой, рынок подержанных автомобилей сейчас представляется достаточно перспективным направлением. Это подтверждают итоги прошлого года, согласно которым объем продаж подержанных автомобилей практически в два раза превысил продажи новых транспортных средств и продемонстрировал рост более чем на 13% по сравнению с 2011 годом.
Программы автокредитования специально для подержанных автомобилей существуют на рынке достаточно давно, более десяти лет. При этом ставки по таким продуктам могут быть выше на 1—2% по сравнению с обычными автокредитами, говорит эксперт по кредитным продуктам портала Банки.ру
Екатерина Рыбина. Например, подобная программа есть у Банка Москвы, который запрашивает первоначальный взнос в 15—30% от стоимости автомобиля под ставку от 12,5% до 15,5%. Райффайзенбанк сейчас только развивает подобные предложения, и направлены они на авто иностранного производства.Программы кредитования вторичных авто начали развиваться активно и у дилеров в связи с ростом популярности системы Trade-in, когда дилер, выкупая машину с пробегом, затем продает ее на территории своего центра, рассказывает заместитель директора управления лизинга UFS Investment Company Алексей Печников.
Но существует целый ряд причин, по которым люди склонны оформлять простой потребкредит для покупки автомобиля. Во-первых, как говорит директор департамента автокредитования «Сетелем» Владимир Мартюков, не все программы автокредитования поддержаны в Интернете. «Салоны же редко выставляют в Сети подержанные автомобили с фотографиями, спецификациями и ценами. Клиент обычно стремится сначала найти нужную машину, ее увидеть и лично убедиться в ее состоянии».
Во-вторых, банки требуют при выдаче кредита обязательное оформление страховки КАСКО по тарифам, в которые включен дополнительный доход кредитной организации, добавляет Алексей Печников. Большинство покупателей подержанных автомобилей предпочитают вообще не тратить деньги
на полис КАСКО. «В-третьих, автомобиль, приобретаемый по программе автокредитования, находится в залоге у банка до момента полной выплаты кредита. Таким образом, если клиенту внезапно понадобятся деньги и он захочет продать автомобиль, ему сначала придется погасить весь кредит», — подчеркивает Печников.Согласно результатам исследования портала Банки.ру
, ставки по кредиту на покупку подержанного иностранного автомобиля без КАСКО сопоставимы со ставками по потребительским кредитам.В связи с этим у банков появилась тенденция к смягчению условий кредитования автомобилей с пробегом. Например, у Райффайзенбанка есть программа кредитования подержанных автомобилей с первоначальным взносом в размере 20%, но без обязательного оформления КАСКО или с оформлением КАСКО только на первый год срока действия кредита. У Сбербанка, говорит эксперт портала Банки.ру Екатерина Рыбина, условия кредитования для новых и подержанных автомобилей одинаковы. В Абсолют Банке есть программа «Авто с пробегом», по которой можно приобретать машину у физического лица, сообщил начальник управления по работе с сегментом розницы Абсолют Банка Антон Павлов. В Кредит Европа Банке есть возможность оформить автокредит
на б/у машину как с КАСКО со ставкой от 15,5%, так и без страховки со ставкой от 20%, рассказала начальник департамента автокредитования кредитной организации Наталья Кончакова.Стоит добавить, что все же половина клиентов узнают о программе автокредита в автосалоне, дилерском центре, то есть это остается самым важным каналом коммуникации. Как поясняет Алексей Печников из UFS Investment Company, данное процентное распределение вполне обоснованно, поскольку первоочередная потребность клиента — приобрести автомобиль, а не кредит. «Понимая это, дилеры совместно с банками делают все возможное, чтобы клиент смог в одном месте получить и автомобиль, и финансирование», — добавляет эксперт.
Вообще же сейчас рынок кредитования новых авто переживает не самые лучшие времена. «Причина тому — падение в первом полугодии 2013 года продаж автомобилей. В связи с этим актуальным становится сектор кредитования подержанного транспорта», — заключает Печников. Одновременно с этим происходят некоторые смягчения условий кредитования для подержанных машин. «Если говорить о долгосрочной перспективе, то, по нашей оценке, российский рынок продаж автомобилей еще не насыщен, определенно он будет еще расти, а значит, потенциал роста рынка автокредитов существует. В условиях высокой конкуренции банки будут вынуждены снижать ставки, делать более выгодные условия по своим программам кредитования», — прогнозирует Печников.
Юлия ТИТОВА,