Нацпроекты гарантируют спрос на «гражданку» - «Новикомбанк» » Новости Банков России

Новикомбанк

Нацпроекты гарантируют спрос на «гражданку» - «Новикомбанк»


Нацпроекты гарантируют спрос на «гражданку» - «Новикомбанк»

На одном из важнейших событий этого года, военно-техническом форуме «Армия-2020», активно обсуждалась тема диверсификации и связанные с ней вызовы. Новикомбанк в качестве опорного банка госкорпорации «Ростех» поделился своим опытом финансирования проектов диверсификации и предложил новый механизм поддержки производства высокотехнологичной гражданской продукции. О том, как повысить эффективность программы диверсификации, в интервью Коммерсант-Деньги рассказала председатель правления Новикомбанка Елена Георгиева.
— Новикомбанк не только традиционно поддерживает форум «Армия» как генеральный финансовый партнер, но и активно участвует в нем. В прошлом году банк заключил контракты на сумму более 80 млрд руб. Удалось ли улучшить результаты на «Армии-2020»?


— Нам действительно есть чем гордиться, поскольку итоги нашей работы в этом году превзошли все ожидания: Новикомбанк подписал соглашения о финансировании на сумму более 150 млрд руб. Это почти в два раза превосходит показатели прошлого года и является рекордом за всю историю участия банка в подобных мероприятиях.



— Какие из подписанных контрактов наиболее значимы?



— В присутствии заместителя председателя правительства Юрия Ивановича Борисова заключены соглашения, направленные на реализацию национальных проектов «Здравоохранение», «Образование», «Экология», «Безопасные и качественные дороги». Это соглашения с холдингом «Швабе» и его дочерней компанией «Уральский оптико-механический завод» по организации финансирования на общую сумму 15 млрд руб.



Среди крупнейших выделю также подписанное в присутствии генерального директора госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова соглашение с холдингом «Росэлектроника», соглашения с ПАО ОДК-УМПО, АО «Авиастар-СП», компанией «Нацпромлизинг».



Необходимо отметить и соглашение с Межгосударственной корпорацией развития об организации финансирования проектов компаний из входящих в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) стран на сумму 40 млрд руб. в целях развития кооперационных и интеграционных связей предприятий и организаций государств—членов организации.



Конечной целью всех этих проектов является безусловное выполнение поставленной президентом России Владимиром Путиным задачи по диверсификации производства — проще говоря, увеличение доли гражданской продукции в выручке высокотехнологичных предприятий.



— Форум «Армия-2020» стал первым масштабным публичным мероприятием после полугода минимальной активности деловых коммуникаций. Накопилось множество актуальных вопросов для обсуждения в рамках живой дискуссии. Какие темы обсуждались в этот раз?



— Лейтмотивом форума стала тема повышения эффективности диверсификации высокотехнологичных отраслей промышленности. Сегодня перед кластером стоит чрезвычайно актуальная и весьма непростая задача: в короткие сроки организовать производство гражданской продукции в объемах, сопоставимых с выпуском традиционной для этих предприятий продукции.



Новикомбанк как опорный банк госкорпорации «Ростех» глубоко погружен в данную тему. У нас накоплен уникальный опыт финансирования производства высокотехнологичной продукции, благодаря чему мы видим ситуацию, что называется, изнутри. Именно этот опыт и стал предпосылкой предложения по новому инструменту поддержки процессов перехода на производство гражданской продукции, который, как нам представляется, повысит эффективность выполнения поставленной задачи.



— Вы говорите об инструментах поддержки, но ведь они уже существуют и их немало: льготные кредиты, фабрика проектного финансирования ВЭБ и другие. Разве этого недостаточно?



— Достаточно существующих мер или нет — сегодня судить преждевременно. Большинство из них стартовали в этом году, и мы пока не располагаем объективными данными по их результативности. Но как непосредственные участники процесса диверсификации промышленности мы обратили внимание на другой аспект существующих мер поддержки. Для модернизации производственной базы отрасли требуется, по некоторым оценкам, около 5 трлн руб. Сумма большая, но в целом посильная, если задействовать внешние источники финансирования. Тем более что существующие меры поддержки в значительной степени ориентированы именно на снижение стоимости проектов. И все же сегодня отрасль не является привлекательным объектом вложений с точки зрения инвестора. Капиталоемкое оборудование, длительный производственный цикл, повышенная потребность в оборотном капитале и, главное, отсутствие четких перспектив сбыта произведенной продукции — вот основные факторы риска инвестиций в высокотехнологичный сектор промышленности.



— Какое же решение вы предлагаете?



— Прежде всего считаем необходимым развивать механизм квотирования закупок товаров у отечественных производителей. Правовая база для этого создана недавними поправками к федеральным законам 44-ФЗ и 223-ФЗ.



В дополнение к этому мы предлагаем сразу пойти еще дальше и инициировать разработку механизма гарантированного заказа на гражданскую продукцию предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности. Важно, чтобы уже на самых ранних этапах инвестиционного процесса производитель четко представлял себе перспективы сбыта своей продукции, а еще лучше — имел бы контракт с потребителем.



Таким образом, мы исключим основной фактор риска для банков и других институциональных инвесторов, которые ценят прежде всего способность заемщика генерировать стабильный денежный поток для обслуживания кредита. Уверена, что такой механизм обеспечения заемного финансирования найдет понимание и у регулятора, который может предоставить определенные послабления банкам при оценке рисков выданных кредитов.



То есть мы предлагаем следующее решение: заказ на гражданскую продукцию со стороны государства на период полной окупаемости проекта в обмен на инвестиции в основное производство со стороны промышленных предприятий и финансовых институтов. Проект может быть дополнен заказом государственных корпораций, компаний с госучастием естественных монополий.



— В чем суть идеи?



— Смысл предложенного нами инструмента в том, что одна сторона принимает на себя обязательство вложить необходимые средства в расширение, модернизацию или создание нового производства с заранее заявленными характеристиками, а государство обязуется приобрести продукцию этого производства в требуемые сроки.



Для эффективной работы инструмента необходимо, чтобы субъекты системы госзакупок заранее определяли объем, количество и технические характеристики закупаемой продукции для реализации нацпроекта, выбирали российского поставщика и заключали с ним юридически значимый контракт на поставку данной продукции по установленному графику. Поставщик по такому контракту должен произвести данную продукцию на собственных производственных мощностях, которые ему, возможно, будет необходимо расширить, модернизировать, а то и, скорее всего, создать, и поставить ее на оговоренных в контракте условиях. Привлечь финансирование для адаптации, модернизации или создания производственных мощностей под такой контракт, думаю, не составит труда. Здесь возможно будет применить также и существующие механизмы льготного кредитования.



Со своей стороны, мы готовы предложить нашу экспертизу и практические наработки в этой области, нам есть чем поделиться.



— Что станет источником платежеспособного спроса?



— Второй важнейший элемент нашего механизма — мы предлагаем опираться на уже резервируемые государством источники финансирования указанных закупок в виде национальных проектов, которые в значительной мере задают и номенклатуру необходимой продукции.



Нацпроекты могут стать поистине масштабным источником платежеспособного спроса. В рамках реализации нацпроектов уже сейчас реально заключить госконтракты на закупку продукции у предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности на сумму свыше триллиона рублей. Применение системы гарантированного заказа значительно повысит этот объем.



— Гарантированный заказ создает нерыночные преференции отдельным поставщикам…



— Безусловно, это важный вопрос. Мы настаиваем на проведении конкурсов, в рамках которых стороны смогут оценить объем необходимых инвестиций и договориться о формуле определения цены. Предварительно схема обсуждалась с «Ростехом», с НПО «Конверсия», экспертом в этой области; мы анонсировали идею на конгрессе под руководством Юрия Ивановича Борисова, получив его положительную оценку. Специалисты банка провели серию консультаций по данному механизму на многих площадках конгресса и форума «Армия-2020», заручившись поддержкой технического и экспертного сообщества.



— Существуют ли аналогичные инструменты в других отраслях? На что вы ориентировались при разработке своего предложения?



— Аналитики Новикомбанка проанализировали все работающие инструменты в смежных секторах с позиций их эффективности. Некие аналоги контрактов гарантированного сбыта применяются в различных отраслях экономики: в электроэнергетике известен так называемый договор о предоставлении мощности; РЖД практикует договор покупки будущей вещи; в фармацевтике и пищевой промышленности имеются прецеденты заключения офсетных контрактов.



Мы предлагаем систематизировать накопленный опыт применения контрактов подобного типа и разработать специальную правовую схему контрактации субъектов высокотехнологичных отраслей в целях повышения эффективности проектов диверсификации. Обеспеченность производителей гарантированным заказом, дополненная мерами льготного финансирования, создаст весомые стимулы для активизации банковского кредитования производственного сектора. В итоге мы получим модернизированное умное производство, способное выпускать конкурентоспособную продукцию не только для внутреннего, но и для международного рынка.



— Новикомбанк не первый год финансирует проекты по диверсификации производства. Расскажите об основных результатах этой работы.



— Действительно, для реализации проектов по диверсификации банком уже предоставлены кредиты и находятся в стадии организации финансирования сделки на сумму более 300 млрд руб. При этом в первой половине 2020 года объем финансирования проектов по диверсификации увеличился более чем в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Финансовую поддержку Новикомбанка получили около 100 проектов.



Мы отлично представляем всю сложность реализации гражданских проектов и считаем своим долгом принимать активное участие в решении возникающих проблем, не ограничиваясь функцией коммерческого кредитования. Поддерживая постоянный диалог с предприятиями, их заказчиками и подрядчиками, мы вместе ищем оптимальные варианты решения задач, предлагаем свои наработки, что способствует успешному достижению поставленных государством целей. Это непростой для нас, но вполне осознанный выбор. И мы не ищем альтернатив избранной нами стратегии, а верим в ее эффективность, что подтверждается ярко выраженной положительной динамикой ключевых показателей деятельности Новикомбанка.


На одном из важнейших событий этого года, военно-техническом форуме «Армия-2020», активно обсуждалась тема диверсификации и связанные с ней вызовы. Новикомбанк в качестве опорного банка госкорпорации «Ростех» поделился своим опытом финансирования проектов диверсификации и предложил новый механизм поддержки производства высокотехнологичной гражданской продукции. О том, как повысить эффективность программы диверсификации, в интервью Коммерсант-Деньги рассказала председатель правления Новикомбанка Елена Георгиева. — Новикомбанк не только традиционно поддерживает форум «Армия» как генеральный финансовый партнер, но и активно участвует в нем. В прошлом году банк заключил контракты на сумму более 80 млрд руб. Удалось ли улучшить результаты на «Армии-2020»? — Нам действительно есть чем гордиться, поскольку итоги нашей работы в этом году превзошли все ожидания: Новикомбанк подписал соглашения о финансировании на сумму более 150 млрд руб. Это почти в два раза превосходит показатели прошлого года и является рекордом за всю историю участия банка в подобных мероприятиях. — Какие из подписанных контрактов наиболее значимы? — В присутствии заместителя председателя правительства Юрия Ивановича Борисова заключены соглашения, направленные на реализацию национальных проектов «Здравоохранение», «Образование», «Экология», «Безопасные и качественные дороги». Это соглашения с холдингом «Швабе» и его дочерней компанией «Уральский оптико-механический завод» по организации финансирования на общую сумму 15 млрд руб. Среди крупнейших выделю также подписанное в присутствии генерального директора госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова соглашение с холдингом «Росэлектроника», соглашения с ПАО ОДК-УМПО, АО «Авиастар-СП», компанией «Нацпромлизинг». Необходимо отметить и соглашение с Межгосударственной корпорацией развития об организации финансирования проектов компаний из входящих в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) стран на сумму 40 млрд руб. в целях развития кооперационных и интеграционных связей предприятий и организаций государств—членов организации. Конечной целью всех этих проектов является безусловное выполнение поставленной президентом России Владимиром Путиным задачи по диверсификации производства — проще говоря, увеличение доли гражданской продукции в выручке высокотехнологичных предприятий. — Форум «Армия-2020» стал первым масштабным публичным мероприятием после полугода минимальной активности деловых коммуникаций. Накопилось множество актуальных вопросов для обсуждения в рамках живой дискуссии. Какие темы обсуждались в этот раз? — Лейтмотивом форума стала тема повышения эффективности диверсификации высокотехнологичных отраслей промышленности. Сегодня перед кластером стоит чрезвычайно актуальная и весьма непростая задача: в короткие сроки организовать производство гражданской продукции в объемах, сопоставимых с выпуском традиционной для этих предприятий продукции. Новикомбанк как опорный банк госкорпорации «Ростех» глубоко погружен в данную тему. У нас накоплен уникальный опыт финансирования производства высокотехнологичной продукции, благодаря чему мы видим ситуацию, что называется, изнутри. Именно этот опыт и стал предпосылкой предложения по новому инструменту поддержки процессов перехода на производство гражданской продукции, который, как нам представляется, повысит эффективность выполнения поставленной задачи. — Вы говорите об инструментах поддержки, но ведь они уже существуют и их немало: льготные кредиты, фабрика проектного финансирования ВЭБ и другие. Разве этого недостаточно? — Достаточно существующих мер или нет — сегодня судить преждевременно. Большинство из них стартовали в этом году, и мы пока не располагаем объективными данными по их результативности. Но как непосредственные участники процесса диверсификации промышленности мы обратили внимание на другой аспект существующих мер поддержки. Для модернизации производственной базы отрасли требуется, по некоторым оценкам, около 5 трлн руб. Сумма большая, но в целом посильная, если задействовать внешние источники финансирования. Тем более что существующие меры поддержки в значительной степени ориентированы именно на снижение стоимости проектов. И все же сегодня отрасль не является привлекательным объектом вложений с точки зрения инвестора. Капиталоемкое оборудование, длительный производственный цикл, повышенная потребность в оборотном капитале и, главное, отсутствие четких перспектив сбыта произведенной продукции — вот основные факторы риска инвестиций в высокотехнологичный сектор промышленности. — Какое же решение вы предлагаете? — Прежде всего считаем необходимым развивать механизм квотирования закупок товаров у отечественных производителей. Правовая база для этого создана недавними поправками к федеральным законам 44-ФЗ и 223-ФЗ. В дополнение к этому мы предлагаем сразу пойти еще дальше и инициировать разработку механизма гарантированного заказа на гражданскую продукцию предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности. Важно, чтобы уже на самых ранних этапах инвестиционного процесса производитель четко представлял себе перспективы сбыта своей продукции, а еще лучше — имел бы контракт с потребителем. Таким образом, мы исключим основной фактор риска для банков и других институциональных инвесторов, которые ценят прежде всего способность заемщика генерировать стабильный денежный поток для обслуживания кредита. Уверена, что такой механизм обеспечения заемного финансирования найдет понимание и у регулятора, который может предоставить определенные послабления банкам при оценке рисков выданных кредитов. То есть мы предлагаем следующее решение: заказ на гражданскую продукцию со стороны государства на период полной окупаемости проекта в обмен на инвестиции в основное производство со стороны промышленных предприятий и финансовых институтов. Проект может быть дополнен заказом государственных корпораций, компаний с госучастием естественных монополий. — В чем суть идеи? — Смысл предложенного нами инструмента в том, что одна сторона принимает на себя обязательство вложить необходимые средства в расширение, модернизацию или создание нового производства с заранее заявленными характеристиками, а государство обязуется приобрести продукцию этого производства в требуемые сроки. Для эффективной работы инструмента необходимо, чтобы субъекты системы госзакупок заранее определяли объем, количество и технические характеристики закупаемой продукции для реализации нацпроекта, выбирали российского поставщика и заключали с ним юридически значимый контракт на поставку данной продукции по установленному графику. Поставщик по такому контракту должен произвести данную продукцию на собственных производственных мощностях, которые ему, возможно, будет необходимо расширить, модернизировать, а то и, скорее всего, создать, и поставить ее на оговоренных в контракте условиях. Привлечь финансирование для адаптации, модернизации или создания производственных мощностей под такой контракт, думаю, не составит труда. Здесь возможно будет применить также и существующие механизмы льготного кредитования. Со своей стороны, мы готовы предложить нашу экспертизу и практические наработки в этой области, нам есть чем поделиться. — Что станет источником платежеспособного спроса? — Второй важнейший элемент нашего механизма — мы предлагаем опираться на уже резервируемые государством источники финансирования указанных закупок в виде национальных проектов, которые в значительной мере задают и номенклатуру необходимой продукции. Нацпроекты могут стать поистине масштабным источником платежеспособного спроса. В рамках реализации нацпроектов уже сейчас реально заключить госконтракты на закупку продукции у предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности на сумму свыше триллиона рублей. Применение системы гарантированного заказа значительно повысит этот объем. — Гарантированный заказ создает нерыночные преференции отдельным поставщикам… — Безусловно, это важный вопрос. Мы настаиваем на проведении конкурсов, в рамках которых стороны смогут оценить объем необходимых инвестиций и договориться о формуле определения цены. Предварительно схема обсуждалась с «Ростехом», с НПО «Конверсия», экспертом в этой области; мы анонсировали идею на конгрессе под руководством Юрия Ивановича Борисова, получив его положительную оценку. Специалисты банка провели серию консультаций по данному механизму на многих площадках конгресса и форума «Армия-2020», заручившись поддержкой технического и экспертного сообщества. — Существуют ли аналогичные инструменты в других отраслях? На что вы ориентировались при разработке своего предложения? — Аналитики Новикомбанка проанализировали все работающие инструменты в смежных секторах с позиций их эффективности. Некие аналоги контрактов гарантированного сбыта применяются в различных отраслях экономики: в электроэнергетике известен так называемый договор о предоставлении мощности; РЖД практикует договор покупки будущей вещи; в фармацевтике и пищевой промышленности имеются прецеденты заключения офсетных контрактов. Мы предлагаем систематизировать накопленный опыт применения контрактов подобного типа и разработать специальную правовую схему контрактации субъектов высокотехнологичных отраслей в целях повышения эффективности проектов диверсификации. Обеспеченность производителей гарантированным заказом, дополненная мерами льготного финансирования, создаст весомые стимулы для активизации банковского кредитования производственного сектора. В итоге мы получим модернизированное умное производство, способное выпускать конкурентоспособную продукцию не только для внутреннего, но и для международного рынка. — Новикомбанк не первый год финансирует проекты по диверсификации производства. Расскажите об основных результатах этой работы. — Действительно, для реализации проектов по диверсификации банком уже предоставлены кредиты и находятся в стадии организации финансирования сделки на сумму более 300 млрд руб. При этом в первой половине 2020 года объем финансирования проектов по диверсификации увеличился
0
Другие новости

Это может то, что вы искали